rss
    Версия для печати

    Библейские «сказки»

    Первые главы книги Бытия написаны особым языком. Когда человек, не знающий этого языка, впервые открывает Библию и начинает читать, он говорит: «Ну, это какие-то сказки!» И попадает в самую точку. Этим он подтверждает, что язык, на котором написана Библия, имеет определенную специфику. Это язык символический, подобный иконе, которая предмет не изображает, а являет через символ, язык, доступный абсолютно всем людям, — надо только иметь ключ к его пониманию. Кратко я попробую это объяснить.

    Дело в том, что пророк Моисей говорит о таких вещах, которым нет аналогов в нашем опыте. Он рассказывает о том, как был сотворен мир, хотя не был сам тому свидетелем. Чтобы переложить на человеческий язык нечто непереложимое, люди обычно прибегают к образам. Пророк Моисей, как духовный художник, передает с помощью очень зримых и емких образов то, что ему поведал Господь. Излагает в яркой, запоминающейся форме, как бы в виде притчи. Поэтому многие слова, как некие символы, имеют совершенно иной смысл, отличающийся от общеупотребительного. Как и в иконе, иногда мы встречаемся с удивительными явлениями, необъяснимыми с точки зрения рациональной логики. Вот, например, есть икона: Усекновение главы Иоанна Предтечи. Известна иконография, где изображен Иоанн, сидящий в пустыне, Иоанн во время усекновения главы, и одновременно показана уже отсеченная глава на блюде, принесенная на пир к Ироду. На одной доске изображены как бы три события одновременно. Почему? Потому что для художника важна не история, а само событие в его духовной сущности. Или возьмем известную икону XV в. «Сошествие Святаго Духа на апостолов» из иконостаса Троицкого собора Лавры. Среди двенадцати апостолов изображен апостол Павел, который не только исторически не присутствовал при этом событии, но в то время вообще не был апостолом. С точки зрения истории как таковой изображена неправда, но по существу — истина, потому что апостол Павел по своей значимости как бы вошел в число двенадцати апостолов. Это иллюстрации, которыми я хотел свою мысль пояснить. Ну, а теперь приступим к самому тексту.

    «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: «Подлинно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого древа в раю?"

    Откуда взялся змей? Почему змей говорит человеческим языком? Почему змей разумен? Что это значит? В обычной жизни мы не встречаем говорящих змей, хотя змея издавна считается символом мудрости, царственности и т. д. Так вот, это есть образ. Образ, через который Моисей нам повествует о том, как пал первый человек. Изначально человек — существо, созданное по образу и подобию Божию, поэтому человек также существует в трех лицах: муж, жена и дитя. Каждая из ипостасей есть человек, но только вместе они имеют всю полноту человеческого бытия. И женское начало в человеке — наиболее нежное и слабое. Моисей дает нам понять, что зло подступает к той части человеческого существа, которая более уязвима и беззащитна.

    И вот зло вопрошает человека: «А прав ли Бог?» Сразу же возникает вопрос: «А откуда зло произошло?» Да, трагедия, которая произошла на земле, произошла сначала на небе, т. е. в мире невидимом. Сначала грехопадение произошло в ангельском мире, а потом уже зло приступило и к человеку. И зло здесь, в этом отрывке Священного Писания, фигурирует именно в образе змея, который подползает бесшумной шепчет: «Прав ли Бог? Подлинно ли Он сказал: «Не ешьте ни от какого древа в раю»?» Закрадывается сомнение, такой шелестящий шепот змеи в человеке, в его самой слабой части: «И сказала жена змею: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть». И сказал змей жене: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание, и взяла плодов его и ела, и дала также мужу своему, и он ел». В такой образной форме Моисей повествует всему человечеству о грехопадении.

    Этот рассказ понятен абсолютно каждому человеку независимо от того, где он родился и когда, в какой культуре воспитан, принадлежит ли исторически к какому-то вероисповеданию или нет. независимо от того, каковы его интеллектуальный уровень и образование. Вот так происходит грехопадение каждого потомка Адама, который когда-либо появился на земле. Так пал первый Адам, так падает и каждый из нас, так будут падать и все те, кто еще родится после нас. Здесь изложен механизм грехопадения. Человек начинает сомневаться в добре, и он задает себе вопрос: «А действительно, почему бы и нет?» В этот момент и происходит падение, когда он принимает мысль о том, что можно попробовать зло, испытать. Наверное, многие в детстве, согнув шпильку, втыкали ее в розетку. После этого, ясно, пробки перегорали. Нам, конечно, говорили, что этого делать нельзя и будет больно. Но недоверие к отцу, матери, тому, кто это говорил, совершили с нами то, что мы получили: испуг, ожог, может быть, скандал в доме и наказание. Падение происходит, когда человек неустойчив в добре, когда он склоняется ко злу.

    С первым человеком произошла катастрофа, которая отразилась на всех нас как на потомках. «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что они наги, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясание. И услышали голос Господа Бога, Ходящего в раю во время прохлады дня, и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая». Когда не было зла в человеке, то не было и стыда. Человек стыдится только чего-то нехорошего по своей природе, потому что он создан Богом, и добро ему свойственно по природе. А зло чуждо человеку, зло есть нарушение мира между Богом и человеком. Грех — это есть отступление от того, что и сердце человека, и веление Божие называют добром, причем отступление добровольное. И это добровольное отступление человека от Бога всегда связано со стыдом. И первый человек удалился от Отца Своего и спрятался и узнал, что он наг, и стал стыдиться. Так и каждый человек знает это по опыту, хотя бы по древнему опыту нашего детства, когда нам, действительно, бывало жгуче стыдно, ужасно стыдно.

    И дальше: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: «Где ты?» Он сказал: «Голос Твой я услышал в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся». И сказал Бог: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от древа, с которого Я запретил тебе есть?» Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел». И сказал Господь Бог жене: «Что ты это сделала?» Жена сказала: «Змей обольстил меня, и я ела».

    Опять, с точки зрения нашего понимания Бога, то, что здесь рассказано, фантастично. Бог не мог не знать, что они ели, — почему же Он спрашивает? Бог, как любящий отец, пытается их вернуть на путь добра. Он хочет, чтобы они ему сказали: «Прости». А они вместо этого обвиняют Его: «Жена, которую ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел». А жена, которой отступать некуда, говорит: «Змей обольстил меня, и я ела». Не так ли и мы делаем обычно в нашей жизни? «Почему Бог терпит, что войны на земле? Как он может допускать, что младенцы болеют? Как Бог терпит, что в мире столько зла и несправедливости?» То есть человек никак не хочет признать свою вину, потому что путь избавления от стыда может идти только в двух направлениях: либо человек оправдывает себя, либо человек признает себя виновным и кается. Что легче? Легче выглядеть хорошим, труднее признать себя грешником. Адам поступает так же, как и все мы. Он упускает тот шанс, который дает ему Любящий Отец, и происходит катастрофа — разрушен мир. Нечто подобное и с нами происходило, особенно в детстве, когда нарушался мир между нами и родителями, которые требовали от нас, чтобы мы попросили прощения. Потом, когда все улаживалось, мы просили, и нас прощали, и мир восстанавливался.

    Было ли так исторически — невозможно себе представить, потому что невозможно представить, каков был Адам, — он был совсем иной, имел совершенно другое естество: он был бессмертен, ему было открыто то, что для нас сокрыто. Поэтому тот опыт, который пережил Адам в своем грехопадении, нам недоступен, он для нас трансцендентен. Мы можем его усвоить только по тому, как совершается грехопадение с нами. Слова Священного Писания очень хорошо объясняют эту борьбу и начало вхождения зла в человека.

    Последствия греха для человека были ужасны. Природа человеческая изменилась: он стал смертен, у него закрылись духовные очи, он перестал понимать суть вещей, но самое страшное то, что он перестал видеть Бога, удалился от Него. Все в человеке извратилось. Бог создал человека по образу Своему и подобию, но Бог есть Любовь. Так вот, даже способность к любви в человеке извратилась. Вместо любви в его сердце возникло себялюбие. То есть все способности человека, заложенные в нем Богом, приобрели как бы противоположное направление. Любовь в нем должна была быть направлена к Богу, но стала направляться на себя. Гнев — естественное свойство человека — должен быть направлен на грех, а получилось, что гнев у человека направлен часто на своих близких или на обстоятельства, которые также ему посылаются от Бога. И если мы внимательно посмотрим на человека, то увидим, что жизнь человеческая вся извращена. Глядя на небо, мы видим гармонию; глядя на животный мир, мы видим, как он прекрасно устроен; глядя даже на свое тело, мы видим, что оно чудесно организовано. Все в мире прекрасно — от океана до муравейника, все изумительно гармонично, везде порядок. Где же мерзость? Мерзость — в человеческом обществе, среди людей. Мерзостные отношения между государствами, мерзостные отношения между народами, мерзостные отношения между полами, мерзостные отношения в семье, ужасные отношения между родителями и детьми. Почему так? — задает человек себе вопрос. Ведь человек — самый разумный, он самый могущественный, и каждый это осознает и чувствует, но в то же время человек не может навести даже элементарное подобие порядка. Поэтому вместо света человек являет собой черную дыру. Замечательные исследователи человеческой души — святые отцы, — очень скрупулезно и внимательно наблюдая за действиями духовных болезней в своей душе, находилипути к избавлению от них. Святая Православная Церковь имеет чудесное учение о спасении души и о возможности преодоления с помощью благодати Божией этих болезней. И имеет, и знает тот путь, на котором человек может вернуть себе райское состояние, вернуть себе блаженство, вернуть себе общение с Богом.

    Чтобы эту стену, которую сам человек воздвиг между собою и Богом, разрушить, пришел на землю Сам Бог, 1995 лет тому назад, чтобы опять соединить человека и Бога. Соединить в Самом Себе. Он стал Новым Адамом для того, чтобы каждый, кто восприимет то, что Он принес на землю, тоже воссоздал в себе падший образ. И вот в этом воссоздании прежней духовности, которая есть постоянное видение Бога, на более высоком уровне, собственно, и заключается духовная жизнь, в этом и заключаются Христианство и Православие.

    Вставить в блог

    Библейские «сказки»

    1 марта 1995
    Первые главы книги Бытия написаны особым языком. Когда человек, не знающий этого языка, впервые открывает Библию и начинает читать, он говорит: «Ну, это какие-то сказки!» И попадает в самую точку. Этим он подтверждает, что язык, на котором написана Библия, имеет определенную специфику. Это язык символический, подобный иконе, которая предмет не изображает, а являет через символ, язык, доступный абсолютно всем людям, — надо только иметь ключ к его пониманию. Кратко я попробую это объяснить.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru