rss
    Версия для печати

    Русское поле экспериментов. Или кто ответит за религию?

    Интернет-пользователи спорят о том, отделена ли Церковь от государства, стоит ли вводить в школе религиозное воспитание и как решается проблема религиозного просвещения школьников в других странах.

     

    21 июля Президент России Дмитрий Медведев принял решение поддержать идею введения в российских школах основ религиозной культуры.

    С 2010 г. ученики 18 российских регионов будут изучать на выбор одну из трех дисциплин: основы православия, ислама, буддизма либо иудаизма, историю и культуру религии в целом или основы светской этики. Все предметы будут преподавать светские учителя.

    Полемика вокруг целесообразности введения в школе данного предмета велась в нашей стране не один год. Недавнее заявление Президента лишь дало ей новый виток, расколов российское общество, как на горячих сторонников очередного эксперимента, так и на его противников.

    Оживленный спор не затихает и на  пространстве Рунета: многочисленные блогеры, ЖЖ -юзеры, а также читатели интернет-изданий активно включились в диспут о религии. В современном мире игнорировать мнение жителей «блогосферы» вряд ли представляется возможным.  Ведь их голос может являться хорошим вкладом в общую дискуссию.

     

    Авторская орфография сохранена. Мнения интернет-пользователей приводятся в сокращении.

    tanyaP: Очень спорный законопроект. Во-первых, вере действительно нельзя научить, она может взращиваться в семье, приходить через самостоятельное постижение жизненных закономерностей, чтение книг, духовное совершенствование. Если же религия будет "преподаваться", особенно нерелигиозными и равнодушными людьми, есть риск, что ребенок даже из религиозной семьи начнет воспринимать сложные духовные процессы поверхностно, понимать религию как "религиозность", набор бессмысленных правил и обрядов, т.к. религия без веры не имеет смысла, ее нельзя "понять". Зато совмещение противоположных религиозных идей в голове одного школьника приведет к непониманию и отрицанию всего, что "непонятно", а то и презрению к вере - если в семье ребенка не научили чувствовать, то учитель тем более с этой задачей не справится.

    Agapeatom: изучение религии - это пустая трата времени, сил и энергии детишек, родителей. Лучше бы им вместо этого свежее молоко давали и то была бы польза. Что такое религия? Это солома мёртвая, это мерзость пред Богом. Нужна вера. Так как, где вера, там спасение, там жизнь... А учить о вере невозможно. Это будет то же самое, что учить о Венере, Марсе, о... Можно, лишь, верить или не верить. И только. Если коснётся нас этот выбор, то, однозначно, дочка наша будет изучать этикет...

    Nelas: Хоть я не особо религиозен, но религия лучший способ борьбы с деградацией общества. В западной Украине во всех школах религию преподают. И она в отличие от деградирующей восточной Украины не вымирает. Жаль, что идея преподавания основ православия провалилась.

    Lupus: Бедные дети. Мало им по семь уроков в день, теперь будут еще поповщиной грузить. Сторонникам внедрения религиозного образования очень рекомендую мемуары графа Витте - он там в красках рассказывает, что из себя представлял Закон Божий, когда он учился в университете и как к нему относились студенты. Не сомневаюсь, что реальное внедрение религиозных предметов в школе вызовет только отвращение и еще больший нравственный нигилизм в среде подростков.

    afrin_ptz:  Хм, тогда, это был бы один из тех немногих предметов, которые я бы в школе забивал.

    aloneonthepluto: сдавать Закон Божий по ЕГЭ это круто. 21 век наступил

    leo_2: Если не утрировать, то речь идет о борьбе за человека, его идеологию, нравственность и пр.. Не будет православия, будет какая-нибудь другая преобладающая религия. Наверное, это правильно, что РПЦ не остается в стороне. А вообще-то Церковь лишь формально отделена от государства, де-факто ее деятельность тесно переплетена с жизнью общества. Не может такая мощная идеологическая организация, влияющая в той или иной мере на более 3\4 населения существовать сама по себе.

    mrtoday:

    Все Боги, бают, равноправно.

    К детишкам в класс придут.

    Но то, что примут их на равных,

    То тут безбожно врут!

    svjudin:Господам "святым отцам" (неважно, муллам, попам, раввинам и почим) надо в народ идти. Пусть учат своих прихожан, их детей (после 14 лет, а лучше, 18), а не рассчитывают на государственных надзирателей. Ни один из знакомых мне "православный", в отличие от меня, атеиста, не знает ни Ветхого, ни Нового заветов. Понятия не имеет о церковных правилах и традициях. Вот их-то и учите. А то дождемся сжигания еретиков. Руки прочь от светского государства.

    Диакон Андрей Кураев Церковь сегодня оказывается в очень неудобном положении. В России действительно светское государство. И церковь и в самом деле отделена от государства. Но значительная часть общественного мнения считает, что мы - одна из башен Кремля. Получается, что не имея никаких плюсов властепредержания, мы получаем все его же минусы. Со стороны кажется, будто церковь хочет учить детей из одного лишь властного инстинкта и властного интереса... Это не так. Мы идем в школу не ради расширения нашего влияния, а ради самих детей. И страны как таковой. Для нас же войти в эту новую для Церкви область - огромная головная боль и проблемы. Я бы и сам этим не занимался, если бы не повеление от Патриарха. Мне гораздо проще и интереснее со студентами общаться, да с прихожанами в храме.

    nb_licantrop  Возможно многие из участников дискуссии помнят советский школьный предмет "Этика и психология семейной жизни", и то, как училка постбальзаковского возарста, с несложившейся личной жизнью, краснея и запинаясь, пыталась объяснить половозрелым ученикам, откуда берутся дети.

    Думаю, что с предметом ОПК выйдет такая же глупость и позорище, когда неверующая с рождения и разуверившаяся во всем ТЁТКА начнет вещать об основах христианской веры. Эта порода ТЁТОК в наших школах, по всей видимости, неуничтожима. В их устах одинаково глупо и бездарно будет выглядеть и Нагорная Проповедь, и теорема Пифагора, и принципы половой гигиены. Пусть лучше будут воскресные школы для всех конфессий. Хороший путь.

    VictorVictor: Лучше бы озаботились тем, как преподают физику и химию в школах. Традиционные, известные всему старшему поколению, кабинеты физики и химии с набором обязательных приборов, реактивов и т.п. остались лишь в немногих "старых" школах. Но это, видимо, никому не нужно, т.к. человек, хорошо знающий устройство реального мира, трудноуправляем и умеет мыслить, а всякие эти придуманные предметы по истории религии и по этике (где еще специалистов найдут?), как в свое время политэкономия социализма и научный коммунизм, только плодят начетников. Ну, может быть, этого и добиваются? Достаточно взглянуть на списки "кадрового резерва".

    Власов Валерий Александрович: Наверное, в рамках занятий историей можно это вполне сделать, нет необходимости рожать новый предмет, да ещё такой конфликтный для конфессий. С моей точки зрения, как атеиста, не важно, сколько ложных фантазий и предрассудков ты изучишь перед тем, как освоишь современое знание. Конечно, роль религии в формировании этики общества важна, но важна в плане историческом, а не в плане какого-то эффекта сегодняшнего, много людей неверующих приносят обществу пользу не меньше, чем верующие, вера-один из путей, но остальные-не хуже, как минимум. Вообще не нравится мне эта возня вокруг религиозных деятелей, у них есть свои дела-пусть ими и занимаются, у страны много других проблем, не меньших-которыми должен заниматься президент.

    boris_letuchiy: Церковь отделена от государства не только формально. В ст. 14 Конституции РФ написано, что «2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Изучение религий, я думаю, не противоречит светскому характеру образования - если это изучение религий "со светской точки зрения". Однако намерение создать поконфессиональные учебники заставляет меня подозревать (пока бездоказательно), что речь идет о чем-то религиозном, чему в школе вроде бы, действительно, не место - мне просто трудно представить "православную светскую точку зрения", "иудейскую светскую точку зрения", "атеистическую светскую точку зрения" и т. п. Для полной светскости в школах не должно быть возможности выбрать религиозный предмет - там таких предметов вообще быть не должно.

    Barrister: Интересно, что практически во всех странах той самой просвещенной Европы, с которой г-да "либералы" призывают нас брать пример, давно уже существуют в школах подобные занятия, примерно по такой системе (выбор между конфессиями), а применение этого опыта в России вдруг вызывает у тех же самых "либералов" необъяснимые приступы ярости. Воистину, чудны дела Твои, Господи!

    Конституция Греции: Во имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы ... Ст. 16. Образование является важнейшей задачей государства и имеет целью моральное, духовное, профессиональное и физическое воспитание греков, развитие их национального и религиозного сознания.

    Германия: Закон Божий является «учебным предметом, включенным в программу государственных школ» (ст. 7 Конституции).

    Конституция земли Северный Рейн-Вестфалия: «В школах совместного обучения для детей разных вероисповеданий обучение и воспитание проводится на основе общих христианских культурных и образовательных ценностей» (ст. 12). «Освобождение от посещения уроков Закона Божьего производится при наличии письменного заявления от лиц, воспитывающих ребенка, или совершеннолетнего ученика» (ст. 13).

    Еще есть Бельгия, в которой родители обязаны выбрать между пятью основными религиями, для обучения - заполняется специальная форма при поступлении в школу. И никто не возмущается демагогически, почему к примеру католичество или православие в списке есть, а к примеру буддизма или синтоизма нет :)

     

    Журавлев Дмитрий: Очень разумное решение: необязательность предметов и выбор трех направлений. Но то, что их ввели - правильно. Странно, что бесятся некоторые люди по этому поводу, истина всегда обжигает людей закрытых от нее и по комментам это очень заметно.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    vienya, Саратов31.10.2009 13:16 #
    Я уже подробно высказывался в защиту ОПК здесь:
    http://apvienya.j-net.ru/blog/post/?id=15348
    на мой взгляд тут центральный вопрос: "Что такое Православная культура?" и есть ли она вообще, видео:
    http://apvienya.j-net.ru/video/view/?id=99326
    интересен ответ Нарочницкой Наталии Алексеевны, автора книги "РОССИЯ И РУССКИЕ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ"
    тут её:
    публикации
    http://www.rusk.ru/author.php?idau=1554
    сайт
    http://www.narochnitskaia.info/index.html
    деятельность
    http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/autors.cgi?item=030827161650
    dima-san, Курган27.10.2009 15:48 #
    Русские-не дураки! Пусть запомнят это все! И да пусть все знают что вне Православной Церкви - не спастись!!!
    Религий много-а спасение одно!
    И мы ещё этому противимся.
    Димитрий, Курган26.10.2009 20:31 #
    Ах, бедные мы люди бедные. И глухие мы и слепые и ум наш помрачён.
    А надо-то на коленочки да- ,,Господи помилуй,,. За себя, за детей своих. Если уж мы духовно не воспитаны были,
    дак пусть хоть они за нас Богу молятся. Опомнимся пока
    не поздно. А то ведь сегодня здесь, а завтра с
    ответом предстанем. А там и кричи и ори никто не поможет, и куда только вся прыть денется.
    Подумаем об этом сегодня, ведь завтра может быть уже поздно.
    А.М., Казань15.10.2009 0:38 #
    Прежде всего христианство - это наше прошлоее. Может тогда и Историю России начасть с 1917 года? че вдруг так набрасываться на Православнуюю культуру? Я не вижу здесь ничего плохого. Поэтому, я считаю правильно, что ввели основы ОПК, да хотябы назло всем тем кто противился этому.
    (если честно меня это радует).
    тем кто хотя бы раз читал или не читал
    Апокалипсис там есть такие строчки, примерно так: "Пережде чем придут последние дни хритсианство будет проповедано во всем мире. Во свидетельство вем народам". Согласитесь, если это Промысел Бога НИКТО ИЗ НАС УЖЕ НЕ В СИЛАХ ИДТИ ПРОТИВ. ПОЭТОМУ СМИРИТЕСЬ!!!!
    Пётр, Митнеральные Воды12.09.2009 22:05 #
    1.Провокационная "ошибка" всех атеистов и либералов заключается в том, что они как бы не "видят" того, что речь идёт не о проподавании религии или основ веры, а о преподавании "Основ духовной КУЛЬТУРЫ". Преподавание КУЛЬТУРЫ. Ещё раз для особо одарённых: проподавание духовной КУЛЬТУРЫ. Понятно, в силу конфессиональной принадлежности культурные ракурсы будут различные. В то же время я, будучи православным христианином, с преогромным любопытством походил бы на какие-либо подобные занятия по основам мусульманской культуры, потому что я живу на Северном Кавказе. Наши интеллигенствуюшие атеисты как правило не знают элементарных вещей о духовном мире своих прадедов и ещё кичаться этим. В православие палкой не загоняют. Если же ребёнок придет вере, то родители должны радоваться этому, хотя бы только потому, что он не бросит их в старости. И к тому же он не станет пить(400-500 тыс.смертей в год) и курить(500-600тыс.в год), не станет наркоманом(200тыс.в год) и пидерастом, девочка не станет блядью и будет хранить целомудрие. Дети не станут преступниками и никогда не наложат на себя руки (50-60тыс.в год). Почти гарантировано они не заболеют СПИДом, сифилисом и гонореей. Почти гарантированно, что они не попадут в тюрьму. Гарантировано, что при любых самых самых фонтастических неблагоприятных обстоятельствах они не станут бомжами. Вам этого мало. Это толь часть негатива.
    2. Позитив: как только человек познаёт Бога его жизнь наполняется такой глубиной и смыслом, что атеисту просто не полнять верующего человека. Когда Господь касается сердца человека весь мир вокруг преобразуется. Ты начинаешь понимать смысл жизни. Ты узнёшь суть любви. Ты видишь дорогу, которая ведёт к счастью. Этого мало? Но это только малая толика позитива.
    Слава Богу, что моя Русь, моя Родина, ощупью, спотыкаясь выбирается на верный путь.
    И последнее. Для атеистов и либералов. Вы иногда уравновешано, чаще истерично и агрессивно заявляете о светскости государства. Хотел бы вам напомнить: наше государство СВЕТСКОЕ. То есть равноудалённое от всех мировозренческих систем (кроме нарушающих законодательство). Почему же вытогда навязываете свой (уже давно доказанный ненаучный, примитивный) атеизм всему обществу. Инерция мышления. Но это Ваши проблемы. Почитайте популярную литературу. Расширяйте свой кругозор. Будте толерантны.
    Простите за некоторую жёсткость. Пётр.
    Ося4.09.2009 17:29 #
    Израиль - религия там на 1 месте . И никто в мире не льёт сопли по правам человека и прчему там . Процветает страна . вот пример достойный подражания . Россия -православная страна . Взять за образец , по отношению к религии Израиль и жизнь у нас наладится !!!!
    ВВС, СССР20.08.2009 9:55 #
    Очень большое подспорье в оболванивании населения, и насаждении бездуховности. Это благими намерениями выстлано, но. Начало будет пристойным и возвышенным. Потом будет рутина, нехватка кадров (конечно же низкие оплаты, очень легко устроить, типа - на духовном порыве должно держаться). И как запланированное следствие - совместительство. В результате наших детей духовности будут учить историки, географы, химики, физруки, трудовики, кто попало. А вот что там в душе у них, мы узнаем, когда детям будет уже не помочь. Прекрасный пример - прививки. Должны делать иммунологи, по всем мыслимым правилам и нормам. Но там полно противопоказаний, и стали делать участковые педиатры, всем подряд. Фарм-компании жиреют, а детей калечат. Тоже благими намерениями прикрывается...
    Татьяна, Петербург4.08.2009 19:31 #
    Скажите, а какая разница, чему учиться? Дело ведь не в предмете, а в том, как его преподносят. (Согласна, можно и на ТЕТКУ напороться, но тут уж...)Я врач, например, но отнюдь не убогий школьный курс биологии сподвигнул меня к выбору профессии. А прекрасные уроки литературы. В детей нужно вкладывать как можно больше информации, ибо мозг их пластичен, как губка. И чем этой информации больше, тем быстрее и правильнее они научатся сортировать важное и нужное от вредного и пошлого. Не бывает людей, которые учится не хотят, бывают учителя, пардон, дебилы, которые желание это отбивают, порой, надолго. Человека, а ребенка особенно, надо заинтересовать, а это сложно. Ведь только так собственное мнение формируется, эрудиция, интеллект, наконец. Вы действительно считаете, что культура религии вред нанесет? Да не больше, чем иностранный язык в общеобразовательных российских школах, после которого стыдно за наших граждан перед иностранцами. А вот узколобых и примитивных граждан точно меньше станет. Я каждый день на приеме таких наблюдаю, к сожалению, все больше среди молодежи.. И рада буду очень, если мой ребенок эти дисциплины изучать начнет. Пусть хоть историю саентологии ему преподают, если он при этом думать учится. А то некоторые товарищи ну до чего боятся засорить свой мозг новой информацией, прямо беда, как им, бедным, история религии навредит, страшно представить.
    Ирина, Липецк29.07.2009 14:07 #
    Я учитель (информатики). Думаю, могла бы научить детей по новому предмету хотя бы азам. Ведь своим собственным детям приходится отвечать на вопросы: кто такие ангелы, что сегодня за праздник, что такое грех и т.п. Самое главное, чтобы были хорошие учебники, методическая литература для учителя и печатные тетради для письменных заданий для детей. Желательно, чтобы оценивался предмет зачет-незачет. И совсем я не "ТЁТКА". А симпатичная и приятная, но строгая и требовательная учительница. Наверное, nb_licantrop давно не был в школе...

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru