Tweet |
— Отец Кирилл, в ближайшее время нас могут ожидать уже не социальные революции, а технократические. Поднимался ли этот вопрос на Соборе?
— Да, этот вопрос очень остро стоял. Сейчас наука порождает безличные технологии, и если мы воспитываемся в контексте этих открытий, то в нашем представлении мир, истина, объективность — нечто безличное. Человеку, который прошел сквозь всю эту естественнонаучную выучку, очень тяжело представить, что Бог может быть Абсолютом, Истиной и в то же время Личностью. Это действительно непостижимо. Поэтому многие люди начинают понимать Бога как некую безличную силу, поле, структуру, космос, который все сотворил и всем управляет. Но вся беда в том, что такое понимание Бога разрушительно. Нельзя любить Силу. Любить можно только Личность. С Богом-Личностью можно вступить в личные отношения: Он отвечает на наши молитвы, на наши просьбы. С другой стороны, и этика возможна только в отношениях одной личности к другой. Невозможно себе представить этичное отношение к полю, к структуре. Раз этика пропадает, то можно эти безличные технологии использовать для чего угодно, для разрушения, убийства. Очень опасный симптом.
— О чем он свидетельствует?
— Вы знаете, что сейчас постоянно растет количество катастроф, и непонятно почему? Я оказался членом Северо-Западного совета по национальной безопасности; сейчас основана и Академия национальной безопасности. По прогнозам, если катастрофы будут расти с нынешней скоростью, то в 1999 году весь валовый национальный продукт России пойдет на покрытие одного ущерба от них. Наша планета целиком вступает в эпоху катастрофического развития, когда катастрофы будут не отдельным нарушением привычных законов природы и общества, а станут, если можно так выразиться, естественными. Эта привычность и частота катастроф связана именно с глобализацией, с неправильным отношением к миру, к природе, к Богу.
— Вы имеете в виду чисто технотронные катастрофы?
— Нет, и чисто природные. Все более нарастает понимание того, что человека нельзя оторвать от мира, что его неправильное отношение к миру, к Богу рождает природные катастрофы: землетрясения, тайфуны. Подобные идеи высказывают не какие-то маргинальные личности, а серьезные люди: академик Моисеев, академик Казначеев и другие, занимающиеся серьезной наукой.
— Почему же тогда все к Богу не приходят, если это столь очевидно?
— Очевидно, что что-то не так, а почему — непонятно. Очевидно, что наша научная методология порочна, начинается осознание того факта, что мы об устройстве человека почти ничего не знаем. Лет 50 назад казалось, что мы все поняли, ДНК расковыряли. И вдруг выясняется, что в человеке открываются новые стороны и мы стоим, по всей видимости, на пороге некой новой революции из-за того, что вторгаемся в очень тонкие сферы. Сейчас важно, по какому пути пойдет мир, и эта конференция подчеркнула, что необходимо более глубокое сотрудничество естествоиспытателей и богословов, священнослужителей. Возьмите квантовую механику. Она настолько сильно изменила наши представления о мире! Если бы мы глубоко вдумались в смысл открытий нашего века, то должны были бы радикально переменить наше отношение к миру.
— Каким образом?
— Мы бы поняли, что состояние мира в значительной степени обусловлено состоянием человека. В классической физике прошлого столетия материальный мир независим от человека. Вот лежит камень, и какой бы я ни был: добрый — злой, молись — не молись, никакие душевные движения на него не повлияют, нематериальное с материальным не соприкасается. А в XX веке мы поняли, что так называемое "материальное" есть на самом деле способ нашего взаимодействия с миром. И в зависимости от того, в каком состоянии мы находимся, каким мы хотим видеть мир, таким мы его и делаем.
Tweet |
Вставить в блог
"Мировые катастрофы зависят от нас самих"1 июня 1998
|
Поддержите нас!