Tweet |
Однако видом своим он отсылает к куда более древним временам, к раннему Средневековью, ибо построен в византийском стиле, к тому же из распространённого в этих краях ракушечника, даже относительно новые дома из которого кажутся построенными очень давно.
А началась история храма так: в 1899-м году евпаторийская греческая община обратилась в думу с просьбой выделить землю под строительство храма. В 1901-м году землю под храм общине выделили, автором проекта стал городской архитектор А. Л. Генрих. Строительство храма продвигалось не особенно быстро и осуществлялось на средства горожан. Жертвовали представители всех слоёв населения, вплоть до первых лиц города, первым среди которых нужно упомянуть Семёна Эзровича Дувана, городского главу, память которого евпаторийцы чтят до сих пор. В оформлении внутреннего убранства принимал участие художник Николай Петрович Химона, грек по происхождению, ученик А.И. Куинджи и И. И. Шишкина. Увы, его росписи до нашего времени не сохранились. 30 июня 1918-го года храм был освящён архиепископом Таврическим Димитрием (Абашидзе) в честь пророка Илии. Несколько позже настоятелем был назначен священник Елеазар Спиридонов.
Будущий священномученик Елеазар – уроженец Евпатории, появился на свет он в 1873-м году в семье крымских греков. Его мать была глубоко верующей женщиной, по её инициативе Елеазар с ранних лет пел дискантом на клиросе греческого храма. Позже, когда ему было лет 20, на средства греческой общины он совершил путешествие в Иерусалим, чтобы поклониться Гробу Господню. Получив образование Елеазар Спиридонов работал учителем в церковно-приходской школе, женится на Ксении Ивановне Янковой. В 1899-м году принимает священный сан – первым местом его священнического служения становится село Кременчик. В семье отца Елеазара и матушки Ксении рождается трое дочерей – Вера, Мария и Надежда. В 1919-м году семья Спиридоновых возвращается в Евпаторию, где отец Елеазар становится настоятелем недавно открытого храма Св. пророка Илии.
В те годы Российскую империю лихорадило от перемен, которых большинство её жителей не ждали. Последствия этих перемен мало кто мог представить. Те из нас, кто в сознательном возрасте пережил начало 90-х годов прошлого века, знает, что такое смена одного бытового уклада (хорошего или плохого, другой вопрос, но привычного, устоявшегося) на другой, в котором чувствуешь себя, как человек, которому надо заново учиться читать и писать. Однако дерзну сказать, что чувства людей, живших в Российской империи в 10-е и 20-е годы, мы можем представить себе лишь смутно – перемены, выпавшие на их долю были куда разительнее, становление большевистского государства сопровождалось куда большими бытовыми катаклизмами, чем его падение. А если говорить о духовном контексте, то можно только догадываться, шоком для верующих людей было наступление санкционированного государственной властью воинствующего безбожия. Полагаю, перед этим меркла даже смена политической формации. Судя по известным документам, даже участники Поместного Собора Русской Православной Церкви, работавшего как раз в те годы, поначалу не верили, что большевики пришли надолго, и часто не понимали, как вести себя по отношению к новой власти. Что уж говорить о таких отдалённых уголках страны, как Евпатория?
Можно только строить догадки о том, что чувствовал отец Елеазар, его семья, его прихожане в те годы. Однако отец Елеазар продолжал служить, проповедовать, авторитет его среди прихожан был очень высок благодаря его доброму нраву и щедрости. Для того, чтобы продолжать служение, ему требовалось всё больше мужества – власть всё более открыто наступала на Церковь, народ же от Церкви отходил, и и часто отцу Елеазару приходилось терпеть насмешки толпы, когда он проходил по улице. Молодёжь, подстрекаемая большевиками, кидала камни в окна храма во время богослужений. Быт становился всё тяжелее, в 1920-м году разразился голод. В это время в семье отца Елеазара жили две монахини из уже разорённого Космо-Дамиановского монастыря, безропотно принял он и двух солдат, насильно подселённых к нему властями.
Вскоре власти обратили на мужественного священника более пристальное внимание. Его стали вызывать на допросы, где пытались склонить к сотрудничеству, требовали отречься от сана или хотя бы не ходить по городу в рясе. Даже на последнее требование отец Елеазар ответил решительным отказом, заявив, что он будет ходить в подобающей его священному сану одежде. Власти Евпатории наложили запрет на колокольный звон, как на явление, несовместимое с советской действительностью. В ответ на обращение в горисполком группы прихожан храма с просьбой снять этот запрет, приехали начальник милиции, пожарные, представители культкома и сняли с храма колокола. Особо цинично выглядит постановление президиума ЦИК Крымской АССР: «Вследствие добровольного отказа со стороны религиозного объединения от пользования колоколами, последние снять и передать Металлому для реализации как металлолом». После этого по благословению отца Елеазара прихожане направили письмо в Москву греческому консулу, которое отвёз председатель церковной двадцатки Савва Федорович Кириакиди. Это и послужило поводом для ареста священника. Другие активисты общины были греческими подданными, и с них взяли подписку о невыезде, а за отцом Елеазаром пришли 27-го октября 1936-го года. Он давно был готов к аресту и мужественно встретил очередные испытания. Обвинения против него были выдвинуты следующие: элементы монархической пропаганды в книгах, обнаруженных при обыске в храме, служение панихид по иностранным подданным и врагам Советского Союза проживающим за границей (в том же году скончался Константинопольский Патриарх, и отец Елеазар служил по нему панихиду). Сыграло роль и то, что у отца Елеазара обнаружились родственники в Греции и Литве. Вызывали на допросы и прихожан храма, но никто из них не дал показаний против своего настоятеля. Однако в июле 1937-го года священника Елеазара Спиродонова приговорили к пяти годам в исправительно-трудовом лагере на Колыме. Там, в лагере на 65-м году жизни отец Елеазар и скончался 6-го декабря 1937-го года. В начале 1938-го года была арестованы его супруга Ксения Ивановна и его старший брат Дмитрий Спиридонович Спиридонов, как «участники контрреволюционной греческо-националистической организации». В том же году оба были расстреляны. Дочери отца Елеазара и матушки Ксении Вера и Надежда в 1944-м году были, как гречанки, депортированы в Кемеровскую область, вернуться откуда уже не смогли. Более благополучно сложилась жизнь ещё одной дочери отца Елеазара, Марии, которая была замужем и жила отдельно от семьи. Позже она переехала в Харьков. Скончалась Мария Спиридоновна в 2008-м году, дождавшись и возрождения храма, в котором служил её отец. Архирейский Собор Русской Православной Церкви 2000-го года определил: «Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в Украинской Православной Церкви священника Елеазара Спиридонова (1873—1937, память 23 ноября (6 декабря, священномученик)». Ныне имя священномученика Елеазара (Спиридонова) носит и прилегающий к храму переулок.
Храм Св. Илии пророка был закрыт после ареста его настоятеля. Наиболее активные его прихожане-греки были высланы из страны. Вновь храм открылся в годы Великой Отечественно войны, в конце 1941-го года. Во времена немецкой оккупации в храме служил священник Иван Фёдорович Улезко. После войны здание храма было отремонтировано, но на его южной стене оставлены следы от осколков и снаряда. В 50-е годы евпаторийскими художниками Юрием Волковым и Юрием Белкиным в храме были выполнены четыре фрески: «Рождество», «Крещение», «Распятие» и «Вознесение». Во времена правления Н. С. Хрущёва началась новая волна гонений на Церковь, и Юрия Волкова чуть не исключили из Союза художников за то, что он, «советский художник… способствует своим искусством одурачиванию народных масс». В 1962-м году храм Св. пророка Илии вновь был закрыт, а колокольня разобрана. С той поры и до 1985-го года в здании храма располагался спортивный зал. Росписи на стенах забелили, но лики святых проявлялись и сквозь побелку – тогда стены покрыли гашёной известью, и росписи были уничтожены. Только в 1984-м году здание храма было взято на учёт, как памятник архитектуры. В 1989-м году власти инициировали реконструкцию здания с целью сделать в нём зал органной музыки. Однако времена уже менялись, и инициативная группа верующих добилась того, чтобы храм был передан евпаторийской русской православной общине.
2-го мая 1990-го года храм был вновь освящён. Совершил освящение архиепископ Симферопольский и Крымский Варлаам. В 1991-м году был зарегистрирован приход. Настоятелем храма с 1998-го года является протоиерей Георгий Куницын. Новые росписи стен храма были выполнены почаевскими художниками-иконоисцами Ананием и Иваном Мульничук, резной иконостас сделан заслуженным художником Крыма Василием Василюком. В 2002-м году была на средства Александра Москалева и прихожан церкви восстановлена и колокольня. Рядом с храмом – памятный крест в честь тысяч людей, погибших в Крыму от рук большевиков. А в притворе установлена доска со словами Св. Патриарха Тихона о единстве России и Украины. 2-го мая 2009-го года в Свято-Ильинском храме с именем Елеазар был крещён праправнук отца Елеазара Спиридонова – отец младенца является внуком Марии Елеазаровны Спиридоновой, средней дочери евпаторийского священномученика.
Известен храм и чудом, произошедшем с храмовой иконой пророка Илии. Эта икона сохранилась с дореволюционных времён, в годы советской власти она хранилась в Свято-Никольком соборе Евпатории и в 90-х годах была возвращена в родной храм. В 1999-м году на праздник Святой Троицы пономарь, пришедший рано утром, обнаружил, что контуры, повторяющие изображение пророка Илии на иконе, проступили на стекле, её прикрывающем. Пономарь сообщил настоятелю, икону перенесли в алтарь, а во время службы контуры проявились более чётко, так что стало можно увидеть на стекле лик пророка Илии. Комиссия, созданная по указанию архиепископа Симферопольского т Крымского Лазаря засвидетельствовала это явление, и с тех пор в храме еженедельно совершается акафист пророку Илие.
Tweet |
Вставить в блог
Евпатория. Храм-свидетель28 сентября 2012
|
Поддержите нас!