Министерство образования и науки РФ существенно сократит список профессий, которые можно получить в российских вузах. По планам министерства пересмотр профессий должен пройти в этом году — из более чем 500 специальностей высшего образования останется около 100.
Tweet |
«В официальных классификаторах много профессий, которых уже почти нет или они не востребованы рынком труда из-за узконаправленности. Зато современных нет. Переход со «специализации» на «направления» позволит готовить кадры в более широком диапазоне», — считают в Министерстве, сообщают «Известия».
Директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина (участвует в процессе обновления классификаторов) пояснила, что с переходом на двухуровневое образование Россия уйдет от подготовки по специальностям к подготовке по направлениям, как это делается во всем мире.
«Наша система специализации не является гибкой. Речь идет о принципиальной смене концепции. Специальности останутся только в «специалитете» (второй уровень магистратуры). Будущие специалисты и студенты получат не узкую специальность, а подготовку широкого профиля», — рассказала Ирина Абанкина.
Директор института уточнила, что контрольные цифры приема в вузы будут рассчитываться по направлениям.
«Классификация должна быть сопряжена с профессиональными стандартами, ведь нельзя забывать, что основной потребитель специалистов — рынок труда», — добавила Абанкина.
Актуальность обновления общероссийских классификаторов связана еще и с тем, что в 2011 году ЮНЕСКО утвердила обновленную версию Международной стандартной классификации в образовании (МСКО). В рамках проекта предполагается гармонизировать российские классификаторы с МСКО.
Реорганизация профессий скажется как на преподавателях, так и на самих учебных заведениях. Придется менять учебные программы, схемы подготовки студентов, корректировать учебные курсы и т.д.
Руководитель Центра образовательных разработок Школы управления «Сколково» Андрей Баркин подчеркнул, что профессиональные направления и рынок труда сейчас быстро меняются и есть смысл определить список общих направлений, чтобы каждые несколько лет «не переписывать одну и туже бумажку».
«Уже 70 лет существует система международных организаций, которые координируют вузовские программы различных стран. Одна из таких организаций — ООН, в которую входит Международная организация труда (высшее образование находится на стыке образования и труда). Система высшего образования становится глобальной, и нужны общие решения, которые подходят большинству стран. Иметь 191 национальный классификатор как-то неразумно», — сказал Андрей Баркин.
Директор Института политических исследований, проректор по связям с госорганами и общественными организациями Российского экономического университета имени Плеханова Сергей Марков невысокого мнения о будущих изменениях.
«Эти постоянные изменения и переназывания кажутся не реформами, а имитациями. В Британии, Франции и многих других странах сохраняются названия профессий. Нам также нужно менять в первую очередь содержание учебных материалов и процесса обучения. А эти перетряски структуры, названий и т.д. я считаю контрпродуктивными», — отметил Марков.
Окончательный и обновленный список — уже направлений, а не специализаций — должен появиться в начале декабря текущего года.
Директор Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина (участвует в процессе обновления классификаторов) пояснила, что с переходом на двухуровневое образование Россия уйдет от подготовки по специальностям к подготовке по направлениям, как это делается во всем мире.
«Наша система специализации не является гибкой. Речь идет о принципиальной смене концепции. Специальности останутся только в «специалитете» (второй уровень магистратуры). Будущие специалисты и студенты получат не узкую специальность, а подготовку широкого профиля», — рассказала Ирина Абанкина.
Директор института уточнила, что контрольные цифры приема в вузы будут рассчитываться по направлениям.
«Классификация должна быть сопряжена с профессиональными стандартами, ведь нельзя забывать, что основной потребитель специалистов — рынок труда», — добавила Абанкина.
Актуальность обновления общероссийских классификаторов связана еще и с тем, что в 2011 году ЮНЕСКО утвердила обновленную версию Международной стандартной классификации в образовании (МСКО). В рамках проекта предполагается гармонизировать российские классификаторы с МСКО.
Реорганизация профессий скажется как на преподавателях, так и на самих учебных заведениях. Придется менять учебные программы, схемы подготовки студентов, корректировать учебные курсы и т.д.
Руководитель Центра образовательных разработок Школы управления «Сколково» Андрей Баркин подчеркнул, что профессиональные направления и рынок труда сейчас быстро меняются и есть смысл определить список общих направлений, чтобы каждые несколько лет «не переписывать одну и туже бумажку».
«Уже 70 лет существует система международных организаций, которые координируют вузовские программы различных стран. Одна из таких организаций — ООН, в которую входит Международная организация труда (высшее образование находится на стыке образования и труда). Система высшего образования становится глобальной, и нужны общие решения, которые подходят большинству стран. Иметь 191 национальный классификатор как-то неразумно», — сказал Андрей Баркин.
Директор Института политических исследований, проректор по связям с госорганами и общественными организациями Российского экономического университета имени Плеханова Сергей Марков невысокого мнения о будущих изменениях.
«Эти постоянные изменения и переназывания кажутся не реформами, а имитациями. В Британии, Франции и многих других странах сохраняются названия профессий. Нам также нужно менять в первую очередь содержание учебных материалов и процесса обучения. А эти перетряски структуры, названий и т.д. я считаю контрпродуктивными», — отметил Марков.
Окончательный и обновленный список — уже направлений, а не специализаций — должен появиться в начале декабря текущего года.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.