Tweet |
-
То, что заседания Священного Синода стали
проводиться не только в Москве, но и в
Санкт-Петербурге, Киеве - новшество,
которое ввел Святейший Патриарх Кирилл.
Очевидно, это дает возможность руководству
Церкви знакомиться с реальными церковными
проблемами на местах, соотносить с ними
свои решения. Ведь не только света, что
в Москве. Конечно, для нас это большая
честь и радость иметь возможность принимать
и общаться с выдающимися иерархами нашей
Церкви, которые примут участие в заседании
Синода и в киевских торжествах. Насколько
я знаю, более ста архиереев Русской Православной
Церкви приедут в Киев на праздник Крещения
Руси, день тезоименитства Блаженнейшего
Митрополита Владимира. Повестка дня заседания
Синода нам неизвестна, вероятно, будут
рассмотрены какие-то общецерковные проблемы,
потому что все вопросы жизнедеятельности
Украинской Православной Церкви решает
Священный Синод УПЦ.
- Не могли бы вы прокомментировать маршрут поездки Патриарха: кем он составлялся? По какому принципу выбирались места для посещения? Могут ли эти выбранные места вызвать среди членов УПЦ КП и УАПЦ возможную оценку как провокации, направленной на обострение межконфессиональных отношений в Украине?
- Маршрут и график визита составляли специальные комиссии, созданные Священными Синодами РПЦ и УПЦ. Мы тоже вносили свои предложения. День Крещения Руси -это день рождения Русской Православной Церкви, и конечно, новоизбранный Патриарх должен посетить святые места, связанные с этим судьбоносным событием - Киев и Херсонес. Волынь - это родина первого московского митрополита - святителя Петра, а посещение Донецка - это долг памяти Святейшему Патриарху Алексию, который в прошлом году должен был посетить горняцкий край, но по состоянию здоровья в последний момент вынужден был отказаться от поездки. Таким образом Святейший Патриарх посетит и Запад, и Восток, и Север, и Юг Украины.
Я
не думаю, что маршрут выбирался
с учетом наличия или отсутствия
в указанных регионах раскольников.
Раскольничьи общины в основном сосредоточены
в западных регионах, но и там (в Ровенской
и Волынской областях) их в два-три раза
меньше, чем наших. Святейший Патриарх
едет к своей пастве, и право православных
верующих молиться со своим Патриархом
защищено Конституцией и законами Украины.
Что касается провокаций, то раскольники
легки на подъем, и могут их организовать
в любом месте.
- Сложная проблема автокефалии в церкви на Украине - это болезненная тема, вспомнить, к примеру, раскольника Филарета Денисенко и образование УПЦ Киевского Патриархата. Однако и внутри самой УПЦ Московского Патриархата есть настроения, поддерживающие идею автокефалии. Скажите, насколько сильны и значительны эти настроения и силы?
- Проблема автокефалии - это проблема разрыва на две части единой тысячелетней Русской Православной Церкви, поэтому она болезненна не только для верующих Украины, но и всей полноты РПЦ. Она навязывалась политиками, униатами, властью, в начале 1990-х - с насилием, погромами. В единстве РПЦ справедливо видят основу духовного единства восточнославянских народов, их тысячелетней цивилизации, и это вызывает раздражение. Якобы это единство мешает нам «самоидентифицироваться», стать европейским народом, великим и независимым. 20 лет назад, когда Украина входила в десятку промышленно развитых стран мира, утверждали, что этому мешает СССР, Союз разрушили, началась всеобщая деградация, которую до сих пор не можем остановить, нашли новую причину - Православную Церковь. Нашей власти, элите все время что-то, кроме собственной бездарности, мешает сделать страну процветающей, поэтому она постоянно вмешивается во внутрицерковные дела, занимается богостроительством, созданием «поместной церкви», хотя это запрещено Конституцией и законами Украины.
Подавляющее
большинство верующих УПЦ (МП), священников
и архиереев дорожит единством с Русской
Православной Церковью, что закреплено
в последних решениях архиерейских соборов
УПЦ и РПЦ. Есть небольшая группа церковных
и околоцерковных сервилистов-публицистов,
которые эту тему будируют, но никакой серьезной
аргументации, кроме униатских русофобских
перепевов, я не встречал. Власть за автокефалию,
и мы - не против, власть за Мазепу - и
мы вот рядом и т.д. Холуйство, древнее,
как мир.
- В свете этого, как можно оценить приезд Патриарха Кирилла: можно ли ожидать возможного диалога церквей на Украине, а, быть может, даже усиления внутренних усилий к объединению и установления межконфессионального мира?
-
Я думаю, Святейший Кирилл -
это Патриарх единства. В интервью
накануне визита он заявил, что
время разделений уже минуло.
В Украине существует межконфессиональный
мир, его не надо устанавливать, храмовых
войн, слава Богу, уже нет. Есть проблема
унии и расколов, но они преодолеваются
церковными путями: унии - через диалог
с Римом. Абсурдность существования этого
реликта воинствующего средневекового
католического прозелитизма, уже очевидна
и самим униатам. Поэтому они готовы влиться
в пропагандируемую властью, единую поместную
православную церковь, правда, с одним
условием - чтобы эта церковь признала
главой папу римского. Расколы преодолеваются
тоже через диалог, возвращение отпавших
в спасительное лоно Церкви через покаяние.
Такие случаи происходят во всех наших
епархиях. Иногда даже целые раскольничьи
епархии, как недавно в Донецке, просят
принять их. Конечно, здесь должно сказать
свое слово и государство, которое взяло
обязательство перед Советом Европы решить
вопросы реституции церковной собственности.
Раскольники должны создавать свою собственность,
а не паразитировать на чужой. Поэтому
все храмы, церковное имущество, незаконно
переданное властью схизматикам, а также
захваченное раскольниками должно быть
возвращено законному владельцу - Украинской
Православной Церкви.
- Отношение раскольнических церквей к приезду Патриарха Кирилла, что странно, положительное: так Мефодий Кудряков, глава УАПЦ, в своем официальном заявлении высказался о необходимости проявления «терпимости к высокому гостю». Почему такой парадокс, что отношение раскольнических церквей к данному визиту хорошее, вопреки противостоянию с УПЦ Московского Патриархата?
- Святейшего Патриарха пригласили и УПЦ, и президент, и премьер-министр, и лидеры оппозиции. Все они задействованы в организации и проведении визита. Выступать против визита, сорвать его - это нажить себе везде врагов и прежде всего во власти, с руки которой и кормятся расколы. А они более всего дорожат благосклонностью власти. Кроме того, в предвыборный год они кровно заинтересованы в сохранении оранжевой власти. Виктор Ющенко, у которого шансов остаться на второй срок немного, не может допустить, чтобы визит не был успешным. Он должен показать и народу, и миру, что Украина за пять лет его правления стала свободной, демократической, европейской державой, а не оранжевым захолустьем, с вечными уличными революциями, бунтами, драками и провокациями экстремистов.
Вместе с тем у самих раскольников уважительное отношение к Патриарху. Какая бы пропаганда не насаждалась политиками и униатами, у всех есть глаза и уши, и они видят в Святейшем Патриархе выдающегося деятеля современного православного мира.Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!