rss
    Версия для печати

    Патриарх Кирилл на фестивале Вера и Слово (ФОТО)

    31 октября 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с участниками V юбилейного фестиваля православных СМИ «Вера и Слово». В последний день фестиваля в Храме Христа Спасителя совершили молебен, затем в Зале Церковных Соборов состоялась встреча с Предстоятелем Русской Церкви и Церемония награждения участников.

    Фестиваль «Вера и Слово» начался с молитвы и закончился молитвой. Как отмечали многие участники, один из главных моментов форума – возможность ощутить общность, единое пространство, соборность. Эти категории нельзя измерить и трудно объяснить, они невидимы, но ощущаются очень ярко.

    Молебен в Храме Христа Спасителя в последний день работы фестиваля Вера и Слово Молебен в Храме Христа Спасителя в последний день работы фестиваля Вера и Слово

    Молебен возглавили три архипастыря - епископ Воскресенский Савва, архиепископ Истринский Арсений, епископ Обуховский Иона Молебен возглавили три архипастыря - епископ Воскресенский Савва, архиепископ Истринский Арсений, епископ Обуховский Иона

    На молебне На молебне

    Фото на память

    За два рабочих дня участники успели перезнакомиться друг с другом, найти общие «болевые точки» и темы, и сегодня, в последний день, общались друг с другом как добрые знакомые,  в ожидании Патриарха говоря о том, что болит, волнует, радует – о смене архиереев, грантах на СМИ, попытках выпускать и презентовать книги, походах в лес и посиделках у костра, почему-то казачьих песнях и глубоких вопросах духовной жизни. Этот момент очень вдохновлял: проходя по ярко освещенному Залу Церковных Соборов, я неоднократно слышала,  как миряне обсуждают со священниками именно духовные вопросы и как сами отцы делятся друг с другом пастырским опытом. Именно пастырским, не журналистским. Наверное, можно сказать, что на фестивале состоялось главное – Встреча людей друг с другом, а в молитве, дай Бог, и всех вместе со Христом.

    Протоиерей Владимир Вигилянский, диакон Александр Волков Протоиерей Владимир Вигилянский, диакон Александр Волков

    Епископ Балашихинский Николай, пресс-секретарь Московской епархииЕпископ Балашихинский Николай, пресс-секретарь Московской епархии


    Иеромонах Макарий (Маркиш) Иеромонах Макарий (Маркиш)

    В полдень в зал вошел Патриарх Кирилл.

    Предваряя выступление, Святейший вручил народному артисту СССР диктору центрального телевидения Игорю Кириллову орден Святого благоверного князя Даниила Московского II степени во внимание к трудам на благо Русской Православной Церкви и в связи с 80-летием со дня рождения.

     

    Текст выступления Патриарха Кирилла – точный, вдохновляющий, можно сказать¸ прямое руководство к действию и выстраиванию профессиональной деятельности церковного журналиста. Мы приводим его полностью:

    Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Я всех вас хотел бы сердечно приветствовать.

    Фестиваль «Вера и слово» в нынешнем году собрал более 500 человек из 155 епархий. Это ясное указание на то, что на епархиальном уровне все больше и больше внимания уделяется той работе, которую вы осуществляете.

    Радует также география фестиваля — здесь люди разных возрастов, мужчины и женщины, молодые, средних лет и уже достаточно зрелого возраста, которые приехали не только из России, но и с Украины, из Беларуси, Молдовы, Казахстана. Это свидетельствует о том, что тема и целеполагание фестиваля сегодня самым серьезным образом воспринимаются во многих епархиях Русской Православной Церкви.

    Русская Православная Церковь стремится использовать все возможные средства для христианского свидетельства миру. Православные журналисты, епархиальные пресс-секретари, собравшиеся в этом зале, призваны ставить именно евангельскую миссию во главу угла своей деятельности. И это стратегическое видение того, чем, собственно говоря, призван заниматься церковный журналист, никогда не должно вас покидать.

    Когда мы находимся в гуще событий, в перипетиях современного общественного бытия, наше внимание часто переключается на иные цели и ценности. Те, кто использует видеокамеру, знают, что если вы переводите камеру с одного объекта на другой, а потом быстро переводите на тот объект, который вы уже снимали, то теряется резкость. Даже самые современные камеры не всегда способны сфокусировать объектив таким образом, чтобы не потерять эту остроту зрения. Вот так же происходит и с человеком: когда он сам переключает фокус своего внимания с самого главного на второстепенное, то главное теряется, размывается, перестает быть ярким и привлекающим внимание.

    Я привожу этот пример для того, чтобы сказать: главное дело, к которому вы призваны, — это дело служения Господу Спасителю, это осуществление миссии Церкви в очень специфической среде. А миссия Церкви имеет своей целью только спасение человека. Все остальное вторично. Все то, чем болеет наше общество, и не только наше, — все эти политические перипетии, столкновения корпоративных, национальных, групповых интересов, вся эта борьба за власть и за влияние — все это вторично. Первично спасение человека, и первичность этой цели понимает каждый, кто на опыте своей жизни почувствовал, что означает движение ко Христу, что означает стремление к тому, чтобы обрести спасение своей души.

    Поэтому для того чтобы осуществлять эту миссию Церкви в сфере массмедиа, нужно постоянно заботиться о своем духовном состоянии. А сделать это очень непросто, потому что журналист в силу своей профессии вовлечен во многие, как я уже сказал, житейские перипетии и конфликты. Это требует от него внимания к деталям, это требует от него огромных усилий, чтобы оставаться убедительным, чтобы отстаивать свою позицию. И вот основополагающий вопрос: как, осуществляя эту сложную работу, сохранить в качестве приоритета заботу о своем внутреннем духовном состоянии? В каком-то смысле сказанное имеет прямое отношение и к профессиональному успеху, потому что православный журналист может достойно осуществлять свою миссию только тогда, когда он не теряет из вида основное и главное, когда у него хватает внутренних сил оставаться христианином вне зависимости от всей сложности переживаемого контекста.

    Очевидно, для такой тонкой работы, для такого обязывающего служения необходим внутренний стержень, прочная основа. Она нужна еще и потому, что православный журналист призван реагировать на окружающий мир, на происходящие события не через призму своих политических предпочтений, культурных доминант, не под влиянием групповых интересов и психологий, а исключительно через призму своих христианских убеждений. Именно этим журналист православный отличается от любого другого журналиста.

    Но если вы смотрите на мир именно так, то ведь ваш взгляд отображается в том, что вы говорите, что вы пишете, что вы показываете. Поэтому у вас не должно быть розовых очков и не должно быть темных очков. Перед вами должен быть кристалл вашей веры, ваших убеждений. Именно через него нужно взирать на мир, в нем должна фокусироваться ваша интеллектуальная и духовная энергия и передаваться окружающему миру. Вот почему я начал с темы духовного состояния людей, вовлеченных в сферу массмедиа и при этом представляющих церковную позицию.

    В связи с этим очень важно помнить — современная информационная среда пристально следит за любыми новостями, связанными с Церковью. И здесь я хотел бы сказать не только о журналистах — я бы хотел сказать вообще о людях, представляющих Церковь в глазах мирян, в глазах светского общества. Мы должны обратить особое внимание на образ жизни, на слова, которые мы произносим, на то, как мы себя ведем, потому что через оценку того или иного представителя Церкви, чаще всего священнослужителя, у людей и складываются представления о всей Церкви. Это, конечно, неверное представление, но сегодня, по закону жанра, получается так, что именно какие-то погрешности, неправильности в поступках или словах священнослужителей моментально тиражируются и создают ложную, но привлекательную для многих картину, по которой люди и определяют свое отношение к Церкви.

    Нужно постоянно помнить об ответственности, которую налагает на христианина, особенно на священнослужителя, присутствие в публичном пространстве. Христианское свидетельство в медийной сфере предполагает тесное сотрудничество православных СМИ и епархиальных пресс-служб. Выстраивание такого сотрудничества — одна из задач фестиваля «Вера и слово». Православная журналистика сегодня — это соединение профессионализма с верностью православной традиции, это способность представить информацию, дать оценку происходящим событиям с евангельских позиций. Православные журналисты призваны ориентироваться не только на церковную аудиторию, но и свидетельствовать о нравственных ценностях на языке, понятном для светских людей и убедительном для них.

    Главный редактор православного СМИ должен ставить перед собой по-хорошему амбициозную задачу — сделать собственное СМИ по-настоящему массовым и выйти на широкую аудиторию. Работать на тех, кто уже в церковной ограде, также очень важно — мы нуждаемся в профессиональной внутрицерковной коммуникации. Кстати, отсутствие профессионализма в среде церковной коммуникации и порождает некоторые проблемы, некую вялость и неспособность нашей журналистики реагировать на проблемы и вызовы, которые сегодня обращаются к Церкви. Поэтому одна из задач церковной журналистики и представителей пресс-служб на всех уровнях заключается в том, чтобы участвовать в формировании общего информационного пространства, обеспечивая высокий уровень внутрицерковной коммуникации и координации действий.

    Но нужно помнить также, что сегодня в слове нуждаются все наши соотечественники, в какой бы стране они ни жили, — люди светские, маловоцерковленные, сомневающиеся и вообще неверующие. Когда мы произносим свое слово публично, мы всегда должны понимать, что нас слышат и люди вовсе не церковные, и это слово не должно формировать искаженное, неправильное представление о нашей вере, о нашей надежде, о нашем уповании и о нашей миссии.

    Сегодня в этом зале присутствуют представители пресс-служб новых епархий — тех, которые были созданы Синодом нашей Церкви в 2011-2012 гг. Сегодня большинство архиереев исходит из того, что информационная работа, деятельность епархиальной пресс-службы — это не дополнение к основным послушаниям, но предпосылка успеха церковной миссии в регионе. Если кто-то думает иначе, то последствия таких ошибочных суждений становятся незамедлительно известны, так как приносят негативные результаты.

    В связи с этим хочу с удовлетворением отметить, что ряд новообразованных епархий принял активное участие в конкурсе епархиальных пресс-служб, итоги которого будут сегодня подведены. Не знаю, какое решение приняло жюри, но я хотел бы просто отметить замечательный факт участия в этом конкурсе целого ряда вновь образованных епархий. Я хотел бы поименно назвать эти епархии: это Белёвская епархия Тульской митрополии, это Балашовская и Покровская епархии Саратовской митрополии, это Валуйская епархия Белгородской митрополии, Волгодонская епархия Ростовской митрополии, Каинская епархия Новосибирской митрополии и Канская епархия Красноярской митрополии. Представителей этих пресс-служб я хотел бы сердечно поблагодарить за участие в конкурсе и за ту работу, которую вы так активно начали, несмотря на то, что сами епархии были созданы сравнительно недавно.

    Центральные церковные структуры прилагают усилия с целью повышения качества информационной работы на местах. Мы понимаем имеющиеся сложности и готовы, насколько возможно, помогать в их разрешении. В течение целого года Синодальный информационный отдел проводил выездные курсы повышения квалификации для наших епархий на территории России и Казахстана. Участие в них принял 241 человек. Многие из вас прошли обучение на этих курсах, в ходе которых все церковные пресс-службы были сориентированы на общие стандарты качества, обучены навыкам и образцам современной работы с медиа. Это важный инструмент создания общего информационного поля нашей Церкви: всем вам, сотрудникам пресс-служб и православных СМИ, необходимо чувствовать себя членами одной рабочей команды, чувствовать братскую взаимную помощь и поддержку. Принципы и приоритеты работы, которые по благословению Священноначалия устанавливает Синодальный информационный отдел, должны быть руководством к действию в каждой епархии. За последние три года такая система координации центра, в лице Синодального информационного отдела, и всех регионов уже была создана. Была выстроена общая база, и ее необходимо развивать.

    Надеюсь также, что положительный опыт епархиальных обучающих курсов будет продолжен. Во-первых, распространен и на другие районы канонической территории нашей Церкви — на Украину, Беларусь, Молдову; во-вторых, найдет выражение в новых образовательных программах, отвечающих потребностям наших епархиальных сотрудников. Хочу подчеркнуть, что прошедшие курсы — это не разовый и уже завершенный проект, но постоянно работающая профессиональная площадка. Я хотел бы обратить на это внимание как организаторов курсов, так и их участников. Это постоянно действующий проект, он не может быть закончен, потому что постоянно возникают проблемы, на которые мы должны уметь отвечать сообща.

    В информационной работе в различных епархиях существуют не только объективные сложности. Часто бывает так, что сама пресс-служба предпочитает формальный подход к своей работе. Некоторые недобросовестные сотрудники исходят из того, что достаточно разместить новость и фотографию, например, про встречу правящего архиерея с губернатором, — и на этом все закончено. Это неверно. Со стороны самой пресс-службы сегодня необходим творческий, в хорошем смысле слова наступательный подход — активное взаимодействие со светскими СМИ, с местной общественностью. Сотрудникам информационной службы категорически нельзя замыкаться в своем мире. Напротив, надо активно взаимодействовать с разными общественными силами региона. Важнейшая задача — добиться того, чтобы региональные СМИ обогащали свои страницы церковной повесткой дня, чтобы эта повестка была им интересна, чтобы она занимала достойное место в общей медийной повестке. Эта задача вполне достижима, и я рад, что этот вопрос уже обсуждался на фестивале.

    Иногда нас спрашивают: а в чем заключается информационная стратегия Церкви? Вопрос, с одной стороны, правильный, а с другой стороны, очень технический. Что значит стратегия? Это методология работы? Если это методология, то это не стратегия, это просто инструментарий. У нас должна быть отработана методология медийной работы, и очень большая ответственность лежит на Синодальном информационном отделе, который, как я понимаю, уделяет этой теме много внимания. Собственно говоря, все наши семинары, которые проводятся в регионах, и направлены на то, чтобы распространить общую методологию, обучить этой методологии тех, кто занимается информационной работой.

    А вот что касается стратегии… Разве может быть у церковных СМИ иная стратегия, чем у самой Церкви? А кто же может мне сегодня сказать, что у Церкви нет стратегии? Посмотрите внимательнее на документы Архиерейских Соборов, Синодов, на очень важные документы Высшего Церковного Совета. За последнее время наша Церковь провела огромную законотворческую работу, созданы фундаментальные документы, регулирующие и стратегически определяющие развитие всех сторон церковной жизни.

    У меня бывает возможность полистать некоторые епархиальные сайты. Я не вижу реакции на местах на практически все эти документы. Такое впечатление, будто это дело только московских руководителей. Более того, иногда даже появляются реплики, к счастью, неформальные: «да зачем вообще все это? зачем все это нужно? слишком много инструкций»… Кстати, подобные реплики подхватываются недоброжелательной прессой, которая иронизирует по этому поводу: мол, слишком много инструкций, слишком много разного рода положений, слишком много документов. Так ведь эти документы возникают не по чьей-то прихоти — они вырастают из потребностей Церкви. Все эти идеи порождаются соборным сознанием Церкви. Архиерейские Соборы дают наказы, Синод реализует эти наказы, Высший Церковный Совет также работает над осуществлением тех идей и постановлений, которые были сформулированы Архиерейскими Соборами. Это и есть церковная стратегия, и необходимо, чтобы все то, что сегодня создается для организации и стимулирования церковной жизни, находило реакцию на местах. Нужно обсуждать, нужно вести дискуссии на местах, нужно привлекать к этим дискуссиям светских людей. Очень редко можно встретить хорошее интервью с представителями местной общественности на тех же епархиальных сайтах. А почему бы не привлекать общественных деятелей, представителей власти, представителей образования, науки, культуры, местную интеллигенцию? Причем говорить не на отвлеченные темы, но говорить о том, что волнует сегодня Церковь.

    Есть такая тема, и думаю, что мы к ней еще вернемся, а именно то, что на Церковь в последнее время обрушивается много разного рода нападок, чаще всего несправедливых. Многие из вас задают вопрос: «а как нужно реагировать?» Так реагировать-то нужно всем вместе! Если будет правильная реакция на местах, в том числе с привлечением местной интеллигенции, местного актива, то ведь это будет наполнять интернет-пространство положительной реакцией, положительным свидетельством. Сегодня количество негативных материалов о Церкви в Интернете в десятки, а может, и в сотни раз превышает число положительных. Конечно, все не так просто, потому что это не соответствует общей статистике соотношения количества верующих людей к количеству людей настроенных антицерковно. Но мы должны противопоставить негативу в Интернете позитив и, в первую очередь, позитив не искусственный, не вульгарный, не оскорбительный, а интеллектуальный, творческий, созидательный, духовный. Вот в этом сегодня задача наших СМИ, а стратегия у нас есть — пожалуйста, читайте документы, которые принимают Архиерейские Соборы, которые принимают Синод, Высший Церковный Совет.

    И еще что-то очень важное. У нас с вами есть Межсоборное присутствие — совершенно уникальная дискуссионная площадка, которой вообще никогда не было в Православной Церкви. Вы много пишете о том, что происходит в Межсоборном присутствии? Такое впечатление, что важнейшие вопросы, которые поднимает Межсоборное присутствие и которые оно потом будет адресовать Соборам, мало интересуют наше православное медийное сообщество. Я получаю буквально единичные серьезные отзывы на опубликованные проекты документов. А какая бы стратегия ни была сформулирована на бумаге, но, если у людей нет вкуса, чувства, нет способности расставлять приоритеты, то никакие инструкции не помогут.

    Думаю, одна из важных задач нашего фестиваля и заключается, в первую очередь, в решении этой проблемы. Наше православное медийное сообщество в центре и на местах должно ясно понимать, чтО является приоритетом, должно иметь вкус к новостям. Нам совсем необязательно распространять какие-то жареные новости, которые иногда вбрасываются специально, особенно в интернет-пространство, для того чтобы кого-то обидеть или оскорбить. Не знаю, насколько правильно вести дискуссию с теми, кого никакая дискуссия и никакие аргументы не убеждают. Не мечите свой бисер перед свиньями — Господь так сказал. Но это не значит, что на достаточно высоком интеллектуальном и культурном уровне мы не должны на все это отвечать.

    Нередко наше присутствие в жизни общества и в медиа вызывает безосновательную критику. Речь в данном случае идет не о неведении, а о сознательном отрицании права верующих людей отстаивать свою позицию в публичном пространстве. Эта борьба с Церковью не является с чем-то новым и неожиданным для христиан, и мы должны быть духовно и профессионально готовыми защищать Церковь-Мать, помня при этом, что как в миру, так и в медийной среде наш враг — не человек, а враг рода человеческого. Борясь с грехом всеми доступными средствами, мы должны стремиться не к унижению, а к исправлению наших оппонентов. Божиим промыслом враги Церкви нередко становились проповедниками истины, и мы верим, что такое возможно и в наши дни. Именно поэтому православный человек должен с достоинством выступать в дискуссии, понимая, что по тому, что и как он говорит, будут судить о его убеждениях и о его церковности.

    Еще раз хочу сказать: это не означает ухода в сторону от вызовов, на них нужно отвечать. Но наш ответ интеллектуально, духовно, культурно должен быть на порядок выше нападок. Тогда мы, по крайней мере, будем честны пред Богом и перед Церковью, а далее предадим все в руки Божии. Но нужно делать все от нас зависящее, чтобы слово Божие сегодня достигало человеческих сердец, в том числе и наших недоброжелателей.

    Я хотел бы сердечно пожелать всем вам, мои дорогие братья и сестры, отцы, владыки, помощи Божией в тех трудах, которые вы осуществляете, — несомненно, на благо Церкви и наших народов.

    Благодарю за внимание.

    После выступления от всех участников фестиваля Владимир Легойда преподнес в дар Патриарху большую фотографию, на которой был запечатлен один из рабочих моментов жизни Его Святейшества.

    После небольшого перерыва состоялась церемония награждения.

    Протоиерей Владимир Вигилянский, Константин Малофеев, протоиерей Александр Ильяшенко Протоиерей Владимир Вигилянский, Константин Малофеев, протоиерей Александр Ильяшенко

    Справа - главный редактор интернет-издания Татьянин день Пелагея Тюренкова Справа - главный редактор интернет-издания Татьянин день Пелагея Тюренкова


    Протоиерей Владимир Вигилянский и фотограф Сергей Власов

    Церемония награждения Церемония награждения

    ***

    Лауреаты фестиваля:

    В номинации  «Лучшая епархиальная пресс-служба» - Архангельская и Благовещенская епархии.

    В номинации «Вера и слово» -

    - портал Богослов.ru (главный редактор протоиерей Павел Великанов) — за актуализацию проблем богословия и развитие дискуссионной культуры;

    - православный журнал «Фома в Украине» (редактор Антон Никитин) — за новый проект 2012 года;

    - Юлия Данилова, главный редактор сайта Милосердие.ru и журнала «Нескучный сад», — за личный вклад в развитие православных СМИ;

    - Евгений Никифоров, председатель православного братства «Радонеж», — за личный вклад в развитие православных медиа.

    Протоиерей Павел Великанов получает награду Протоиерей Павел Великанов получает награду

    В номинации «Презентация пресс-службы» первое место заняли Донецкая и Кемеровская епархии, второе — Челябинская епархия, третье — Улан-Удэнская епархия; 

    В номинации «РR сопровождение епархиального проекта / мероприятия» первое место заняла Воронежская епархия, второе — Калининградская епархия, третье — Южно-Сахалинская епархия;

    В номинации «Церковная фотоистория (репортаж церковного фотографа)» первое место заняла Самарская епархия, второе — Санкт-Петербургская епархия.

    Личной награды председателя Синодального информационного отдела удостоен фотограф РИА «Новости» С.В. Пятаков.

    В специальной номинации конкурса за интеграцию богословской литературы в мультимедийный формат победителем стало Одинцовское благочиние Московской областной епархии.

    Также были вручены дипломы за активное участие в работе фестиваля.

    Иеромонах Макарий (Маркиш) с дипломом за активное участие в работе фестиваля Иеромонах Макарий (Маркиш) с дипломом за активное участие в работе фестиваля

    Корреспонденты ряда федеральных информационных агентств, газет и радиостанций получили благодарственные письма Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кириллаза освещение деятельности Русской Православной Церкви.

    Корреспондент РИА Новости Ольга Липич - одна из обладательниц патриаршего благодарственного письмаКорреспондент РИА Новости Ольга Липич - одна из обладательниц патриаршего благодарственного письма

    Нам особенно радостно поздравить с вручением этого письма сотрудницу газеты «Известия» Александру Сопову, которая на протяжении нескольких лет была сотрудником издания «Татьянин день».

    Дорогих коллег сердечно поздравляем с наградами и желаем успехов и помощи Божией в профессиональных трудах!

    Диплом вручает митрополит Саранский и Мордовский ВарсонофийДиплом вручает митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий


    ***

    Вручая награды, главный попечитель Благотворительного фонда святителя Василия Великого Константин Малофеев немного рассказал о деятельности Лиги безопасного интернета. Заокнопроект о черных списках в интернете, который Госдума приняла 11 июля 201 2года, завтра вступает в силу. Малофеев попросил участников форума активно участвовать о деятельности Лиги. Он отметил, что по итогам мониторинга Сети выяснилось, что злонамеренных людей. Которые пишут антицерковные вещи,  на всю Россию от нескольких сотен 2 тысяч, то есть не так много. Остальные – так называемые «роботы».

    «Зло конечно»,  - отметил Малофеев.

    Константин МалофеевКонстантин Малофеев

    Он сказал, что если кто-то из журналистов обнаружит в Сети реального человека, который ведет антицерковную или злонамеренную деятельность, можно и нужно смело сообщать о нем на сайт  ligainternet.ru, чтобы можно было проанализировать его выступления и пресечь их.

    «мы передадим информацию о нем в правоохранительные органы», - пообещал Малофеев.

    По словам Малофеева, уже сегодня Лиге безопасного интернета помогает множество волонтеров., и каждому новому помощнику они будут рады.

    Настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский рассказал историю.

    Вчера к нему в храм пришел молодой человек, который осквернил храм в Балтийске – с единомышленниками оставил надписи на стенах и так далее.  Молодой человек участвовал в телевизионном ток-шоу и рассказал, что после содеянного они пришли в храм. попросили прощения, исповедали и причастились.

    « А что Вас подвигло так измениться?», - поинтересовался отец Владимир.

    «То, что пишут православные журналисты», - ответил пришедший.

    Оказывается, после содеянного  он решил почитать, что о кощунствах пишут церковные СМИ, и текст журналистов заставили его изменить свое отношение.

    «Это благодаря Вам!» - подытожил отец Владимир, обращаясь к участникам фестиваля. И поблагодарил журналистов за работу.

    ***

    V юбилейный фестиваль православных СМИ «Вера и слово»  завершил работу. В этом году в нем приняли участие более 500 человек из 155 епархий Русской Православной Церкви.

    Хочется надеяться, что знания и идеи, полученные на форуме,  а главное - контакты и добрые отношения, которые начались во время работы фестиваля, станут залогом плодотворной профессиональной и качественной работы церковных журналистов.

    Как многие лауреаты, хочется сказать: "Благодарим и будем стараться!"

    Смотрите также: 

    Вера и Слово – 2012: шатер цвета шампанского, дискуссии о СМИ, выставка епархиальных изданийВера и Слово – 2012: шатер цвета шампанского, дискуссии о СМИ, выставка епархиальных изданий

    Вера и Слово – 2012: шатер цвета шампанского, дискуссии о СМИ, выставка епархиальных изданий

    31 октября 2012

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Илья, Балашиха15.11.2012 16:35 #
    Спасибо!

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru