Tweet |
Мирон Литвак, директор псковской «кузницы трубачей» — музыкальной школы № 5 — за четверть века, отданных любимой профессии, обучил более полутора тысяч детей. По словам педагога, его цель — не просто научить правильно брать ноты, а, добиться того, чтобы ребенок, соприкасаясь с музыкой, инструментом, постепенно — далеко не сразу — но все-таки стал личностью. А труба это только лишь способ. И все-таки: почему именно труба? На этот вопрос музыкант отвечает просто: «в оркестре у него всегда главная партия».
«Плюс к тому, я считаю трубу частью нашей семейной истории. Все мои четверо братьев играли на трубе. Разве я мог изменить эту традицию? Моя мать великолепно пела, а если вспоминать еще дальше, то музыка была в нашем доме постоянно — мой дед по женской линии был главным капельмейстером графа Воронцова», — рассказывает Мирон Литвак.
При этом сам Мирон Исаакович с грустью констатирует, что сегодня жанр духовой музыки находится в стране в самом плачевном состоянии. Доходит до парадоксов: не проходит и недели, чтобы ему не позвонили из музыкальных училищ Москвы, Санкт-Петербурга, других крупных городов, умоляя: дайте нам талантливых ребят. Такой же дефицит испытывают и военные оркестры.
«Наша музыкальная школа сейчас является, кажется, единственной специализированной в России (Москва не в счет), где дети учатся играть на духовых инструментах. В этой связи не могу не сослаться и на мнение Дениса Мацуева, с которым мы неоднократно встречались во время его коротких визитов в Псков. Он тоже с большой тревогой наблюдает за положением в этом виде музыкального искусства. И меня искренне радует, что он, как патрон фестиваля "Крещендо", активно ратует за возрождение жанра. В этом смысле афиша этой грандиозной для нашего города музыкальной акции уникальная: там всегда можно найти найдете несколько фамилий талантливых ребят-духовиков. Также я нашел поддержку и у нашего знаменитого саксофониста Игоря Бутмана. Во время недавнего визита в Псков, он мне так и сказал: "Любая помощь, вплоть для мастер классов для ваших ребят. Только скажите, и я приеду"», — говорит Мирон Литвак.
Тем не менее он признает, что золотые времена для духовых оркестров прошли. Их пик, по воспоминаниям псковских старожилов, пришелся на первые послевоенные десятилетия, когда буквально в каждом детском доме, каждой школе были организованы свои коллективы. Люди старшего поколения еще помнят, как и в Пскове, в Летнем саду, играл на танцах духовой оркестр. А потом пришла мода на вокально-инструментальные ансамбли и постепенно духовая музыка сошла на нет. Сегодня, к слову, в таком же положении оказались и рок-группы. Им на смену пришел человек-оркестр под названием «ди-джей», который с ворохом пластинок может исполнить любую мелодию по выбору. Солисту порой остается просто жалкий выбор.
«Никогда не забуду картину, которую я наблюдал на кладбище: шли похороны, куда был приглашен только один музыкант (к слову, трубач). У него был на груди усилитель, который транслировал так называемую "мунусовку". Вот такие наши реалии», — рассказал Мирон Литвак.
«При этом я не против прогресса. Я только за то, чтобы с водой не выплеснули ребенка, потому что глубоко уверен: обучение музыке, владение навыками игры на любом инструменте расширяет сознание, делает человека внутренне богаче, а жизнь — ярче», — отметил музыкант.
Есть и еще одно обстоятельство, которое делает профессию трубача дефицитной: низкая заработная плата. К примеру, ставка преподавателя школы всего 5,5 тысяч рублей при полной занятости, когда у него занимается 12 ребят. Вот и приходится многим коллегам Мирона Исааковича (по большей части они все его бывшие ученики) идти подрабатывать грузчиками, охранниками, где зарплата не в пример выше и доходят до 20 тысяч рублей. Не мудрено, что в прошлом году только один паренек решил избрать для себя профессию музыканта и пошел продолжать учиться по классу духовых инструментов в псковский областной колледж искусств.
«При этом нам все время говорят о дефиците средств. Будь в моей власти распределение бюджетных денег, то я бы, не задумываясь, его ¾ направил бы на развитие культуры, детского творчества. И уверяю вас, в таком случае мы значительно легче могли решать многие социальные проблемы. Мне обычно возражают, что такие предложения не сработают. А я всегда на это отвечаю: потому что никто не пробовал. Давайте проведем эксперимент, и вы увидите, насколько эти меры окажутся действенными», — говорит Мирон Литвак.
По словам руководителя духового оркестра «Геликон» псковского детского дома Александра Роора, есть только одно слово, которое характеризует нынешнее состояние духовой музыки — катастрофа. «Не так давно мы с ребятами ездили в Москву на фестиваль, где были представлены 63 территории страны, и я эту катастрофу видел своими глазами, потому что почти никто не занимается духовиками. Справедливости ради скажу, что такая же ситуация во всем мире. Далеко ходить не надо. Сам я родом из Нарвы (ныне — это Эстонская республика) — город, который в время славился своими духовыми оркестрами. Когда я закончил школу, то нас в Псков учиться в музыкальном училище приехало аж 11 человек. Сейчас, насколько я знаю, в моем родном городе нет ни взрослого, ни детского оркестра. Псков в этом смысле исключение, где есть два сумасшедших человека — Мирон Литвак и ваш покорный слуга, которые пытаются держать марку. И больше того, еще строим планы. Во всяком случае, сейчас наша цель — Олимпиада в Сочи, где мы бы хотели выступить в рамках культурной олимпиады по зимним видам спорта», — рассказал Александр Роор.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!