rss
    Версия для печати

    Рождение новозаветной Церкви

    На Троицу пол в храме устлан свежей травой, люди, стоя на коленях, читают молитвы. Что мы празднуем, и причем здесь березы?

     

    О том, что произошло, рассказано в первой главе книги Деяний Апостолов. В иудейский праздник Пятидесятницы ученики Иисуса Христа собрались вместе в Иерусалиме и вдруг услышали шум с неба. Шум был как от сильного ветра, он наполнил дом, в котором они находились, и над каждым из них апостолов появился как бы огненный язык. Так внешне они увидели действие сошедшего на них в тот час Святого Духа.

    Другим Его проявлением было то, что апостолы стали говорить на разных языках. Наверное, они сами очень удивились этому и вышли на улицу.

    В тот день в Иерусалиме было многолюдно: множество иудеев пришли в город, чтобы отпраздновать Пятидесятницу. Те, которые родились вне Святой Земли, говорили на разных языках. И вдруг каждый из них услышал свое родное наречие!

    Представляю, как радостно каждому их них было встретить в Иерусалиме человека, говорящего с ним на одном языке! И как же они удивились, когда узнали, что множеством языков владели самые обычные люди, пришельцы из бедной окраинной Галилеи!

    Да ладно, неужели эти бедняки и вправду знают языки? Не почудилась ли им иностранная речь? И не пьяны ли эти люди, называющие себя последователями Иисуса Христа?

    И тут апостол Петр развеял их сомнения и объяснил, что все это происходит на самом деле и знание языков - это дар Бога.

    Слушавшие были поражены до глубины души. Они видели и своими ушами слышали то, о чем читали в книгах или знали от мудрых старцев и раввинов. Когда-то давно пророки исполнялись Святого Духа и сообщали их предкам волю Господа и предсказывали будущее. И вот теперь на Святой земле происходит аналогичная вещь: простые люди говорят о великих делах Божиих и без труда объясняются на разных языках. Это не предание, а реальность!

    -Что нам делать? - только и могли спросить люди у апостолов.

    - Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

    Тогда крестились около трех тысяч человек. Они разделили между собой имущество, каждый день пребывали в храме, вместе молились и преломляли по домам хлеб. Они хвалили Бога и находились в любви у всего народа. Они образовали христианскую Церковь - тело, главой которого был Христос, а равноправными членами - входящие в нее люди.  В этот день родилась христианская Церковь .  Бог Отец положил ей основание в Ветхом Завете, Бог Сын создал Церковь, воплотившись на земле, Бог Дух Святой действует в ней. Апостолы не были бессмертны, и ту Божественную благодать, которая сошла на них в день Пятидесятницы, они передали своим последователям, рукоположив первых епископов.

    Эта благодать пребывает в Церкви и поныне, передаваясь через Таинство рукоположения епископов, священников и диаконов.

    Другое Таинство, в котором человек получает благодать Святого Духа,- это Крещение. Получается, что первыми таким образом были крещены апостолы (Иоанн Предтеча крестил только водой).

    Возникает вопрос: почему после совершения Таинства Крещения такие дары, как знание языков и дар исцеления, даются не каждому христианину? Вопрос для многих важный, потому что и здоровье - дело хорошее, и знание языков всегда пригодится.

    Святитель Иоанн Златоуст объясняет это тем, что в первые времена христианства людям было настолько трудно поверить в Воскресение, что им необходимо было видеть чудо, например такое, как дар владения иностранными языками. Потом, когда вера в людях окрепла, эти свидетельства оказались им не нужны. Так что не стоит думать, что мы чего-то лишены по сравнению с первыми христианами. Напротив, у нас есть то, чего не было у них. Только мы этого не видим (не хотим видеть) и не ценим, гонясь за временным, а не за вечным.

    На Руси праздник Троицы стали отмечать не сразу после крещения, а в период расцвета русского Православия - при преподобном Сергии Радонежском.

    Праздник Пятидесятницы состоит из двух праздничных дней - Троицы  и Духова дня. Первый называется Троицей, потому что перед людьми проявилось единство Бога Отца, Сына и Святого Духа. «В сей день торжественно открылась св. Троица - Бог Отец, пославший Духа Святаго Апостолам по ходатайству Сына Своего Господа Иисуса Христа, и Дух Святый, от Отца исходящий и чрез Сына нисшедший на Апостолов и умудривший их вещать о великих делах Божиих на разных языках, которым они не учились и коих не знали», - писал Св. Иоанн Кронштадтский.

    Второй день носит название Духов день, потому что вспоминается само сошествие Святого Духа на апостолов.

    Т.е. событие одно, просто в разные дни вспоминаются различные его стороны.

    В чем же смысл Пятидесятницы?

    Вот как объясняет это Иоанн Златоуст: «Христос взял начаток нашего естества и воздал нам благодать Духа; и как бывает после продолжительной войны, когда кончено сражение и заключается мир, так что бывшие между собою во вражде дают друг другу поруку и заложников, так произошло и между Богом и человеческим естеством; оно послало Ему в поруку и заложником свой начаток, который вознес Христос, а Он в замен послал нам в поруку и заложником Духа Святого. А что мы имеем поруку и заложника, это видно из следующего: порука и заложники должны быть царского рода, поэтому и ниспослан нам Дух Святый, как царственный по естеству, равно как и вознесшийся от нас был царского рода, потому что Он был от семени Давидова. Поэтому я уже больше не страшусь, так как начаток наш восседает горе; поэтому, хотя бы кто говорил мне о черве неумирающем, или об огне неугасающем, или о других наказаниях и мучениях, я уже не боюсь, или лучше, хотя и боюсь, но не отчаиваюсь в своем спасении».

    Иными словами, Пятидесятница - день, в который завершается дело спасения человеческого рода, день окончательного примирения Бога и людей.

    Не случайно оно произошло именно через 50 дней после Воскресения Христа. «Седмицы дней производят пятидесятницу - день у них священный (Лев.23:21), - писал об иудеях Св. Григорий Богослов, - седмицы же лет - так называемый ими юбилей, в который бывало и оставление земли, и освобождение рабов, и возвращение купленных владений прежним владельцам. Ибо народ этот посвящает Богу начатки не только плодов и первородных, но также дней и лет. Так чествование числа семь привело к чествованию пятидесятницы. Ибо число семь, помноженное само на себя, дает пятьдесят, причем недостает одного дня, но он занят нами от будущего века и есть восьмой, вместе же и первый, или, лучше сказать, единый и нескончаемый. Ибо там должно окончиться здешнее субботствование душ, чтобы дана была часть семи и восьми (Екк.11:2), как некоторые раньше нас понимали это Соломоново изречение».

    «Восьмой день» - это метафора, которая обозначает новую эпоху. Будущий Собор всех Сил Небесных святые Отцы называют «днем восьмым»: в сем веке дни идут седмицами, а когда придет Сын Человеческий, наступит новая эпоха - «восьмой день». Так что 50-й день символизирует начало нового периода в истории человеческого рода, эпохи, в которую Святой Дух пребывает на Земле - в Церкви.

    «Со дня события в Сионской горнице в мир вошла новая сила, - писал Иоанн (Крестьянкин) о сошествии Святого Духа на апостолов. - Сила, которой утверждается Царство Божие в сердцах человеческих».

    По сей день существует традиция украшать храмы и красные углы дома зелеными ветками березы. Нежные зеленые листья , хотя и пришедшие в Церковь из языческих весенних обрядов, - символ наступления нового времени, освященного Святым Духом.

    От Пятидесятницы принято отсчитывать все последующие недели церковного года (1-ое воскресенье по Пятидесятнице и т.д.) вплоть до Недели мытаря и фарисея (Великого Поста).

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    СВЕТА, ОМСК12.07.2009 10:25 #
    "Говорили на иных языках"-это значит, что произносили слова на родном языке,а их понимали все народы т.к каждый слышал свое наречие.Смешно слушать, как человек знающий 2-3 языка говорит, что на нем Святой Дух.
    Михаил, Николаев8.06.2009 8:03 #
    Спасибо, кратко и доходчиво. Буду сам знать и всем на работе рассказывать. В церкви так мудрено рассказывают, а здесь все понятно.
    Александр, Мурманск8.06.2009 1:01 #

    Хотелось бы получать информацию по православной
    тематике.
    Irina, Sankt Petersburg i Stockholm.7.06.2009 16:11 #
    Boljshoe spasibo za zhizneno vazhnuju informaziju!!!!
    Vedj tot kto pojmet, poverit i primet eto v dushu ne umret vo veki! Spasibo za Zhiznj v Issuse , v Otze i Svjatom Duhe! S prazdnikom Velikoj Troizi vas!!!!
    Максим Бойко, Зноймо7.06.2009 15:17 #
    На иных языках и сейчас говорят крещеные Духом Святым христиане.
    Александр, Харьков7.06.2009 14:57 #
    Очень полное, но в то же время понятное обобщение праздника Святой Троицы!
    зинаида, м.о.7.06.2009 14:12 #
    я недавно разговаривалап с пятидесятниками,они все меня уговаривали покреститься водой,но ведь я уже крещенная водой с детства,зачем еще раз,все.что они говорили мне понятно и близко,но зачем второй раз креститься???
    никлай, тула7.06.2009 13:48 #
    Очень интересно. Думаю,что почаще надо проводить такие беседы.
    Сергей, Москва7.06.2009 13:29 #
    Воистину
    Троица Святая - духовное единение наших умственных представлений о Боге - как об Отце, Сыне и Святом Духе -
    объединяет и вавилонскую разделенность Единого Языка Духа на множество производных от него языческих "языков" - возвращает им в Духе их коренное единство
    Наталия, Коррлев7.06.2009 13:06 #
    Спасибо автору и изданию. С Праздником!
    Ольга, Венеция7.06.2009 12:30 #
    Написано "в первые времена христианства людям было настолько трудно поверить в Воскресение, что им необходимо было видеть чудо, например такое, как дар владения иностранными языками. Потом, когда вера в людях окрепла, эти свидетельства оказались им не нужны". Интересно, по какой такой причине не были показаны чудеса типа вышеописанных во время коммунистического режима, когда громили церкви? Не снизошли до нас, видимо, может бог не любит русских? Мне кажется лучше вернуться к язычеству, если так сильна потребность верить во что-то. По крайней мере будет что-то исконно русское.
    Андрей Рябоконь, автор книг (общим тиражом около 200 000 экз.) в Украине и России, Харьков, бывшая "Южная столица России"7.06.2009 11:52 #
    Замечательно, что Вы даёте современным языком хорошее пояснение фактически нашей истории - поскольку отношусь к религиозной истории в первую очередь именно как к очень важной составляющей Истории Человечества.
    В связи с этим интересно и оправдано использование, как доходчивых примеров, рассказов и притч, легенд - притчи, легенды широко представлены (для "закрепления материала", надо полагать!..) и в Новом Завете - и даже в завете Ветхом.
    Может быть, в хорошем смысле подражая русской классике 19-го века, имеет смысл издавать отдельные рассказы (или сборники) подобных полезных в общеобразовательном (как минимум) отношении рассказов для народа?
    ...Хоть сегодня готов переслать в православное издательство - и в Вашу организацию при Московском университете в частности - один из своих рассказов для детей по поводу истории христианских праздников.
    Жду Вашего указания «электронного» адреса для этого.
    Спасибо, за то без сомнений полезное Дело, которое Вы неустанно делаете - во благо человека!..
    Валерий, Самара7.06.2009 11:34 #
    Поздравляю всех православных христиан с праздником!Пресвятая Троица,слава тебе!
    Valentina, Ispaniya Almoradi7.06.2009 11:30 #
    SPASIBO ZA OCHEN PONYATNOE RAZYASNENIE ZNACHENIYA PRAZDNIKA !!!
    Lidiya, Moscow7.06.2009 11:21 #
    Спасибо!
    МАРИЯ, ВИДНОЕ7.06.2009 10:15 #
    Благодарю ВАС за знания, которые ВЫ даете по православию, мне стало понятно событие пятидесятницы и ТРОИЦЫ.
    Валерий, Ташкент7.06.2009 9:30 #
    Отличная статья

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru