С 1 января 2015 года в России можно будет издавать только учебники, для которых есть электронная версия. Это требует вступивший в силу закон об образовании. У учеников и учителей будет выбор, что брать в руки: старую добрую бумажную книжку или устройство, в котором будут те же параграфы, вопросы, задания.
Tweet |
Однако полноценный электронный учебник — не просто устройство, в которое скопированы изображения страниц традиционной книги. Предполагается, что в электронной школе компьютерные пособия будут интерактивными, информативными и инновационными, сообщает «Российская газета».
В частности, в электронных пособиях будут перекрёстные ссылки между разными курсами и предметами, а также встроенные лаборатории по химии, физике или биологии. Иллюстрации дополнят видеоролики, аудиофайлы, копии документов, факсимиле. Ученики смогут там же, в компьютере, выполнять задания: программа сама проверит правильность ответов и перешлёт их учителю, чтобы тот поставил оценку. Во время урока электронные учебники объединятся в единую сеть, а педагог получит возможность работать со всем классом индивидуально, отправляя каждому его персональное задание.
Первый опыт с ридерами доказал: замена стопки бумажных книг одним легким электронным учебником облегчает школьные ранцы на несколько килограммов.
«Есть международный тест PIRLS на умение понимать прочитанный текст. После четвёртого класса наши ребята справляются с ним блестяще и среди десятилетних у России первое место по результатам PIRLS. А вот среди 15-летних мы только на 33-34-м местах. В средней школе у ребят пропадает интерес к чтению, к учению, они утрачивают навык восприятия информации. Компьютерное образование позволяет внедрить активно-действенные методы обучения, они сделают учёбу интересной и увлекательной уже для подростков, не только для малышей», — рассказала на конференции «Электронная школа» заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Светлана Авдеева.
Правильное использование компьютеров в школе действительно позволяет сильно повысить интерес детей к учебе и, как следствие, сильно улучшить их знания и оценки. Так, в Аргентине, в не самой благополучной провинции Сан-Луис, провели эксперимент: детям раздали устройства со специальными образовательными программами, учителей научили методике электронной педагогики. И если до этого Аргентина по результатам теста выпускников PISA была в третьем десятке стран, то через пять лет ребята из Сан-Луиса вышли на пятую строчку. Результат остальных выпускников аргентинских школ остался прежним.
Светлана Авдеева уверена — любые инвестиции в перевод российского образования на компьютерные рельсы окупятся. «Экономисты утверждают, что рост образовательных достижений выпускников школ на 5% через десять оборачивается удвоением ВВП страны. На образование деньги тратить не жалко», — сказалаона.
Все модели проходят довольно жесткую сертификацию, а школьные СанПиНы таковы, что даже старшеклассникам больше 25 минут подряд работать с компьютером запрещено.
Детское здоровье от электронных учебников не пострадает. Об этом свидетельствуют и результаты апробации опытных моделей, прошедшие уже в десятке регионов России, и опыт работы школ, где компьютерное обучение еще несколько лет назад стало нормой, и опыт зарубежных коллег. В начальной школе, перешедшей на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, часть уроков уже сейчас проходит на ноутбуках.
«Тем не менее риски есть. Работа с электронным учебником предполагает доступ в интернет, самостоятельный поиск и отбор информации. Ведь главная идея электронного обучения — это дать возможность детям самим добывать информацию, самим получать знания. Так учиться намного интереснее, чем слушать учителя и повторять за ним. Но при такой самостоятельности очень важно, чтобы ребята критически относились к информации, умели её проверять, осмысливать», — сказала Светлана Авдеева.
Волгоградская область вошла в число семи пилотных регионов, участвующих в эксперименте по переходу на электронные учебники. Электронные книги внедрены в 20 школах города и области. В Волгоградском лицее № 5 электронные книги решили использовать для уроков литературы.
«Мы учимся по программе "Школа 2000-2100", а она предусматривает, что на уроках литературы, особенно в старших классах, практически каждый день идет работа с новым текстом. Приносить с собой на урок такое количество бумажных книг нереально», — рассказывает учитель Ирина Зинова.
Школа закупила 12 электронных книг. Но многие ученики пользуются личной техникой — планшетами или теми же ридерами, компьютеры дома есть у всех. Учебники закачивают через электронный терминал — капсулу «Азбука» — это федеральная система легального распространения электронных учебников.
«Электронный» урок проходит практически так же, как и обычный. У каждого на парте лежит планшет или «читалка». Учитель называет, какое из учебных пособий нужно в данный момент, дети его открывают. Всё, как прежде: номер страницы, номер упражнения. Письменные задания выполняются в тетради. На уроках литературы «читалки» также позволяют выделять текст «маркером», делать закладки.
Самые простые электронные учебники просто «повторяют» свою бумажную версию. «Продвинутые» электронные пособия содержат в себе разные мультимедийные элементы, тестовые задания, позволяющие проверить знаний как всего класса, так и отдельного ученика.
«Сейчас у нас закачано 15 учебных пособий. Это два основных учебника по русскому языку, сборники тестов, дополнительные пособия. На мой взгляд, электронные книги — это хороший способ экономии родительского кошелька», — отметила Ирина Зинова.
«Цифровая библиотека находится в общем доступе и укомплектована необходимым набором учебников, входящих в образовательные программы. Кроме того, в цифровом виде школьники смогут изучать большой набор дополнительной литературы», — пояснили в министерстве образования региона.
Вслед за литературой и русским в пятом лицее электронные книги стали использовать и на уроках физики: ридеры и планшеты дают большие возможности работы с графиками, рисунками, схемами.
В частности, в электронных пособиях будут перекрёстные ссылки между разными курсами и предметами, а также встроенные лаборатории по химии, физике или биологии. Иллюстрации дополнят видеоролики, аудиофайлы, копии документов, факсимиле. Ученики смогут там же, в компьютере, выполнять задания: программа сама проверит правильность ответов и перешлёт их учителю, чтобы тот поставил оценку. Во время урока электронные учебники объединятся в единую сеть, а педагог получит возможность работать со всем классом индивидуально, отправляя каждому его персональное задание.
Первый опыт с ридерами доказал: замена стопки бумажных книг одним легким электронным учебником облегчает школьные ранцы на несколько килограммов.
«Есть международный тест PIRLS на умение понимать прочитанный текст. После четвёртого класса наши ребята справляются с ним блестяще и среди десятилетних у России первое место по результатам PIRLS. А вот среди 15-летних мы только на 33-34-м местах. В средней школе у ребят пропадает интерес к чтению, к учению, они утрачивают навык восприятия информации. Компьютерное образование позволяет внедрить активно-действенные методы обучения, они сделают учёбу интересной и увлекательной уже для подростков, не только для малышей», — рассказала на конференции «Электронная школа» заместитель исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Светлана Авдеева.
Правильное использование компьютеров в школе действительно позволяет сильно повысить интерес детей к учебе и, как следствие, сильно улучшить их знания и оценки. Так, в Аргентине, в не самой благополучной провинции Сан-Луис, провели эксперимент: детям раздали устройства со специальными образовательными программами, учителей научили методике электронной педагогики. И если до этого Аргентина по результатам теста выпускников PISA была в третьем десятке стран, то через пять лет ребята из Сан-Луиса вышли на пятую строчку. Результат остальных выпускников аргентинских школ остался прежним.
Светлана Авдеева уверена — любые инвестиции в перевод российского образования на компьютерные рельсы окупятся. «Экономисты утверждают, что рост образовательных достижений выпускников школ на 5% через десять оборачивается удвоением ВВП страны. На образование деньги тратить не жалко», — сказалаона.
Все модели проходят довольно жесткую сертификацию, а школьные СанПиНы таковы, что даже старшеклассникам больше 25 минут подряд работать с компьютером запрещено.
Детское здоровье от электронных учебников не пострадает. Об этом свидетельствуют и результаты апробации опытных моделей, прошедшие уже в десятке регионов России, и опыт работы школ, где компьютерное обучение еще несколько лет назад стало нормой, и опыт зарубежных коллег. В начальной школе, перешедшей на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, часть уроков уже сейчас проходит на ноутбуках.
«Тем не менее риски есть. Работа с электронным учебником предполагает доступ в интернет, самостоятельный поиск и отбор информации. Ведь главная идея электронного обучения — это дать возможность детям самим добывать информацию, самим получать знания. Так учиться намного интереснее, чем слушать учителя и повторять за ним. Но при такой самостоятельности очень важно, чтобы ребята критически относились к информации, умели её проверять, осмысливать», — сказала Светлана Авдеева.
Волгоградская область вошла в число семи пилотных регионов, участвующих в эксперименте по переходу на электронные учебники. Электронные книги внедрены в 20 школах города и области. В Волгоградском лицее № 5 электронные книги решили использовать для уроков литературы.
«Мы учимся по программе "Школа 2000-2100", а она предусматривает, что на уроках литературы, особенно в старших классах, практически каждый день идет работа с новым текстом. Приносить с собой на урок такое количество бумажных книг нереально», — рассказывает учитель Ирина Зинова.
Школа закупила 12 электронных книг. Но многие ученики пользуются личной техникой — планшетами или теми же ридерами, компьютеры дома есть у всех. Учебники закачивают через электронный терминал — капсулу «Азбука» — это федеральная система легального распространения электронных учебников.
«Электронный» урок проходит практически так же, как и обычный. У каждого на парте лежит планшет или «читалка». Учитель называет, какое из учебных пособий нужно в данный момент, дети его открывают. Всё, как прежде: номер страницы, номер упражнения. Письменные задания выполняются в тетради. На уроках литературы «читалки» также позволяют выделять текст «маркером», делать закладки.
Самые простые электронные учебники просто «повторяют» свою бумажную версию. «Продвинутые» электронные пособия содержат в себе разные мультимедийные элементы, тестовые задания, позволяющие проверить знаний как всего класса, так и отдельного ученика.
«Сейчас у нас закачано 15 учебных пособий. Это два основных учебника по русскому языку, сборники тестов, дополнительные пособия. На мой взгляд, электронные книги — это хороший способ экономии родительского кошелька», — отметила Ирина Зинова.
«Цифровая библиотека находится в общем доступе и укомплектована необходимым набором учебников, входящих в образовательные программы. Кроме того, в цифровом виде школьники смогут изучать большой набор дополнительной литературы», — пояснили в министерстве образования региона.
Вслед за литературой и русским в пятом лицее электронные книги стали использовать и на уроках физики: ридеры и планшеты дают большие возможности работы с графиками, рисунками, схемами.
Tweet |
Вставить в блог
Все российские школы перейдут на электронные учебники1 октября 2013
|
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.