Tweet |
|
Фотограф Костас Асимис |
Представленные на выставке фотографии условно можно разделить на две категории: те, которые сделал сам фотограф Костас Асимис (цветные) и те, которые он разыскал в монастырских архивах(черно-белые).
Впервые Асимис приехал на Афон в 1984 году. Познакомившись с жизнью монастырей Святой Горы, Асимис обнаружил множество фотографий, на которых была запечатлена жизнь афонских насельников и монахов. Именно благодаря Асимису был отреставрирован фотоархив русского Свято-Пантелеимонова монастыря.
На старых снимках мы видим и общий вид монастырей, и отдельные события монастырской жизни, например, поднятие колокола на колокольню. Событие снято, может быть, и не очень художественно, но происходящее зафиксировано, и это - главное в данном случае. Старые фотографии выглядят очень «официально», это что-то вроде монастырской летописи.
Есть на старых фотографиях и афонские насельники. Вот монах с подносом в руках, радушно встречающий паломники. А вот иноки в хлебопекарне, кожевенной и сапожной мастерских. Еще на одном снимке - монахи-кузнецы. На другой фотографии - целая толпа паломников-вовенных, сидящих на земле перед сходом в храм.
Новые, цветные фотографии Асимиса - как бы продолжение традиций афонской фотографии. Он снимает то же самое, что до него снимали немногочисленные паломники и даже монахи. Никаких композиционных или световых изысков. Все очень просто, строго. Красота и ценность этих фотографий не в творческом решении фотографа, а в том, что на них снято - монастырь Филофей и монастырь Симона и Петра, могила старца Силуана Афонского, усыпальница (или костница) - небольшое помещение с расписанными фресками стенами, вдоль стен которого на полках лежат кости почивших братьев.
«Дать многим людям хоть чуть-чуть почувствовать и увидеть, что такое Афон», - так определил цель выставки Председатель Попечительского Совета «Русского Афонского общества» Г.С. Полтавченко.
На фотографиях мы видим не только молящихся монахов или священников, например, духовника сербского монастыря. Костас Асимис снимал и афонских паломников. На нескольких фотографиях мы видим тогда еще митрополита, а теперь уже Патриарха Кирилла, молящегося в одной и афонских обителей, нынешних премьера и президента, посетивших афонские монастыри.
Как заметил Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, присутствовавший на открытии, фотографии передают тепло и свет Святой Горы Афон. И во многом благодаря тому, что фотограф Асимис фотографирует не как сторонний наблюдатель или взыскательный художник, а как человек, немало времени проведший и проводящий на Афоне и потому знающий и чувствующий жизнь Святой Горы.
На открытии экспозиции «ТД» удалось задать Костасу Асимису несколько вопросов:
- Скажите, где уже проходила эта выставка?
- Началась она в Москве в 2007 г. Потом проходила в других городах России: Костроме, Курске. Потом, скорее всего, отправится в Калугу.
- А в Греции?
- В Греции мы и так можем увидеть Афон! Там очень многие ездят на Святую Гору. А в России только некоторые паломники. Поэтому выставка главным образом дает возможность увидеть Афон тем, кто там никогда не был.
- Как возникла идея сделать такую выставку?
Посол Греции Михаил Спинеллис и фотограф Костас Асимис |
-Ничего случайного не бывает. Почему две православные страны не должны иметь дружественные отношения? Эта экспозиция как и многое другое, что происходит сейчас, -
это такой общий поток, общее направление развития отношений между Россией и Грецией.
- Есть ли у Вас последователи или ученики, продолжающие традиции афонской фотографии?
- Последователей нет. Ученики у меня только монахи, которым я иногда дарю фотоаппараты. Я думаю, в этом деле не нужно специально иметь учеников. Если говорить о фотографировании Афона, лучшие фотографы, конечно, сами монахи, потому что они могут снять то, что мне, как мирскому человеку, неизвестно или недоступно.
- То есть в большей степени это хроникальные фотографии?
- Да. Что-то вроде фотографической летописи Афона.
Выставка в Политехническом музее продлится с 21 июля по 7 августа
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!