Tweet |
Наиболее важным в этом документе мне видится следующее.
Первое – то, что Собор еще раз засвидетельствовал иерархическую природу Церкви, которая никоим образом не сводима и не может быть редуцирована к современным общественно-политическим представлениям о тех или иных обществах и организациях. А именно, что на епископах, как на преемниках апостолов, зиждется земное церковное бытие. Не раз во время обсуждений звучали слова священномученика Киприана Карфагенского «где епископ, там и Церковь; и где Церковь, там епископ». И в этом смысле полномочия, которые уже прежде были предоставлены Архиерейскому собору, в должной мере сохранены и ограждены. Этим Межсоборное присутствие и предстоящий Собор еще раз свидетельствуют о том, что Церковь не подвержена воздействию мнений века сего.
С другой стороне, дабы дать голос полноте церковной, представленной, прежде всего, Поместным собором, функции и полномочия последнего также были детально конкретизированы и прописаны. В частности, именно Поместному собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха и его ухода на покой, предоставления автокефалий и автономий частям Русской Православной Церкви и в рассмотрении ряда тем, перечень которых определяется Уставом.
В Устав предполагается включить также целый перечень вопросов, которые решаются именно Поместным собором.
Еще одной важной темой, которую следует упомянуть в связи с этим документом, является то, что в Устав предлагается включить дополнительную главу, которая уже внутри самого Устава конституирует существование самого Межсоборного присутствия как регулярного органа, который теперь будет существовать в Церкви уже на уставном основании и который определен следующим образом: «Специальный орган Межсоборного присутствия, который действует в период между проведением Поместных или Архиерейских соборов для подготовки решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». И перечисляются сферы деятельности Межсоборного присутствия и критерии его формирования.
Думаю, что все эти изменения, отвечающие, с одной стороны, требованиям нынешнего времени и реалиям современной церковной жизни, с другой стороны, показывающие в полной мере верность преданию и традиции нашей Церкви, будут восприняты участниками предстоящего в 2013 году Архиерейского собора и войдут в качестве действующих канонических реалий в бытие нашей Матери-Церкви.
***
Справка:
Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви — совещательный орган Московского Патриархата, содействующий высшей церковной власти Русской Православной Церкви в подготовке решений, касающихся наиболее важных вопросов внутренней жизни и внешней деятельности Церкви. Задачей Межсоборного присутствия является предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам. Решения по предложениям Межсоборного присутствия могут приниматься также Священным Синодом.
27 июля 2009 года, на заседании Священного Синода, проходившем в Киеве, были утверждены Положение о Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви, состав и президиум этого органа, определен круг вопросов, входящих в его компетенцию. Первое заседание президиума присутствия состоялось 29 января 2010 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
В период между Архиерейскими Соборами текущие проекты документов находятся в открытом доступе на блоге и на сайте Межсоборного присутствия и доступны для обсуждения.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!