Tweet |
За свое более чем полутысячелетнее существование монастырь много раз осаждался немцами, поляками, литовцами, но так и не был взят. Как рассказывает летопись, турецкий царь Амурат Селинов, браня данника своего короля польского, говорил: «Как этот глупец не одолел Печерского монастыря, не имеющего воинов?». Турки же так рассуждали: «Если бы и цари всей вселенной перешли, чтобы захватить этот монастырь, то не смогли бы победить Дом Божий и Избавителя и Защитника их». Кроме того, и еще от них слышали повесть: Спрашивали одни воины у других ― бывших у Печерского монастыря: «Пан, где ты был, у какого замка?» Тот отвечал: «Находился я у белого замка Печерского». И еще спрашивали: «Захватил ли замок?» Тот же отвечал: «Как захватить то, где изволит пребывать Сам Бог и его Матерь?» Говорили то иноверцы... Прославился же монастырь тот Печерский, ― продолжает летописец, ― даже до Рима и более того до Царя-града.
Во время Великой Отечественной войны фашистские летчики, получившие задание разбомбить обитель, не могли ее найти. Они видели кругом один только лес и вынуждены были сбрасывать бомбы наугад.
Чудесно, наконец, само начало монастыря. Летопись рассказывает, что «некий человек, Иван Дементьев, пришел как-то на вершину пещерной горы и начал рубить лес. Вдруг одно дерево, стоявшее на краю горы, свалилось вниз, как со стены, и увлекло за собой своими корнями как бы некий войлок или дерн, плотный от корней и мха. И от этого открылось устье пещерное, а над ним надпись, высеченная на стене: "Богомзданная" (т. е. созданная) пещера. Некий юродивый монах Варлаам много раз стирал эту надпись, но она тотчас появлялась опять ― ничем невредима». Пещеры эти, подобные Киевским, по преданию, вели раньше чуть ли не до Пскова, за 40 верст. В них похоронено множество людей, в основном, монахов, но также и мирян: защитников обители, горожан, спасавшихся в монастыре от иноплеменников, благочестивых вкладчиков. Много здесь покоится и представителей известных родов, например, Пушкиных. Но, кто бы ни был умерший, при вносе его тела в пещеры запах тления исчезает, поэтому даже в двух шагах от гробов, большинство из которых не закопаны, а лежат на поверхности, ― никакого смрада не ощущается.
К Пещерам примыкает Успенская Церковь, выкопанная в холме. В ней покоятся мощи преподобномученика Корнилия Псково-Печерского. Как писал про него князь Курбский, «Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря, муж святой и во преподобии мног и славен...» Преподобный Корнилий принадлежал к людям, которые одарены огромной энергией не только тела, но и духа. Такие люди не могут оставаться только созерцателями и вести исключительно аскетическую жизнь вдали от мира, в пустынях и лесах. Они ищут прежде всего возможности помочь людям, хотят быть воинами Христовыми. Они суть тот идеал монаха, о котором мечтал Максим Грек: «Истинный монах тот, кто исполняет заповеди Христовы и прежде всего заботится о спасении своих ближних». Ревностный миссионер, преподобный Корнилий был настолько широко просвещенным человеком, что даже обращался за указаниями к богослужебной практике Востока, чтобы придать торжественность и стройность монастырскому Богослужению.
Как человек незаурядный, он становится известным не только на западных рубежах России, но и в Москве. В обители подолгу проживал образованнейший человек того времени князь Курбский, проводя время в поучительных беседах с игуменом. В 1558 году по приглашению царя игумен Корнилий возглавлял депутацию от Пскова в Москву.
И при этом сей государственный муж оставался подвижником, пламенным молитвенником и сеятелем слова Божия. Он пишет монастырскую летопись «Повесть о начале Псково-Печерского монастыря» по рассказам очевидцев. Описывая чудеса от иконы Божией Матери, летописец заверяет, что «свидетель этих чудес не он один, а весь Псков и Новгород, что Богоматерь подает исцеления не только православным, но и иноверным, приходящим из немецкой земли (из Лифляндии) с верою к чудотворному образу».
Преп. Корнилием проводились изыскания в области гражданской и церковной истории Пскова, итогом которых стала дошедшая до нас «Книга летописания».
Зимой 1570 года Иван Грозный приехал во Псков, а 20 февраля (5 марта н.ст.) преп. Корнилий встречал царя с иконами у врат обители. Завистники и злые люди оклеветали преподобного пред царем, и при встрече Иван Грозный собственноручно умертвил святого. Тут же опомнившись от припадка обычной своей болезни ― грозного гнева, он на руках донес тело игумена до храма Успения, а впоследствии в знак своего раскаяния пожертвовал в обитель колокола, святые иконы и золото для их риз. В монастыре до наших дней сохранилась «кровавая дорожка», по которой царь нес убитого им святого. Через 120 лет после кончины Преподобного святые мощи его были обретены нетленными в Богом зданных пещерах.
В публикации использованы
1) «Летопись Псково-Печерского монастыря»;
2) «Преподобномученик Корнилий» Псково-Печерский листок.
Tweet |
Вставить в блог
Псково-Печерский монастырь1 июня 1995
|
Поддержите нас!