rss
    Версия для печати

    Фильм «Понизовая вольница» — первая страница российского кино

    Исполняется 105 лет российскому кино: 28 октября 1908 года одновременно в московском театре «Аквариум», Летнем театре и в Санкт-Петербургском театре «Колизей» прошла семиминутная премьера короткометражного немого игрового фильма «Понизовая вольница» по сюжету известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень», ознаменовавшая рождение отечественного кинематографа.
    Первый игровой фильм в истории российского кинематографа «Понизовая вольница» был снят в 1908 году и выпущен 15/28 октября. Именно от него и идёт летоисчисление российского кино, сообщает сайт Всемирного русского народного собора.

    Сюжет фильма «Понизовая вольница» (другие названия — «Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна») прост. Степан Разин с отрядом одержал победу над персами и взял в полон красавицу-княжну. Атаман полюбил её. Из-за разгрома разинцами Царицына и Астрахани отряд Разина преследуют стрельцы. Степан Разин ведёт отряд на Дон, но из-за постоянных загулов, делает остановку за остановкой. Есаулы пытаются вразумить атамана, но безуспешно. Тогда, напоив Степана, вождю подбрасывают поддельное письмо, из которого становится ясно, что княжна не верна, она изменяет Стеньке с каким-то «принцем Хасаном». Степан в порыве ревности бросает княжну в набежавшую волну. Такой сюжет сценария написал Василий Гончаров (он же автор одноимённой пьесы).

    Фильм «Понизовая вольница» появился на свет стараниями продюсера Александра Дранкова. Операторами фильма были Александр Дранков и Николай Козловский. «Историческая былина» была смонтирована Дранковым из шести немых фрагментов, снятых на озере Разлив в стиле «де-арт» с массовкой в исторических костюмах с клееными бородами. При съёмках фильма впервые в мировой кинопрактике был применён «наезд» камеры. Камера «наехала» на Стеньку, ревнующего княжну к придуманному Гончаровым принцу Гасану. Для кинофильма по заказу Дранкова была написана специальная музыка. Её сочинил директор Московской консерватории, известный композитор Михаил Ипполитов-Иванов. Это была увертюра, предполагавшая дальнейшее, по ходу фильма, исполнение песни «Вниз по матушке по Волге».



    В специальном циркуляре, который заранее разослали прокатчикам ещё до выхода фильма на экраны, Александр Дранков писал: «По преданию всем нам знакомая и родная песня "Вниз по матушке по Волге" сложена товарищами Стеньки Разина. Прошло с той поры два столетия, и эта песня стала народной и тесно связалась с именем волжского ушкуйника. Песню эту знает всякий русский человек, её поют в концертах, бомонде и в бедной семье крестьянина». Дранков справедливо написал в вышеупомянутом циркуляре, что в России «нет того человека, который бы не читал об удалом атамане Стеньке Разине или не слыхал бы об этом разбойнике, вошедшем в историю».

    Режиссёром фильма выступил Владимир Ромашков. Степана Разина сыграл Евгений Петров-Краевский. Артисты труппы Петербургского народного дома исполняли все роли в этом фильме, включая и три важнейшие — Разина, есаула и княжны. В съёмках фильма принимали участие 150 человек массовки. Ателье Александра Дранкова потом продавало 224 метра кинопленки копии за 120 рублей.

    Советский журналист Николай Анощенко, вспоминая рождение русского игрового кино, писал: «Фильм "Стенька Разин — Понизовая вольница" демонстрировался на огромном экране-великане, натянутом поперёк манежа. Прикидывая сейчас по памяти его размеры, я думаю, что он был не меньше того "Гигантского кинематографа", который демонстрировался Люмьером на Парижской Всемирной выставке с целью показать одно из главнейших достоинств изобретённого им синематографа — массовость потребления его продукции, то есть кинозрелища. Показ фильма сопровождался мощным исполнением популярной народной песни «Стенька Разин», которую пел большой Синодальный хор в сопровождении специально написанной для этого случая музыки композитора Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, который сам дирижировал и хором, и оркестром во время этого запомнившегося мне киносеанса в Манеже, когда впервые в Москве, да, вероятно, и в России, кинокартину смогли одновременно смотреть несколько сот человек. Успех был потрясающим. Вероятно, именно поэтому память об этом фильме, воздействие которого на зрителей было чрезвычайно усилено пением большого хора с музыкой, и сохранилось у меня на всю жизнь».

    Хотя картина идет всего восемь минут, трудно переоценить её значение в истории отечественного кинематографа.






    Вставить в блог

    Фильм 'Понизовая вольница' — первая страница российского кино

    Фильм «Понизовая вольница» — первая страница российского кино

    25 октября 2013
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru