Tweet |
Ново-Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь был возведен во второй половине XIX века. Он строился для афонских монахов, которые хотели переселиться сюда из русского Пантелеимонова монастыря на Святой горе в Греции. Появление Ново-Афонского монастыря стало важным событием в истории Абхазии. До революции в нем подвизались около пятисот человек братии. Высота духовной жизни иноков и их просветительская деятельность стали примером для многих поколений абхазского народа. Новый Афон был целым монашеским городом. На средства монастыря была построена и содержалась школа для абхазских детей. Они учились грамоте и читали молитвы не только на церковнославянском, но и на родном абхазском языке. Трудами иноков благоустраивалась прилегающая к монастырю территория, превратившаяся со временем в один из красивейших курортных городов Кавказа. Живописное «лебединое» озеро с изящным мостиком и каменным шатром-часовней, кипарисовые аллеи, резные беседки появились в период расцвета монастырской деятельности.
Прекрасные, с позолотой, фрески заполняют все пространство храма и отражают практически все сюжеты Священного Писания, житие многих великих святых. В храме совершаются богослужения. Мы наблюдали нескончаемый поток паломников, поднимающихся к по Царской аллее. По этому пути прошел русский император Александр III в 1888 году вместе с семьей. Этот путь монахи усадили рядами кипарисов, сохранившихся до наших дней.
***
Мы поднялись и на расположенную рядом с Ново-Афонским монастырем Иверскую гору. На ней есть чудотворный источник Иверской иконы Божией Матери, истекающий на высоте порядка двух тысяч метров! Когда-то воды там не было, но по молитвам монахов Богородица благоволила дать им источник, из которого и мы испили чистейшей воды. Над источником расположен нагорный храм во имя Архангела Михаила (VIII века) с несколькими постоянно мироточащими иконами.
Древнее христианское предание сообщает: когда воскресший Иисус послал апостолов проповедывать Евангелие всем народам, то они собрались, чтобы бросить жребий, кому куда идти. Бывшая с ними Мать Иисуса, потребовала, чтобы и Она приняла участие в метании жребия: Ей выпала страна под названием «Иверия». Сама гора издавна считается «горой Богородицы» и с ней связан ряд замечательных местных преданий. Абхазцы говорят, что Господь спрятал рай в земле и накрыл его Иверской горой. И еще, что под Иверской горой начинается подземный ход, который ведет прямо к Храмовой горе в Иерусалиме. Или как вам вот такое пророчество, услышанное от экскурсовода-семинариста: «Приближается время, когда все истинное православие, которое останется на земле, соберется вокруг этой горы».
С горы мы спустились, по пути прикоснувшись к отпечатку стопы Богородицы в скале, к месту мученической кончины св. апостола Симона Кананита - реке Псырцха, вверх по течению которой находится небольшой грот, в котором в течение почти двух лет (53 - 55 гг.) жил апостол, проповедовавший христианство местным языческим племенам. Симон Кананит, по убеждению верующих, неотступно присутствует в Новом Афоне, оказывая всем жаждущим свою благодатную помощь.
***
Решились мы еще на одну более трудную в физическом смысле поездку - в высокогорные Команы - место захоронения Иоанна Златоуста и мученика Василиска. Добраться сюда паломникам непросто. Дорогу преграждают две бурные горные реки. Паломничество в Команы точнее было бы назвать экстремальным путешествием в машине времени. Машиной времени в данном случае стал сердито фыркающий уазик выпуска 60 - 70-х годов прошлого века. Это, наверное, самый популярный вид транспорта в Абхазии. Крутая дорога в горы автоматически настраивает на молитвенный лад. Не снижая скорости, с ревом и грохотом наш уаз преодолел все спуски и подъемы, отважно «нырял» в реку, резво скача по ее каменистому дну. Затем - очередной горный перевал, еще один «заплыв», и вот вы уже в Команах. Дорога здесь кончается, дальше нужно идти пешком. При въезде в деревню увидели странную табличку: «Добро пожаловать в Команы. Осторожно, мины!». Эта надпись - страшный отголосок грузино-абхазской войны 1990-х годов. Тогда в горах шли ожесточенные партизанские бои. Многие горные районы Абхазии по сей день остаются неразминированными, перемещаться по ним без опытного проводника опасно.
В Команах стоит седой остов древнего храма, построенного на месте убиения святого Василиска. Несколько лет назад внутри каменных развалин была воздвигнута небольшая деревянная часовенка. Рассказывают, что поставил ее некий человек, молившийся на могиле мученика об исцелении своей дочери и по молитвам св. Василиска получивший от Господа просимое. Строительные материалы для церквушки доставляли на вертолете - другой возможности привезти сюда лес и все необходимое просто нет. Неподалеку от храма - чудотворный источник мученика Василиска. На его дне встречаются необычные красные камушки, покрытые несмываемой кровью святого.
Чуть дальше расположен Иоанно-Златоустовский монастырь. Много веков в нем хранится каменная гробница, в которой был погребен Константинопольский архиепископ, вселенский учитель Церкви Иоанн. Великий богослов был сослан в Колхиду и умер в Комане. Житие повествует, что в ночь перед смертью изможденному и обессилившему святителю явился мученик Василиск с утешительными словами: «Не унывай, брате Иоанне! Завтра мы будем вместе». Причастившись Христовых Таин, святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел к Господу на следующий день. Эти слова стали впоследствии если не крылатыми, то, по крайней мере, самой знаменитой молитвой. Тридцать лет его тело лежало здесь, а затем было торжественно перенесено в Константинополь.
В IX веке же в Команах произошло третье обретение честной главы Иоанна Крестителя. Мало кому из паломников удается попасть на гору и своими глазами увидеть пещеру, где это произошло. Никакие дороги наверх не ведут, безопасные горные тропы к вершине известны лишь немногим местным жителям. Господь словно закрыл для посторонних посещение этих мест, оберегая от людской суеты и любопытства тайну великой святыни.
***
После
Коман легкой прогулкой нам показалась
поездка в Лыхны - большое село рядом
с Гудаутой, древнюю столицу Абхазского
княжества. В центре села возвышается
величественный Лыхненский Успенский
собор X века. Собор является ныне действующим
и выглядит очень впечатляюще: крестообразное
сооружение в центре украшает высокий
барабан с шатрообразным куполом. Внутри
он богато украшен фресковыми росписями
XIV века и необычными иконами. В храме похоронен
последний владетельный князь Абхазии
Георгий Чачба-Шервашидзе, при котором
страна вошла в состав России. И снова
нас приятно поразило количество паломников
- кажется, их не меньше отдыхающих.
Если вы отправитесь в Пицунду, маршрутка высадит вас в центре города прямо у стен великолепного Пицундского храма Х века. Он поражает своими мощными формами и грандиозными размерами (длина - 39 м, ширина - 25 м, высота с куполом - 29 м, толщина стен 1,5 метра!) и относится к лучшим памятникам абхазского средневекового зодчества. В юго-западной части притвора сохранилась роспись XV века. В барабане купола между высокими окнами находились изображения двенадцати апостолов, из них частично сохранились десять. Полное изображение Христа и апостолов в куполе были возобновлены при реставрации храма. Здание обладает великолепными акустическими свойствами, что позволило открыть здесь органный концертный зал, где еженедельно проходят концерты. Под древними сводами звучит музыка Баха, Бетховена, Листа, Шуберта.
В конце III
- начале IV вв. Питиунт (современная
Пицунда) превратился
в место ссылки
христиан, и там
образовалась их община,
старейшая на Кавказе.
В 325 г. питиунтский епископ
Стратофил представлял
эту общину на первом
Вселенском церковном
соборе в городе Никее.
На территории Питиунта
находились самые древнейшие
в Абхазии христианские
храмы, построенные
в IV-V веках. Немалую
роль в обращении абхазов
в христианство сыграла
Византия, в которой
в то время царствовал
император Юстиниан (527-565
гг.). Историк Прокопий
Кесарийский, в 50-х гг. VI
в. первым называвший
абхазов христианами,
пишет, что император
воздвиг для них храм
Пресвятой Богородицы,
назначил священников
и добился принятия
ими христианства в
качестве официальной
религии. С VII в., с небольшим
перерывом, вплоть до XVIII
столетия абхазская
церковь существовала
как автокефальная (самоуправляемая). |
За две поездки нам посчастливилось посетить основные, но отнюдь не все святыни этого благословенного края. И куда бы мы ни ехали, везде видели еще один символ Абхазии - коров. Они повсюду и в огромных количествах. Пасутся сами, а вечером приходят домой. Стоят на дорогах, как в Индии, и водители флегматично объезжают их, шутя, что в них переселяются души гаишников. Правда, потом крестятся и говорят, что все это несерьезно, а значима одна лишь истинная вера.
Провожает гостей всегда открытая белая ладонь - часть национального флага на российско-абхазской границе.
Tweet |
Вставить в блог
Абхазия. Горный рай в подарок от Бога21 августа 2009
|
Поддержите нас!
К сожалению, в тексте есть неточности. Так, ммонастырь свт. Иоанна Златоуста в Команах был построен в начале XX века, возобновлен в 2001 году. Поэтому гробница Вселенского учителя хранится здесь совсем не "много веков". В советское время она находилась в сухумском Благовещенском кафедральном соборе, а где была после перенесения мощей святителя в Константинополь - предмет исследований.
Что касается места третьего обретения главы Иоанна Предтечи, то это совсем не пещера, а небольшая ниша в скале. Попасть туда на самом деле не так сложно. Надо знать "волшебные слова". Отправляясь в Команы, хорошо запастись акафистами святым Иоанну Предтече, Иоанну Златоусту и мученику Василиску Каманскому. Или хоть тропарями с молитвами. Святые сами вам все покажут. Вот увидите!