Группа энтузиастов повторила исторический перелёт легендарного полярного лётчика Василия Молокова 1935 года, преодолев более пяти тысяч километров. В экспедиции приняли участие два раритетных деревянных самолёта и три современных сверхлёгких.
Tweet |
Пилоты-энтузиасты решили повторить полёт легендарных первопроходцев воздушных трасс Заполярья, сообщает SmartNews. Экипажи вылетели из Красноярска 15 июля. Перелёт по маршруту Красноярск — Диксон — Красноярск занял шесть дней. В нём приняли участие три современных воздушных судна малой авиации — «Даймонд» и два «Аэропракта», а также два раритета — По-2 1939 года выпуска и Як-12 1950 года. Участники экспедиции старались максимально воспроизвести атмосферу романтических лет покорения Севера.
«Мы тоже хотели почувствовать себя первооткрывателями. Отсюда и военная форма, и раритетные самолёты. Даже сигнал SOS, если бы он понадобился, мы собирались подавать ракетницей 1964 года выпуска», — рассказал участник перелёта, пилот-инструктор «Клуба частных пилотов» Сергей Китаев. Он отметил: «Этот перелёт — дань памяти нашим соотечественникам, пилотам, механикам, штурманам, инженерам, техникам и всем, кто непосредственно принимал участие в развитии авиации Красноярского края, в покорении Заполярья».
Экспедиция потребовала длительной подготовки: топливо для самолётов пришлось заранее отправлять на барже вниз по Енисею, поскольку в судах малой авиации его хватает только на 10 часов полёта.
Самая сложная задача стояла перед экипажем По-2 — пилотом из Красноярска Павлом Андреевым и вторым пилотом — москвичом Виктором Михайловым. Весь полёт они провели в открытой кабине, как и Василий Молоков почти 80 лет назад.
По-2 — одностоечный, расчалочный многоцелевой типичный биплан деревянной конструкции, выполненный из сосны и фанеры с полотняной обшивкой. «По-2 был самым тихоходным из самолётов нашей экспедиции. Его скорость — всего 60 километров в час. Зато и двигатель работает очень тихо. В годы Великой Отечественной войны его называли "небесным тихоходом". Летали на нём, в основном, женщины. Почти беззвучно они подлетали к немецким позициям и сбрасывали ручные гранаты — не давали врагу спать. Немцы прозвали этот самолёт "швейной машинкой" из-за специфического звука двигателя. После войны По-2 долгие годы использовали в санитарной авиации», — рассказал линейный пилот современного пассажирского лайнера, владелец исторического самолета По-2 Павел Андреев.
Он добавил: «Насколько мне известно, у нас в России их осталось не больше пяти. Большинство самолётов уходит безвозвратно, в металлолом. Этот экземпляр сохранился только благодаря людям, болеющим авиацией. Добровольцы, в прошлом авиаинженеры, а сегодня — пенсионеры, потихоньку, тщательно собирали его по сохранившимся оригинальным чертежам. Ни таких самолётов, ни таких людей теперь не делают. Когда сидишь в его кабине, чувствуешь то, что недоступно современным лётчикам — поток встречного ветра в лицо. И это непередаваемое ощущение. По-2 — это воздушный мотоцикл. Правда, современным мотоциклам он в скорости проигрывает. Поэтому нашему экипажу приходилось каждый раз вылетать из очередного аэропорта раньше других. Потом остальные самолёты нас догоняли».
Самым быстрым в авиационной группе был «Даймонд», он может разогнаться до 220 км/ч. Як-12 и «Аэропракты» развивают скорость до 140 км/ч. Экипажем Як-12, выполнявшем во время перелёта роль «грузовика» экспедиции, стали пилот из Омска Александр Андреев и второй пилот — москвич Александр Курылёв.
«К работе Як-12 у нас ни одного замечания. 52 летных часа без единого сбоя. Мы благодарны нашему самолёту. Мы в него верили, знали, что не подведёт. Он изначально разрабатывался для сложных условий взлёта и посадки. Конструкция крыла позволяет ему взлетать и садится на крохотных аэродромах, но она же и создаёт сопротивление воздуха в полёте. Эта машина в небе с 1950 года. И она снова доказала, что способна на многое», — отметил Александр Андреев.
Як-12 — легкомоторный самолёт, обладает хорошими лётными качествами. Он устойчив в полёте, прост в пилотировании. По конструктивной схеме самолёт представляет собой одномоторный моноплан о верхним расположением крыла. Фюзеляж ферменной конструкции сварен из стальных труб. На ферме укреплён лёгкий деревянный каркас, обтянутый полотном.
Ещё один участник перелёта, современный самолёт малой авиации «Даймонд» RА-0994G (собственность семьи челябинских пилотов Евгения и Юрия Твороговых), уже побывал в нескольких длительных путешествиях, например, на Новой Земле. Двумя «Аэропрактами» А-22 управляли профессиональные пилоты-инструкторы красноярского «Клуба частных пилотов» Виктор Присягин, Сергей Китаев и Дмитрий Дружков. Полёт прошел без происшествий, согласно запланированному маршруту.
«Единственный неприятный сюрприз ожидал нас на Диксоне. Протоку между посёлком Диксон и островом, на котором расположен аэропорт, забило льдом. И перевезти бензин из поселка не было никакой возможности. Пришлось ждать, пока ветер отгонит в сторону лёд, появится просвет между торосами и можно будет на лодках доставить бочки с топливом, чтобы заправить самолёты. В результате мы выбились из графика и вернулись в Красноярск не 19-го, как планировали, а только 20-го вечером», — рассказал Александр Андреев.
Он продолжил: «Зато сколько было приятных сюрпризов! Мы познакомились с замечательными людьми, которые всегда готовы протянуть руку помощи, тепло встретить гостей. Там так принято, там совсем другие стандарты гостеприимства. А сколько непередаваемо красивых мест мы увидели! Весь маршрут вдоль Енисея очень живописен. Думаю, у этого маршрута колоссальный туристический потенциал, очень многие мечтали бы побывать в этих местах. Может быть, наш полёт поможет сделать эти мечты более реальными».
Вечером 20 июля участники экспедиции благополучно приземлились на красноярском аэродроме «Кузнецово».
«Мы доказали, что Крайней Север снова открыт для малой авиации. Это конечно, не маршрут выходного дня, но летать туда можно и нужно. Думаю, наша экспедиция — только начало, скоро по нашему маршруту полетят и другие самолёты. Побывать в Заполярье — дело чести для каждого пилота. Тем более на Диксоне — ведь это самый северный в мире населенный пункт. Там очень сложная воздушная обстановка, капризные ветра. Но раз в 1935 году туда летали люди без навигаторов, сотовых телефонов, то почему мы не можем сделать то же самое в XXI веке?», — заключил Павел Андреев.
Василий Молоков (1895-1982) — генерал-майор авиации, полярный лётчик, третий Герой Советского Союза, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин». С начала 1930-х гг. крылья управляемой им авиатехники прокладывали вдоль Енисея первые воздушные трассы в Заполярье. Летом 1932 года Василий Молоков выполнил перелёт из Красноярска в Игарку. В послужном списке лётчика первый зимний рейс на Диксон, открытие трассы Красноярск — Якутск — Колыма — Чукотка, знаменитое воздушное кольцо над Арктикой длиною свыше 30 тыс. километров, перелёт на Северный полюс.
Диксон — скалистый остров в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря, в 1,5 км от материка и около 2 тыс. км от Северного полюса. Расстояние от Красноярска до Диксона — более 2 тыс. км
«Мы тоже хотели почувствовать себя первооткрывателями. Отсюда и военная форма, и раритетные самолёты. Даже сигнал SOS, если бы он понадобился, мы собирались подавать ракетницей 1964 года выпуска», — рассказал участник перелёта, пилот-инструктор «Клуба частных пилотов» Сергей Китаев. Он отметил: «Этот перелёт — дань памяти нашим соотечественникам, пилотам, механикам, штурманам, инженерам, техникам и всем, кто непосредственно принимал участие в развитии авиации Красноярского края, в покорении Заполярья».
Экспедиция потребовала длительной подготовки: топливо для самолётов пришлось заранее отправлять на барже вниз по Енисею, поскольку в судах малой авиации его хватает только на 10 часов полёта.
Самая сложная задача стояла перед экипажем По-2 — пилотом из Красноярска Павлом Андреевым и вторым пилотом — москвичом Виктором Михайловым. Весь полёт они провели в открытой кабине, как и Василий Молоков почти 80 лет назад.
По-2 — одностоечный, расчалочный многоцелевой типичный биплан деревянной конструкции, выполненный из сосны и фанеры с полотняной обшивкой. «По-2 был самым тихоходным из самолётов нашей экспедиции. Его скорость — всего 60 километров в час. Зато и двигатель работает очень тихо. В годы Великой Отечественной войны его называли "небесным тихоходом". Летали на нём, в основном, женщины. Почти беззвучно они подлетали к немецким позициям и сбрасывали ручные гранаты — не давали врагу спать. Немцы прозвали этот самолёт "швейной машинкой" из-за специфического звука двигателя. После войны По-2 долгие годы использовали в санитарной авиации», — рассказал линейный пилот современного пассажирского лайнера, владелец исторического самолета По-2 Павел Андреев.
Он добавил: «Насколько мне известно, у нас в России их осталось не больше пяти. Большинство самолётов уходит безвозвратно, в металлолом. Этот экземпляр сохранился только благодаря людям, болеющим авиацией. Добровольцы, в прошлом авиаинженеры, а сегодня — пенсионеры, потихоньку, тщательно собирали его по сохранившимся оригинальным чертежам. Ни таких самолётов, ни таких людей теперь не делают. Когда сидишь в его кабине, чувствуешь то, что недоступно современным лётчикам — поток встречного ветра в лицо. И это непередаваемое ощущение. По-2 — это воздушный мотоцикл. Правда, современным мотоциклам он в скорости проигрывает. Поэтому нашему экипажу приходилось каждый раз вылетать из очередного аэропорта раньше других. Потом остальные самолёты нас догоняли».
Самым быстрым в авиационной группе был «Даймонд», он может разогнаться до 220 км/ч. Як-12 и «Аэропракты» развивают скорость до 140 км/ч. Экипажем Як-12, выполнявшем во время перелёта роль «грузовика» экспедиции, стали пилот из Омска Александр Андреев и второй пилот — москвич Александр Курылёв.
«К работе Як-12 у нас ни одного замечания. 52 летных часа без единого сбоя. Мы благодарны нашему самолёту. Мы в него верили, знали, что не подведёт. Он изначально разрабатывался для сложных условий взлёта и посадки. Конструкция крыла позволяет ему взлетать и садится на крохотных аэродромах, но она же и создаёт сопротивление воздуха в полёте. Эта машина в небе с 1950 года. И она снова доказала, что способна на многое», — отметил Александр Андреев.
Як-12 — легкомоторный самолёт, обладает хорошими лётными качествами. Он устойчив в полёте, прост в пилотировании. По конструктивной схеме самолёт представляет собой одномоторный моноплан о верхним расположением крыла. Фюзеляж ферменной конструкции сварен из стальных труб. На ферме укреплён лёгкий деревянный каркас, обтянутый полотном.
Ещё один участник перелёта, современный самолёт малой авиации «Даймонд» RА-0994G (собственность семьи челябинских пилотов Евгения и Юрия Твороговых), уже побывал в нескольких длительных путешествиях, например, на Новой Земле. Двумя «Аэропрактами» А-22 управляли профессиональные пилоты-инструкторы красноярского «Клуба частных пилотов» Виктор Присягин, Сергей Китаев и Дмитрий Дружков. Полёт прошел без происшествий, согласно запланированному маршруту.
«Единственный неприятный сюрприз ожидал нас на Диксоне. Протоку между посёлком Диксон и островом, на котором расположен аэропорт, забило льдом. И перевезти бензин из поселка не было никакой возможности. Пришлось ждать, пока ветер отгонит в сторону лёд, появится просвет между торосами и можно будет на лодках доставить бочки с топливом, чтобы заправить самолёты. В результате мы выбились из графика и вернулись в Красноярск не 19-го, как планировали, а только 20-го вечером», — рассказал Александр Андреев.
Он продолжил: «Зато сколько было приятных сюрпризов! Мы познакомились с замечательными людьми, которые всегда готовы протянуть руку помощи, тепло встретить гостей. Там так принято, там совсем другие стандарты гостеприимства. А сколько непередаваемо красивых мест мы увидели! Весь маршрут вдоль Енисея очень живописен. Думаю, у этого маршрута колоссальный туристический потенциал, очень многие мечтали бы побывать в этих местах. Может быть, наш полёт поможет сделать эти мечты более реальными».
Вечером 20 июля участники экспедиции благополучно приземлились на красноярском аэродроме «Кузнецово».
«Мы доказали, что Крайней Север снова открыт для малой авиации. Это конечно, не маршрут выходного дня, но летать туда можно и нужно. Думаю, наша экспедиция — только начало, скоро по нашему маршруту полетят и другие самолёты. Побывать в Заполярье — дело чести для каждого пилота. Тем более на Диксоне — ведь это самый северный в мире населенный пункт. Там очень сложная воздушная обстановка, капризные ветра. Но раз в 1935 году туда летали люди без навигаторов, сотовых телефонов, то почему мы не можем сделать то же самое в XXI веке?», — заключил Павел Андреев.
Василий Молоков (1895-1982) — генерал-майор авиации, полярный лётчик, третий Герой Советского Союза, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин». С начала 1930-х гг. крылья управляемой им авиатехники прокладывали вдоль Енисея первые воздушные трассы в Заполярье. Летом 1932 года Василий Молоков выполнил перелёт из Красноярска в Игарку. В послужном списке лётчика первый зимний рейс на Диксон, открытие трассы Красноярск — Якутск — Колыма — Чукотка, знаменитое воздушное кольцо над Арктикой длиною свыше 30 тыс. километров, перелёт на Северный полюс.
Диксон — скалистый остров в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря, в 1,5 км от материка и около 2 тыс. км от Северного полюса. Расстояние от Красноярска до Диксона — более 2 тыс. км
Tweet |
Вставить в блог
Самолёт 1939 года повторил полёт лётчика Молокова25 июля 2013
|
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.