Tweet |
Сегодня Первомай отмечается в 142 странах и территориях мира. Однако, заглянув в календари разных народов мы с удивлением для себя обнаруживаем, что первое мая стал праздничным днем задолго до первых пролетарских бунтов XIX века. Оказывается, майские праздники имеют древнюю историю. Так, три тысячи лет назад жители Древней Италии, поклонявшиеся покровительнице земли и плодородия богине Майе, назвали в честь нее последний месяц весны, а наступление месяца отмечалось торжествами.
Другие языческие народы Европы и Британских островов первого мая отмечали праздник начала весеннего сева. Он начинался с закатом солнца в ночь с 30 апреля на 1 мая.
В средние века существовало поверье, что в ночь на 1 мая нечистая сила всей Германии и Скандинавии устраивает самые грандиозные свои шабаши.
У древних кельтов в ночь с 30 апреля на 1 мая праздновался Бельтэйн, который был противоположностью Хэллоуна. Для кельтов ночь перед 1 мая знаменовала наступление летнего периода времени - «большого солнца».
По мере христианизации Европы, Католическая церковь активно боролась с этой языческой традицией Бельтэйн разделил судьбу многих кельтских праздников и вместе с божествами друидов была занесена в черный список и к концу XVIII века был полностью искоренен.
Однако, несмотря на это в средние века ночь на первое мая получила название, под которым она известна до сих пор - Вальпургиева ночь (первые официальные упоминания нового названия появились в протоколах инквизиции). Название древнему торжеству дали немцы - в честь Уимбурнской монахини Вальбурги (она же Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Бугга, Годурж), приехавшей из Англии в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Вальпургия пользовалась чрезвычайной популярностью, и ее очень скоро начали почитать как святую, а спустя столетие после кончины - канонизировали. В римском списке святых ее день - 1 мая. Так дата языческих праздников сплелась в народном сознании с именем праведницы.
Вальпургиеву ночь и сейчас отмечают по всей Центральной и Северной Европе как праздник встречи весны. У праздника сложились свои традиции, но за последнее столетие его программа ничуть не изменилась: ближе к вечеру возле селений зажигаются огромные костры, чтобы привлечь весну и отвадить ведьм, слетающихся в эту ночь на шабаш, а жители устраивают старинные игры.
Кровавая история Первомая
Древние кельты, отмечая первого мая приход весны, повязывали на деревья красные тряпки для защиты от злых духов, пролетариат XIX века связал кумачовые полотнища на древках cо своей политической борьбой.
Ранней весной 1886 года рабочие организации, в которых были сильны анархисты, развернули по всей стране борьбу за 8-часовой рабочий день. Однако любые организованные скопления рабочих стали разгоняться конной полицией и войсками. Анархисты, выступая на митингах, призывали рабочих вооружаться и переходить от мирных экономических требований к радикальным политическим - уничтожению капиталистической системы и господства одного класса над другим. Первая вооруженная группа рабочих была создана в 1875 году анархистами в Чикаго - признанном центре рабочего движения в США 80-х годов.
1 мая 1886 года в Чикаго бастовало свыше 40 тысяч человек, все предприятия встали. На заводе Маккормика уволили 1,5 тысячи человек. В ответ - рабочие объявили забастовку. 3 мая в ходе противостояний полиции и бастующих, препятствовавших проникновению на завод штрейкбрехеров, 4 человека были убиты, десятки ранены.
Сразу же после бойни в типографии «Рабочей газеты» одним из руководителей чикагских анархистов была напечатана зажигательная листовка «Отмщение!» на немецком и английском языках. Она начиналась с призыва: «Рабочие, к оружию!». Немецкий текст был особенно резок и содержал призывы вооружаться, приходить 4 мая на митинг и «уничтожать зверей в человеческом образе, называющих себя властями» (в последней редакции листовки этот призыв решено было вычеркнуть, но по странному стечению обстоятельств на тот момент часть тиража оказалась уже напечатанной).
В тот же вечер «Рабочая газета» представила инцидент у завода Маккормика как массовое убийство, а текст содержал намек на то, что жертв среди рабочих можно было бы избежать, если бы вместо камней рабочие оборонялись хорошим оружием или «хотя бы одной динамитной бомбой». Также, по странным причинам, в текст попало слово «Ruhe» («спокойствие»), которое было условным знаком к началу вооруженного выступления против полицейского террора. К полудню 4 мая тираж газеты разошелся. Организаторы митинга попытались устно предупредить всех, что сигнал отменяется, но, похоже, что кого-то об этом предупредить не успели.
В мэрии было получено разрешение на проведение мероприятия и вечером 4 мая на Хэймаркет-сквер собрались 3 тысячи человек, в том числе женщины и дети. Мирный митинг близился к концу, когда кто-то бросил бомбу в уже собравшуюся было расходиться полицию.
В ту пору среди рабочих была распространена (в том числе и через редакцию «Рабочей газеты») экстремистская литература, включая знаменитый «Катехизис революционера» русского вдохновителя бомбистов Нечаева, а также одного анархиста с подробными указаниями, как изготовить динамит и закладывать его в бомбы. Да и прокламации типа «Один фунт динамита лучше, чем бушель избирательных бюллетеней!», видимо, сыграли не последнюю роль.
Реакция полицейских на взрыв последовала незамедлительно, - людей преследовали, избивая и расстреливая всех без разбора. В результате митинга погибли десятки и ранены 200 человек.
В последующие дни Чикаго охватила паника. На полтора месяца в городе установилось необъявленное военное положение. Проводились облавы, повальные обыски. Без всяких ордеров были арестованы сотни людей. Многие активисты рабочего движения были недавними эмигрантами и по всей стране прокатилась волна ксенофобии. А одна из газет напечатала письмо владельца ранчо в Дакоте, Теодора Рузвельта, будущего президента США: «Мои ковбои с удовольствием испытали бы свои винтовки на бесчинствующих толпах в Чикаго».
Затем последовал суд над арестованными участниками митинга. По обвинению в организации взрыва четверо рабочих-анархистов были приговорены к смерти (впоследствии было доказано, что обвинение было ложным). Спустя 2 года в память о трагических чикагских событиях Сент-Луисский съезд Американской Федерации Труда решил назначить 1 мая 1890 года днем общенационального выступления за права рабочих. А в июле 1889г. на I Парижском Конгрессе II Интернационала в память о казнённых 1 мая был провозглашен Днём солидарности рабочих всего мира и было решено ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями.
Мир! Труд! Май!
В Российской империи Первомай впервые отметили в 1890 году в Варшаве, а после Октябрьского переворота 1917 года 1 мая стал официальным государственным праздником, непременным атрибутом которого были повсеместные демонстрации трудящихся, военные парады и народные гуляния.
74 года после выстрела «Авроры» одна пятая часть суши организованно маршировала под бравурные марши. Ярко красные транспаранты оповещали вождей о достижениях рабочих коллективов, напоминали о почетности любого труда, а бодрые лозунги призывали в едином порыве с опережением выполнять пятилетние планы. Тогда в противостоящем капиталистическому миру государстве майские демонстрации успешно реализовывали потребность пролетариата в классовом единстве, давали возможность буквально опереться на плечо товарищей в трудную минуту. Сегодня общество трудящихся стало обществом индивидуальных предпринимателей и потребителей, а многотысячные парады и демонстрации с вождями на трибунах уступили место концертам звезд, корпоративам и Интернет-тусовкам. Само же слово «солидарность» практически ушло из лексикона.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!