Tweet |
Добраться сюда можно пешком от Ливадийского дворца (а туда - на маршрутке от Ялты или пешком от поворота «на Ливадийскую больницу» с Ялтинской трассы) - по Царской тропе (с советских времен она называется «Солнечной», хотя скрыта от солнцепека под смыкающимися кронами деревьев). Сначала тропа приведет вас к белоснежной беседке-ротонде - этот ориентир невозможно не заметить. Когда-то сюда вела лестница в 204 ступени, но сейчас вы едва ли найдете их остатки.
В звучном слове «Ореанда» есть что-то таинственное: до сих пор его не удалось перевести ни на один из ныне существующих языков. Может, тот народ, который дал этой местности такое имя, давно исчез с лица земли.
В дороге тоже есть что-то таинственное: сейчас она кажется мне простой, но мы на каждом повороте звонили знакомым и переспрашивали, направо нам нужно или налево. Так что не заблудитесь.
Ореанда отличается от своей соседки Ливадии скалистыми пейзажами: у самого моря высится Мачтовая скала, немного правее беседки - Крестовая, а над ними гордо подняли свои головы горы Ай-Никола, Белоголовая и дикий утес Хачла-Каясы. Отвесные скалы, глубокие овраги, лазурное море создали неповторимую красоту этих мест.
Здесь мечтал поселиться и жить частной жизнью император Александр I. Николай I подарил имение в Ореанде своей супруге Александре Федоровне, и было решено построить здесь дворец для летнего отдыха. Императрица воздвигла на скале, которую татары называли Урьянда, деревянный крест. После революции крест, тогда уже чугунный, был уничтожен, но новое название скалы - Крестовая - осталось. Здесь построили великолепный двухэтажный дворец, устроили множество фонтанов, каскадов, пруд с лебедями. А вот храма тогда не было - хотя теперь ясно, что предыстория его уже началась.
Храм, приличный памяти императрицы
После смерти императрицы имение перешло к Великому Князю Константину Николаевичу, а в августе 1881 года в жаркий летний воздух поднялись клубы дыма: дворец горел. Восстановить его после пожара Великий Князь не чувствовал себя в состоянии. «Пусть же из остатков его созиждется храм Божий. Мне кажется эта мысль очень прилична и достойна памяти матушки», - писал он.
Храм очень подходил по стилю к скалистым пейзажам Ореанды. «Я должен сознаться, - писал Константин Николаевич, - что церковь вполне меня восхищает изяществом и пропорциональностью всех своих форм, всего своего ансамбля. Стиль выдержан превосходно, и она дает впечатление, можно сказать, архаическое - своей изящной и благородной простотой».
Храм св. Иоанна Кронштадтского и прпмц. Елисаветы
Осенью 1894 года в храме в Нижней Ореанде служил св. прав. Иоанн Кронштадтский. Служил он неоднократно, а после богослужения в полном облачении с Чашей со Святыми Дарами однажды отправился в Ливадийский дворец к больному Императору Александру III. Даже интересно, был ли уже тогда в Ливадийском дворце домовый храм - по крайней мере, сейчас есть. А представьте себе священника, идущего по царской - но все же тропе, с Чашей и в облачении, сегодня - например, к болеющему депутату или даже Президенту в санаторий. Конечно, тогда уже было понятно, что Иоанн Кронштадтский - не вполне обычный священник; но сколько всего, что потом оказывается поступком святого, произойди оно на наших глазах, показалось бы нам в лучшем случае эпатажем...
В 1908 году здесь говела и причащалась Великая Княгиня, будущая преподобномученица Елисавета Феодоровна.
Во время летнего отдыха на Южнобережье в Покровскую церковь неоднократно приходила молиться вся августейшая фамилия.
Сегодня перед западным входом в храм стоит бюст св. праведного Иоанна Кронштадтского, а святая Елисавета пребывает здесь своей иконой с частицей мощей.
Былое великолепие
Храм получился небольшим, крестообразной формы, с одним куполом. Северную, западную и южную стороны храма обрамляет арочная галерея. У храма не было колокольни, для этого использовали растущий рядом дуб. На этой своеобразной звоннице была устроена площадка, где было пять колоколов.
Покровская церковь отличалась богатым убранством. Желто-оранжевые оконные стекла наполняли храм мягким солнечным светом. Резной иконостас сделали из ореха, дуба, кипариса и можжевельника, но со временем его предполагали заменить мраморным.
Огромная заслуга Великого Князя состоит в том, что он вновь возродил в России забытое искусство мозаики. Когда-то ею украшали лучшие киевские храмы, среди которых храм Софии; мозаика, в отличие от живописи, сохраняла краски яркими и насыщенными даже по прошествии сотен лет. После освящения Покровского храма в Ореанде туда привезли мозаичные иконы работы Антонио Сальвиатти, итальянского мастера того времени.
К сожалению, большинство этих мозаик не сохранились до наших дней. Почти полностью уничтожен образ Покрова Богородицы и еще девять икон. Чудом уцелели изображение Спасителя, восьми апостолов, восьми ангелов, четырех евангелистов, расположенных в куполе и парусах храма, византийский орнамент и два панно «Рождество» и «Воскресение Христово», украшающие западную стену.
Чеховская скамейка
Неподалеку от храма над склоном вам покажут «Чеховскую скамейку». Если встать до рассвета, то с этого места вы увидите, как солнце встает из моря, а справа в тумане будет скрываться Ялта, и облака будут цепляться за вершины гор. А еще со стороны скамейки иногда будут появляться группы туристов (но там нет подъема от моря: значит, вы просто не заметили их, когда они шли мимо храма в ту сторону) - или же они будут исчезать в том же направлении.
Скамейка же называется «чеховской» неспроста.
Музей, мастерские, склад
После революции храм пережил немало трудных дней и едва не погиб. Церковь закрыли в 1924 году и передали в ведение ОХРИС (комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы), а затем Управлению Ливадийским дворцом. На замечательные мозаичные фрески приходили посмотреть экскурсанты, вход стоил всего 10 копеек.
В 1927 году здание пострадало от землетрясения, в алтарной части образовалась трещина, но, конечно же, его никто не ремонтировал. С церкви пытались сбросить крест, но не смогли его сорвать - он сломался у основания. Часть этого креста ныне хранится в храме как драгоценная реликвия.
Морской ветер и дым кадильный
Сегодня, подходя к храму перед богослужением, поражаешься: в храме столько открытых дверей, что он прозрачен, как крытая галерея. На богослужении кажется, что ты стоишь на затененной улице, и ветер доносит аромат моря, который смешивается с ладаном при каждении. Справа видны кипарисы, кусочек моря, горы над Ялтой; слева - деревья... Только в тишине Ореанды можно служить так: в любом городе за шумом машин и голосами не было бы слышно молитвы.
Храм был возвращен Церкви в 1992 году; тогда впервые за 68 лет там совершалась Литургия. В 2001 году построили новую звонницу (у храма и сейчас растет дуб, но служить колокольней ему уже не по силам), а в 2002 году впервые раздались и звоны колокола весом 603 килограмма. В 2003 году на купол храма вознесся ажурный крест. Отец Николай Доненко, который служит в храме, - автор множества книг о новомучениках и исповедниках российских, публицист, церковный историк.
Собственно, кроме пейзажа, каких много на Южном берегу Крыма (хотя каждый неповторим) и храма, нет больше в Нижней Ореанде ничего интересного. Только вот непостижимый диалог древнего ландшафта с возрожденным храмом стоит того, чтобы прислушаться. Может, нет смысла туда ехать не на богослужение, но многое можно приобрести, побывав на всенощной и литургии в этом укромном уголке.
-
Паперть храма
-
Внутреннее убранство храма. Фото с сайта www.krim.biz.ua.
-
Мозаика в куполе храма
-
Алтарное окно и звонница храма
-
Предрассветная Ялта, вид от Чеховской скамейки
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!