Tweet |
История из детства о. Александра: "В трехлетнем возрасте он упал и сильно ушиб бок. Образовалась опухоль. Врачи в райцентре предлагали операцию. Тогда мама, Анна Васильевна, повезла сына в Тверь отслужить молебен и промыслительно оказалась в соборе, где в тот день служил архиепископ Калининский и Кашинский Фадей (Успенский; ныне прославлен как священномученик; мощи его находятся в Вознесенском соборе Твери). Владыка велел причастить мальчика, а больное место помазать маслом от чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. Вскоре Саша поправился."
Уже с 13-ти лет он начал прислуживать в храме. Призванный в армию, оказался в Средней Азии. Там он познакомился с архимандритом Борисом (Холчевым), выдающимся проповедником и богословом, который, по словам отца Александра, "питал его духовно и телесно"".
Вот как об этом вспоминает сам отец Александр: "С первого момента знакомства я почувствовал его прозорливость. Когда после долгого перерыва я вошел в храм, где служил отец Борис, у меня возникло желание поисповедоваться. По окончании службы я с этим желанием подошел к амвону, и вдруг отец Борис выходит из алтаря с крестом и Евангелием и ласково, но утвердительно говорит мне: "Вы желали исповедоваться". Я был потрясен. Батюшка глубоко понимал исповедника, он умел найти нужные слова, проникающие в душу, и учил страху Божию; у него была духовная мудрость, простота, дар постижения внутреннего состояния человека. Отец Борис предложил мне приходить к нему в дом, ибо в то время небезопасно было солдату в форме стоять в храме, и даже священнику - общаться с ним. И теперь, как только отпускали в увольнение, я шел к батюшке. Меня поражала его ученость, духовная воспитанность и скромность во всем. Здесь я несколько раз исповедовался и приобщался Святых Христовых Таин. Оставляли меня и на трапезу, за которой отец Борис часто сам читал душеполезные рассказы, много говорил о старцах, об Оптиной пустыни, вспоминал батюшку Алексия и протоиерея Сергия Мечевых, духовным сыном которых был в московском храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке до своего ареста. После перевода отца Бориса в Ташкент, а меня - на станцию Урсатьевскую недалеко от Ташкента я продолжал бывать у него - приезжая, переодевался в штатскую одежду и свободно ходил в храм на чудные богослужения епископа Ташкентского и Среднеазиатского Ермогена (Голубева) и отца Бориса. У батюшки мне посчастливилось познакомиться со многими москвичами, в том числе и с иконописцем Марией Николаевной Соколовой (монахиней Иулианией). В Ташкенте я слушал проповеди отца Бориса за литургией и беседы в воскресные дни, которые он проводил с кафедры в центре храма по благословению владыки Ермогена. Демобилизовавшись и уезжая домой, я благодарил батюшку за его отеческое отношение ко мне. При прощании отец Борис предсказал, что я буду служить в храме, где он сам служил с отцом Сергием Мечевым: "Саша, вы - наша смена". Это теперь и исполнилось".
Глубоко не случайно и то обстоятельство, что именно архимандрит Борис, некогда тесно связанный с московским храмом Николы в Кленниках, где тридцать лет настоятелем был известный старец в миру протоиерей Алексий Мечев, а затем его сын протоиерей Сергий (прославленные в лике святых 20 августа 2000 года), "открыл" юноше храм на Маросейке - место нынешнего служения отца Александра.
Александр Куликов стал священником 13 ноября 1960 года, в разгар хрущевских гонений на Церковь - самых изощренных и ожесточенных в XX веке. Требовалось немалое мужество, чтобы в то время сделать такой выбор. Служил он в храме святителя Николая в Кузнецкой слободе, настоятелем которого в 1951-1984 годах был широко почитаемый московский проповедник и духовник протоиерей Всеволод Шпиллер, преподавший молодому иерею бесценные уроки пастырской деятельности.
В 1990 году отец Александр назначается настоятелем храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках, только что возвращенного Церкви, и начинает самоотверженно в нем трудиться. Благоговейное богослужение батюшки, неустанное руководство паствой со внимательным, добрым отношением к каждому приходящему привлекали и привлекают к нему людей. В возрожденном храме обновлена, а большей частью выполнена заново стенная роспись, установлен белокаменный резной иконостас, действует иконописная школа для детей и взрослых - одна из самых известных и посещаемых в Москве. За всем этим и во всем этом - труды и молитвы отца Александра...
Летопись жизни протоиерея Александра Куликова
О. Александр Куликов (Александр Сергеевич Куликов) родился 1 декабря
1933 года в деревне Александрово, Рамешковского района, Тверской
области. Русский.
1943 г. - на войне погиб его отец Сергей Васильевич Куликов и старший брат Петр.
1948 г. - умерла мать Анна Васильевна Куликова.
1948 г. - о. Александр с сестрами переезжает в Тверь, заканчивает там
среднюю школу и одновременно прислуживает в соборе Белая Троица у
возглавлявшего Калининскую и Великолукскую епархии епископа Арсения
(Крылова).
1950 г - епископа Арсения (Крылова) переводят в Уфу с назначением
епископом Уфимским и Башкирским, и он приглашает юношу к себе на
должность иподиакона.
1952-1955 гг. - срочная воинская служба. Служил в Средней Азии, первый
год - в Фергане. И вот здесь произошло знаменательное событие - встреча
с архимандритом Борисом (Холчевым).
1956-1959 гг. - студент Московской духовной семинарии.
24 июня 1958 г. - рукоположен в сан диакона в Успенском трапезном храме
Ново-Девичьего монастыря епископом Дмитровским Пименом (Извековым),
будущим Патриархом.
Июнь 1958 - ноябрь 1959 гг. - диакон храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Куркино Московской области.
Ноябрь 1959 - 1960 гг. - диакон храма Преображения Господня на Преображенской площади.
1960 г. - диакон храма святителя Николая в Кузнецах (Замоскворечье).
13 ноября 1960 г. - рукоположен в сан иерея в храме святителя Николая в
Кузнецах епископом Дмитровским Пименом (Извековым), будущим Патриархом.
1960-1968 гг. - священник храма святителя Николая в Кузнецах
(Замоскворечье). Настоятелем храма был тогда протоиерей Всеволод
Шпиллер, под руководством которого и возрастал молодой священник,
получая неоценимую духовно-практическую помощь. В тот период
завязывается его переписка с жившим в затворе иеромонахом Павлом
(Троицким). "Как легко тогда было, - вспоминает отец Александр. - Рядом
- мудрый наставник. Вдали, но тоже рядом - иеромонах Павел. Напишешь
ему письмо с вопросом "Как поступить? " и получаешь ответ: "Не делай
этого - нет воли Божией". Или наоборот: "Есть воля Божия"...
1968 г. - окончил Московскую духовную академию. Кандидат богословия,
защитил диссертацию по теме "Таинство покаяния в деле пастырского
душепопечения".
1968-1969 гг. - настоятель храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве.
1969-1983 гг. - священник храма святителя Николая в Кузнецах (Замоскворечье).
1983-1990 гг. - священник храма святых мучеников Адриана и Наталии в Бабушкине.
С 1990 г. - настоятель храма святителя Николая в Кленниках на
Маросейке. Все годы пастырского служения о. Александр духовно окормлял
еще остававшихся в живых членов маросейской общины времен святого
праведного Алексия и священномученика Сергия. Поэтому выглядит вполне
закономерным, что когда в середине 1990 года власти вернули храм
святителя Николая в Кленниках Русской Православной Церкви, его
настоятелем стал о. Александр.
Награды:
Орден Святого благоверного князя Даниила Московского II степени
(2003 г., "во внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 70-летием
со дня рождения)
Орден Преподобного Сергия Радонежского II степени (2000 г., к 40-летию пастырского служения)
Отпевание состоится 1 мая в 10:00 в храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!