В Курганской области практически во всех школах внедрены обязательные уроки шахмат. Игре обучают школьников младших классов. Юные курганцы постигают азы логики и правила решения нестандартных ситуаций, обучаясь игре на особых «шахматных» уроках и даже в специально оборудованных классах. Учителя говорят о положительных результатах — у школьников развивается пространственное мышление, логика и способность запоминать большие объёмы информации.
Tweet |
Областной пилотный проект «Интеллектуал Зауралья», в рамках которого школьников начальных классов обучают игре в шахматы, стартовал в трёх районах области — Альменевском, Сафакулевском и Щучанском — ещё в 2010 году, сообщает SmartNews. Основная цель, которую преследовали авторы эксперимента, — привить школьникам навыки логического мышления и решения нестандартных ситуаций. Именно шахматы, как форма интеллектуальной игры, отлично подошли для этого.
Энтузиасты из областной федерации шахмат и учителя из районных центров, выступившие в своё время с такой инициативой, нашли поддержку областной власти в лице заместителя председателя областной думы Марата Исламова.
Местные жители, чьи дети готовились стать первоклассниками, восприняли инициативу шахматных энтузиастов по-разному. Кто-то принял идею сразу и «на ура», а кто-то засомневался — нужны ли шахматы в школе, причем не в виде кружка для желающих, а в качестве дополнительного учебного предмета. Специалисты же не сомневались — идея хорошая. Именно шахматы, уверяли они, способны подготовить младшеклассника к средней школе, где от него потребуется достаточно развитое логическое мышление, умение решать нестандартные задачи и запоминать большой объём информации.
«Задача шахматного всеобуча исключительно образовательная. Основная идея — подготовить ребёнка к тем предметам среднего звена школы, где потребуются логика, память, способность правильно решать самые разнообразные проблемы. А это практически все предметы. Психологи утверждают, что способность «действовать в уме» формируется у ребёнка в период от 6 до 12 лет и является наиболее значимой, в отличие от простых накоплений знаний», — отмечает исполнительный директор Курганской областной шахматной федерации, директор детского оздоровительно-образовательного спортивного центра «Ладья» города Кургана Владимир Предеин.
«Шахматы — игра для логиков. Обучение детей игре в шахматы поможет развить ряд очень полезных качеств: логическое мышление, память, умение находить выход из сложных ситуаций не только в шахматной партии, но и в жизни. Играть в шахматы должен уметь каждый ребёнок, а будет это его увлечение или профессия, он решит сам», — говорит кандидат в мастера спорта по шахматам Владимир Фитель.
Сомнения большинства родителей курганских школьников развеялись, когда они увидели, что к внедрению шахматных уроков в экспериментальных школах готовятся основательно. Для участников проекта была издана брошюра, проведены семинары, подготовлены специальные пособия.
Главное управление образования закупило учебно-методические комплекты (их автор — известный популяризатор шахмат Игорь Сухин). Магнитные доски подарил каждой школе Марат Исламов, шахматные фигуры приобрели администрации районов.
Шахматные уроки проводились в обычных школьных классах. В Альменевской средней школе, где «шахматным всеобучем» были охвачены свыше 160 младшеклассников, даже оборудовали специализированный шахматный класс.
В 2011 году на оснащение областных школ шахматами, демонстрационными шахматными досками и учебными материалами из регионального бюджета было потрачено более 3 млн рублей. В области прошёл ряд шахматных турниров, в которых приняли участие и школьники, — например, областной шахматный турнир семейных команд «Папа, мама, я — шахматная семья», конкурс учителей начальных классов, ведущих обучение шахматам.
«Уже в первый год шахматным всеобучем в нашей школе было охвачено порядка 160 детей в возрасте от 7 до 10 лет. Пожалуй, самым трудным периодом обучения была первая учебная четверть. Во-первых, пришлось в процессе работы создавать материальную и методическую базу; во-вторых, большинство учеников совершенно не умели играть в шахматы. Большую поддержку оказала администрация района, выделившая средства на ремонт и оборудование специализированного шахматного класса», — рассказала директор Альменевской средней школы Александра Бабикова.
Она добавила: «Конечно, как и любое новое дело, внедрение всеобуча проходило непросто, откровенно говоря, этим новшеством были довольны не все учителя, родители и дети. Однако подавляющее большинство детей с интересом обучались игре, а главное, незаметно для себя учились терпению, усидчивости, умению самостоятельно принимать решения и другим полезным для развития личности навыкам».
Итоги работы эксперимента под названием «шахматный всеобуч» намечали подвести в 2012 году. Однако начинание оказалось столь успешным, что шахматные уроки не только продолжились в экспериментальных районах, но и были введены в школах практически по всему региону. Сейчас из 507 школ Курганской области шахматные уроки ведутся в 471.
Как уверяют педагоги, программа дала несомненные результаты. На уроках больше внимания уделяется практическому решению шахматных задач. Дети стали воспринимать задания в трёхмерном изображении, поскольку шахматы развивают пространственное мышление, и стали быстрее анализировать ситуацию.
«Про положительное влияние игры в шахматы на развитие ребёнка известно давно, это зафиксировано исследованиями психологов. Однако в тех исследованиях речь шла о том, что сравниваются, скажем, дети, занимающиеся в шахматных кружках, с неким «среднестатистическим» школьником, то есть надо было делать поправку на разницу воспитания вообще. А шахматный всеобуч даёт уникальный материал, позволяющий определить влияние шахмат на самых разных детей, разного уровня развития и воспитания. И должна сказать, что эксперимент оправдался полностью: у большинства детей улучшаются как объективные показатели (успеваемость), так и многие личностные характеристики, выявляемые в тестах. Нет сомнения, что всеобуч необходимо продолжать», — отмечает психолог Анастасия Заварзина.
Итоги «шахматного всеобуча» подводятся на шахматных фестивалях. Например, в мае такой фестиваль прошёл в Шадринске, а в июле — в Сафакулево, участники которого представляли семь районов области. Команды-победительницы награждались кубками депутатов Курганской облдумы, а победители и призеры в личном зачёте — медалями, дипломами и памятными сувенирами.
В России уже есть передовые регионы, где в общеобразовательных учреждениях введён урок шахмат. Например, в Югре, предмет изучают в 42 школах. Есть ещё примеры Калмыкии, Екатеринбурга. На очереди другие регионы, среди которых, разумеется, и российская столица.
Энтузиасты из областной федерации шахмат и учителя из районных центров, выступившие в своё время с такой инициативой, нашли поддержку областной власти в лице заместителя председателя областной думы Марата Исламова.
Местные жители, чьи дети готовились стать первоклассниками, восприняли инициативу шахматных энтузиастов по-разному. Кто-то принял идею сразу и «на ура», а кто-то засомневался — нужны ли шахматы в школе, причем не в виде кружка для желающих, а в качестве дополнительного учебного предмета. Специалисты же не сомневались — идея хорошая. Именно шахматы, уверяли они, способны подготовить младшеклассника к средней школе, где от него потребуется достаточно развитое логическое мышление, умение решать нестандартные задачи и запоминать большой объём информации.
«Задача шахматного всеобуча исключительно образовательная. Основная идея — подготовить ребёнка к тем предметам среднего звена школы, где потребуются логика, память, способность правильно решать самые разнообразные проблемы. А это практически все предметы. Психологи утверждают, что способность «действовать в уме» формируется у ребёнка в период от 6 до 12 лет и является наиболее значимой, в отличие от простых накоплений знаний», — отмечает исполнительный директор Курганской областной шахматной федерации, директор детского оздоровительно-образовательного спортивного центра «Ладья» города Кургана Владимир Предеин.
«Шахматы — игра для логиков. Обучение детей игре в шахматы поможет развить ряд очень полезных качеств: логическое мышление, память, умение находить выход из сложных ситуаций не только в шахматной партии, но и в жизни. Играть в шахматы должен уметь каждый ребёнок, а будет это его увлечение или профессия, он решит сам», — говорит кандидат в мастера спорта по шахматам Владимир Фитель.
Сомнения большинства родителей курганских школьников развеялись, когда они увидели, что к внедрению шахматных уроков в экспериментальных школах готовятся основательно. Для участников проекта была издана брошюра, проведены семинары, подготовлены специальные пособия.
Главное управление образования закупило учебно-методические комплекты (их автор — известный популяризатор шахмат Игорь Сухин). Магнитные доски подарил каждой школе Марат Исламов, шахматные фигуры приобрели администрации районов.
Шахматные уроки проводились в обычных школьных классах. В Альменевской средней школе, где «шахматным всеобучем» были охвачены свыше 160 младшеклассников, даже оборудовали специализированный шахматный класс.
В 2011 году на оснащение областных школ шахматами, демонстрационными шахматными досками и учебными материалами из регионального бюджета было потрачено более 3 млн рублей. В области прошёл ряд шахматных турниров, в которых приняли участие и школьники, — например, областной шахматный турнир семейных команд «Папа, мама, я — шахматная семья», конкурс учителей начальных классов, ведущих обучение шахматам.
«Уже в первый год шахматным всеобучем в нашей школе было охвачено порядка 160 детей в возрасте от 7 до 10 лет. Пожалуй, самым трудным периодом обучения была первая учебная четверть. Во-первых, пришлось в процессе работы создавать материальную и методическую базу; во-вторых, большинство учеников совершенно не умели играть в шахматы. Большую поддержку оказала администрация района, выделившая средства на ремонт и оборудование специализированного шахматного класса», — рассказала директор Альменевской средней школы Александра Бабикова.
Она добавила: «Конечно, как и любое новое дело, внедрение всеобуча проходило непросто, откровенно говоря, этим новшеством были довольны не все учителя, родители и дети. Однако подавляющее большинство детей с интересом обучались игре, а главное, незаметно для себя учились терпению, усидчивости, умению самостоятельно принимать решения и другим полезным для развития личности навыкам».
Итоги работы эксперимента под названием «шахматный всеобуч» намечали подвести в 2012 году. Однако начинание оказалось столь успешным, что шахматные уроки не только продолжились в экспериментальных районах, но и были введены в школах практически по всему региону. Сейчас из 507 школ Курганской области шахматные уроки ведутся в 471.
Как уверяют педагоги, программа дала несомненные результаты. На уроках больше внимания уделяется практическому решению шахматных задач. Дети стали воспринимать задания в трёхмерном изображении, поскольку шахматы развивают пространственное мышление, и стали быстрее анализировать ситуацию.
«Про положительное влияние игры в шахматы на развитие ребёнка известно давно, это зафиксировано исследованиями психологов. Однако в тех исследованиях речь шла о том, что сравниваются, скажем, дети, занимающиеся в шахматных кружках, с неким «среднестатистическим» школьником, то есть надо было делать поправку на разницу воспитания вообще. А шахматный всеобуч даёт уникальный материал, позволяющий определить влияние шахмат на самых разных детей, разного уровня развития и воспитания. И должна сказать, что эксперимент оправдался полностью: у большинства детей улучшаются как объективные показатели (успеваемость), так и многие личностные характеристики, выявляемые в тестах. Нет сомнения, что всеобуч необходимо продолжать», — отмечает психолог Анастасия Заварзина.
Итоги «шахматного всеобуча» подводятся на шахматных фестивалях. Например, в мае такой фестиваль прошёл в Шадринске, а в июле — в Сафакулево, участники которого представляли семь районов области. Команды-победительницы награждались кубками депутатов Курганской облдумы, а победители и призеры в личном зачёте — медалями, дипломами и памятными сувенирами.
В России уже есть передовые регионы, где в общеобразовательных учреждениях введён урок шахмат. Например, в Югре, предмет изучают в 42 школах. Есть ещё примеры Калмыкии, Екатеринбурга. На очереди другие регионы, среди которых, разумеется, и российская столица.
Tweet |
Вставить в блог
В школах Курганского региона ввели уроки шахмат13 августа 2013
|
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.