rss
    Версия для печати

    Псково-Печерский монастырь

    Это едва ли не единственный монастырь в нашей стране, не закрывавшийся даже в самые тяжелые времена гонений на Церковь. Промыслом Божиим он оказался вне пределов СССР как раз в те годы, когда упразднялись все монастыри. Благополучно переждав на территории Эстонии бурю, он, пребывая на том же месте, опять стал «российским» после нового изменения границ. Чудесные избавления от врагов мы видим на протяжении всей истории монастыря.

    За свое более чем полутысячелетнее существование монастырь много раз осаждался немцами, поляками, литовцами, но так и не был взят. Как рассказывает летопись, турецкий царь Амурат Селинов, браня данника своего короля польского, говорил: «Как этот глупец не одолел Печерского монастыря, не имеющего воинов?». Турки же так рассуждали: «Если бы и цари всей вселенной перешли, чтобы захватить этот монастырь, то не смогли бы победить Дом Божий и Избавителя и Защитника их». Кроме того, и еще от них слышали повесть: Спрашивали одни воины у других ― бывших у Печерского монастыря: «Пан, где ты был, у какого замка?» Тот отвечал: «Находился я у белого замка Печерского». И еще спрашивали: «Захватил ли замок?» Тот же отвечал: «Как захватить то, где изволит пребывать Сам Бог и его Матерь?» Говорили то иноверцы... Прославился же монастырь тот Печерский, ― продолжает летописец, ― даже до Рима и более того до Царя-града. 

    Во время Великой Отечественной войны фашистские летчики, получившие задание разбомбить обитель, не могли ее найти. Они видели кругом один только лес и вынуждены были сбрасывать бомбы наугад.

    Чудесно, наконец, само начало монастыря. Летопись рассказывает, что «некий человек, Иван Дементьев, пришел как-то на вершину пещерной горы и начал рубить лес. Вдруг одно дерево, стоявшее на краю горы, свалилось вниз, как со стены, и увлекло за собой своими корнями как бы некий войлок или дерн, плотный от корней и мха. И от этого открылось устье пещерное, а над ним надпись, высеченная на стене: "Богомзданная" (т. е. созданная) пещера. Некий юродивый монах Варлаам много раз стирал эту надпись, но она тотчас появлялась опять ― ничем невредима». Пещеры эти, подобные Киевским, по преданию, вели раньше чуть ли не до Пскова, за 40 верст. В них похоронено множество людей, в основном, монахов, но также и мирян: защитников обители, горожан, спасавшихся в монастыре от иноплеменников, благочестивых вкладчиков. Много здесь покоится и представителей известных родов, например, Пушкиных. Но, кто бы ни был умерший, при вносе его тела в пещеры запах тления исчезает, поэтому даже в двух шагах от гробов, большинство из которых не закопаны, а лежат на поверхности, ― никакого смрада не ощущается.

    К Пещерам примыкает Успенская Церковь, выкопанная в холме. В ней покоятся мощи преподобномученика Корнилия Псково-Печерского. Как писал про него князь Курбский, «Корнилий, игумен Псково-Печерского монастыря, муж святой и во преподобии мног и славен...» Преподобный Корнилий принадлежал к людям, которые одарены огромной энергией не только тела, но и духа. Такие люди не могут оставаться только созерцателями и вести исключительно аскетическую жизнь вдали от мира, в пустынях и лесах. Они ищут прежде всего возможности помочь людям, хотят быть воинами Христовыми. Они суть тот идеал монаха, о котором мечтал Максим Грек: «Истинный монах тот, кто исполняет заповеди Христовы и прежде всего заботится о спасении своих ближних». Ревностный миссионер, преподобный Корнилий был настолько широко просвещенным человеком, что даже обращался за указаниями к богослужебной практике Востока, чтобы придать торжественность и стройность монастырскому Богослужению.

    Как человек незаурядный, он становится известным не только на западных рубежах России, но и в Москве. В обители подолгу проживал образованнейший человек того времени князь Курбский, проводя время в поучительных беседах с игуменом. В 1558 году по приглашению царя игумен Корнилий возглавлял депутацию от Пскова в Москву.

    И при этом сей государственный муж оставался подвижником, пламенным молитвенником и сеятелем слова Божия. Он пишет монастырскую летопись «Повесть о начале Псково-Печерского монастыря» по рассказам очевидцев. Описывая чудеса от иконы Божией Матери, летописец заверяет, что «свидетель этих чудес не он один, а весь Псков и Новгород, что Богоматерь подает исцеления не только православным, но и иноверным, приходящим из немецкой земли (из Лифляндии) с верою к чудотворному образу».

    Преп. Корнилием проводились изыскания в области гражданской и церковной истории Пскова, итогом которых стала дошедшая до нас «Книга летописания».

    Зимой 1570 года Иван Грозный приехал во Псков, а 20 февраля (5 марта н.ст.) преп. Корнилий встречал царя с иконами у врат обители. Завистники и злые люди оклеветали преподобного пред царем, и при встрече Иван Грозный собственноручно умертвил святого. Тут же опомнившись от припадка обычной своей болезни ― грозного гнева, он на руках донес тело игумена до храма Успения, а впоследствии в знак своего раскаяния пожертвовал в обитель колокола, святые иконы и золото для их риз. В монастыре до наших дней сохранилась «кровавая дорожка», по которой царь нес убитого им святого. Через 120 лет после кончины Преподобного святые мощи его были обретены нетленными в Богом зданных пещерах.

    В публикации использованы

    1) «Летопись Псково-Печерского монастыря»;

    2) «Преподобномученик Корнилий» Псково-Печерский листок.

    Вставить в блог

    Псково-Печерский монастырь

    1 июня 1995
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru