rss
    Версия для печати

    Со дня испытания первого авиалайнера прошло 100 лет

    Весной 1913 года воздушный корабль Игоря Сикорского, получивший название «Гранд», произвел серию полетов в Петербурге. С того момента, 100 лет назад, началась история современных авиалайнеров и тяжелых бомбардировщиков.
    Российский инженер-авиатор Игорь Сикорский первым, кто сумел создать нечто большее, чем небольшой биплан с мотором, сообщает Русская служба BBC.

    Опытный образец, задачей которого было только доказать возможность подняться в воздух и безопасно приземлиться, тем не менее, уже имел внутри фюзеляжа гостиную с креслами и столом, а также уборную — то есть был оснащен как современные пассажирские самолеты.

    Кроме того, Сикорский смог поднять в небо и научить летать свой самый первый тяжелый самолет — до «Гранда» авиаконструктор не создал ни одного прототипа.

    В то время будущее тяжелых многомоторных самолетов вызывало сомнения у большинства специалистов — они считали, что авиация не сможет шагнуть дальше небольших машин с одним двигателем.

    Сикорскому приходилось доказывать жизнеспособность его идеи на практике — окончательно скептиков убедил только вид летящего над Невским многомоторного тяжелого самолета.

    Спустя несколько лет во время Первой мировой войны тяжелые самолеты будут строить и в других странах.

    Целью постройки большого самолета с несколькими двигателями, по словам самого Сикорского, было повышение надежности и безопасности пилота.

    Самой большой опасностью для летчиков в то время была поломка двигателя. «Остановка мотора на аэроплане в воздухе всегда очень неприятна, а в некоторых случаях даже опасна», — отмечал Сикорский.

    Авиаконструктор решил построить самолет, на котором будет несколько моторов — в случае отказа одного из них сесть можно будет на остальных.

    «Для надежного передвижения по воздуху на дальние расстояния надо пользоваться аэропланами с несколькими двигателями и надо, чтобы на аппарате находилось несколько человек, из которых каждый должен исполнять свое определенное дело. Но это еще не все. Мы знаем, что большой корабль идет по морю спокойно и может легко выдержать такие волны, которые для небольшой лодки могут быть опасны. То же самое должно быть и в воздухе. Большой тяжелый воздушный корабль с сильными двигателями должен идти в воздухе более устойчиво и должен легче переносить непогоду, чем небольшой легкий аэроплан», — писал Сикорский в своих воспоминаниях.

    Скептики, которых было большинство, говорили, что такой большой и тяжелый самолет не сможет оторваться от земли, им невозможно будет управлять в воздухе из-за инерции, столь громоздкую машину невозможно сбалансировать в принципе, а даже легкое нарушение баланса в воздухе просто опрокинет ее; наконец, говорили, что застекленная кабина просто не даст возможности пилоту чувствовать потоки воздуха.

    В то время считалось, что летчик обязательно должен чувствовать поток воздуха лицом и управлять самолетом, опираясь на это чувство. Его называли «птичьим», и тогда считалось, что хороший авиатор должен обладать им с рождения.

    В действительности в то время многие законы аэродинамики были неизвестны — сам Сикорский, производя расчеты, не всегда мог быть уверен, что все пойдет как надо, и самолет полетит. Тем не менее первые же полеты оказались успешными.

    Сикорский сразу стал экспериментировать — проверять возможности нового самолета. Прежде всего — его надежность.

    «Во время полетов пробовали останавливать моторы. Сперва один, потом сразу два, наконец, два с одной стороны. Аппарат сохранял свою устойчивость. Когда бывало необходимо, механик во время полета выходил на крыло, пробирался к двигателю и делал, что следует», — писал конструктор.

    Все сомнения скептиков были развеяны.

    Судьбу Сикорского можно назвать сравнительно легкой и удачной. В 1913 году он был хоть и молодым, но уже довольно известным в России конструктором.

    Впоследствии «Гранд» был переименован в «Русского витязя» и под этим именем вошел в историю. Самолет в 1913 году поставил несколько мировых рекордов продолжительности полета и грузоподьемности.

    Игорь Сикорский же после испытаний «Гранда», которые сделали его всемирной знаменитостью, проработал в России до 1919 года.  Затем он перебрался сначала во Францию, а потом в США, где также прославился как авиаконструктор — создатель тяжелых многомоторных самолетов и пионер вертолетостроения.



    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru