rss
    Версия для печати

    Пещеры Николо-Берлюковского монастыря впервые за несколько десятилетий открыты для туристов

    Уникальные храмовые пещеры Николо-Берлюковской пустыни в Ногинском районе впервые за несколько десятилетий открыты для туристов и прихожан.
    Восстановление Николо-Берлюковской пустыни началось в 2004. Уже отреставрировали стены и центральные врата. Сейчас занимаются восстановлением храма. Пещеры начали реставрировать два года назад. Пока они пустуют, но настоятель монастыря игумен Евмений уверен, что скоро в них поселятся монахи.

    О пещерах, где молились отшельники в Берлюковской пустыни, почти забыли, если бы не настоятель, которому о монастырских тайнах рассказывал отец.

    Кельи расчистили, пещерные переходы расширили и укрепили.

    Настоятель монастыря игумен Евмений говорит, что здесь хорошо думается. В бывшем храме, где едва размещается один человек, когда-то стоял трехметровый чугунный иконостас. Теперь в земляной нише маленькая икона Иоанна Предтечи, рядом свечи и полузамерзшие капли воды на стенах.

    Лаз, засыпанный землей, вскрыли, за ним оказались железные двери. Пока расчистили один этаж. А под землей в Николо-Берлюковском монастыре есть, где прогуляться. На 30-метровую глубину уходит Храм Христа Спасителя, совсем недавно он тоже был завален мусором, теперь радует глаза и души верующих.

    «Храм стоял лет 15 без крыши, - рассказывает игумен Евмений. - Вся дождевая вода стекала, только что лягушки не квакали. Все стены пришлось очищать песком, потому что они были в плесени».

    Ни книги, ни церковную утварь пока хранить нельзя - слишком высокая влажность. Зато зимой - тепло и сухо, поэтому в холода в подземном храме идут службы. 400 лет Николо-Берлюковская пустынь стоит на московской земле. И сейчас видны и былой масштаб, и величие. Самая высокая колокольня - 93 метра, самый тяжелый колокол уезда и богатейшие земли монастырского двора.

    «Во время Первой мировой войны монастырь за свой счет отправил на фронт аэроплан и содержал Щелковский завод боеприпасов. Это уже говорит о том, что денег было огромное количество», - продолжает отец Евмений.

    Сейчас здесь только два монаха и несколько послушников. Монастырь делит территорию с психиатрической лечебницей, в кельях Троицкого собора расположился пищеблок, в алтаре кабинет главного врача, а в колокольню вмонтировали гараж. Но в игуменских садах, как и раньше, растут яблоки, сливы, есть даже пасека.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru