Tweet |
Московский университет, как и прежде, является притягательным для молодежи учебным заведением в силу высокого уровня получаемого образования. Абсолютное большинство студентов — 90% (1996 год — 88%, 1997 — 93%) — отвечают, что им интересно учиться. При этом в полную меру своих возможностей учится только четверть студентов, 60% частично используют свои возможности и 15% учится ниже своих возможностей. Мнение преподавателей по этому вопросу практически совпадает с мнением студентов.
Студенты достаточно самокритично называют причины, мешающие им в полной мере заниматься учебой. В первую очередь — это личная неорганизованность. И лишь 2% студентов отвечают, что им ничто не мешает учиться.
Преподаватели несколько преувеличивают значимость такой причины, как необходимость совмещения учебы с работой. Поданным опроса 31% (в 1997 — 55%) студентов не работает, а 35% — научились успешно сочетать и то, и другое. Менее четверти студентов (19%) за время учебы стали более осознанно относиться к процессу приобретения знаний. И лишь для 9% учеба стала второстепенным делом. Необходимо отметить, что наметился спад числа тех студентов, которым мешала успешно учиться чрезмерная учебная нагрузка.
Анализ результатов исследования показал, что в большинстве случаев, по мнению студентов, они привлекаются к научной работе: через участие в научных семинарах, круглых столах, конференциях, НСО — 45%.
В меньшей степени студенты участвуют в экспериментальных работах и экспедициях (16% — в основном на естественных факультетах); в работе по грантам — 11%, по договорам — 8%, в международных проектах — 6%. Около 18% студентов не привлекаются к научной работе, из них более трети студенты гуманитарных факультетов.
Мнение студентов о причинах, мешающих им учиться | СТУДЕНТЫ | %) | |
| 1996г. | 1997г. | 1998г. |
Личная неорганизованность | 37 | 42 | 35 |
Неудачное расписание | 15 | 19 | 23 |
Необходимость совмещать учебу с работой | 24 | 24 | 21 |
Слабая материально-техническая база | * | . * | 16 |
Чрезмерный объём учебной нагрузки | 16 | 13 | 12 |
Отсутствие перспектив трудоустройства | 13 | 8 | 12 |
Неудовлетворенность уровнем преподавания | 15 | 16 | 11 |
Содержание учебных дисциплин | 14 | 15 | 11 |
Уровень довузовской подготовки | 9 | 6 | 8 |
Разочарование в специальности | 7 | 3 | 2 |
* - ранее этот пункт ответа отсутствовал. |
Таблица 1.
Мнение преподавателей о причинах, мешающих студентам учиться | ПРЕПОДАВАТЕЛИ (%) | ||
| 1996г. | 1997г. | 1998г. |
Необходимость совмещать учебу с работой | 72 | 86 | 74 |
Личная неорганизованность | 31 | 25 | 33 |
Отсутствие перспектив трудоустройства | 42 | 32 | 30 |
Уровень довузовской подготовки | 22 | 27 | 24 |
Разочарование в специальности | * | 2 | 10 |
Чрезмерный объём учебной нагрузки | 11 | 10 | 8 |
Слабая материально-техническая база | * | 6 | 6 |
Неудачное расписание | 9 | 6 | 4 |
Содержание учебных дисциплин | 10 | 3 | 2 |
* - менее 1%. |
Таблица 2.
Сегодня используют возможности подработать около половины опрошенных студентов (45%). Наиболее распространенный способ — это оказание образовательных услуг — 18% студентов занимаются этим. На втором месте — работа по договору в государственных учреждениях и временная малоквалифицированная работа — по 16%. Кроме названных способов, подработки используются и ряд других: работа по продаже аудио-, видеокассет, видеотехники, программных продуктов (6%), оказание посреднических и коммерческих услуг (6%), работают переводчиками (5%), операции с недвижимостью (4%), имеют собственное дело (4%). Треть опрошенных студентов нигде не работает.
Что касается планов студентов после окончания Университета, исследование показало, что значительная часть студентов (44%) будет искать высокооплачиваемую работу и 31% связывает свое будущее, в первую очередь, с выбранной специальностью. Немалая часть студентов думает продолжить свое образование: каждый четвертый студент хотел бы поступить в аспирантуру (причем более половины из них — представители естественных факультетов) и 11% намерены получить вторую специальность. Есть и такие жизненные планы: уехать за границу — 10% (об этом мечтают в большей мере студенты гуманитарных факультетов), открыть собственное дело — 6%, жить, как позволят обстоятельства — 4%.
Обращает на себя внимание тот факт, что лишь 4% студентов хотели бы остаться работать в МГУ (1996 год — 21%, 1997 -17%) (см. диаграмму).
К сожалению по-прежнему низким остается количество студентов (5%), имеющих возможности подрабатывать на кафедрах, в лабораториях факультетов. Это имеет объективное обоснование, поскольку материальное положение и подразделений факультетов, и самих студентов крайне неблагоприятное: кафедра не в состоянии финансово поддержать студентов, а студенты вынуждены искать более высокие приработки на стороне. В дальнейшем это может привести ко многим негативным явлениям, в том числе и к снижению конкурентности научных и преподавательских кадров.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!