Tweet |
- Мама, почему ты плачешь?
В обходной галерее нижнего Храма Христа Спасителя молодая женщина в джинсах и синем платке смотрит документальный фильм о первых антицерковных процессах. На глазах – слезы. Сидящая рядом девушка реагирует на кинохронику молча, периодически покачивая головой и сжимая зубы: «Кто бы мог подумать, что с людьми обошлись так несправедливо, так жестоко!».
В книге отзывов на столике у входа – развернутые и очень эмоциональные записи: «Это страшнее, чем Бухенвальд!», «Не знала, что такое было», «Спасибо за правду!».
Экспозиция небольшая и по информативности очень концентрированная - немного документов и фотографий, афиши, копии судебных дел, тексты обращений и воззваний, списки репрессированных в 1922 году московских священников и мирян с краткими сведениями о них, немая кинохроника о взрыве Храма Христа Спасителя, 20-минутный документальный фильм о кампании по изъятию церковного имущества и первых судебных процессах против верующих.
Штрихов к «портрету эпохи 20-х» немного – но каждый глубоко ранит сердце и ставит лицом к лицу с ситуацией, которая была в нашей стране в 1920-х годах, когда церковных людей начали гнать, вещи из храмов конфисковывать, а тех, кто не был согласен молчать и противостоял клевете и воровству – вызывать в суд, отправлять в тюрьмы или расстреливать на месте, подчас не давая близким даже возможности похоронить неугодных власти родных.
Страшный «девиз» эпохи, выбранный в качестве названия выставки, – «Не должно вам быть». Таким приговором римские императоры лишали первых христиан права на существование. Можно сказать, что по тому же принципу христиан стали воспринимать и в нашей стране. «Не должно вам быть» - и точка. Кажется, вопрос был только в том, как именно церковных людей уничтожить.
Вдоль стен храмовой галереи – стенды с фотографиями и емкими недлинными статьями о том, как проходила антицерковная кампания в Шуе, Петербурге, Москве. Фактически эти тексты – расшифровка документального фильма, который можно посмотреть в самом конце экспозиции.
Найдите 20 минут – и попросите любезных и деликатных смотрителей выставки включить вам это кино. Смотреть видео легче, чем читать, и ни один текст не заменит кадры кинохроники 90-летней давности.
«Голод», «Шуйское дело», «Процесс "московских церковников"», «"Дело" митрополита Вениамина», «Итоги кампании», - в нескольких разделах представлена история начала гонений на Церковь. Эти кадры заставили плакать молодую женщину в синем платке, и не только ее. Вряд ли можно остаться равнодушным, когда тебя ставят перед лицом страшной реальной истории твоей страны и твоей Церкви.
В 20-х годах в стране наступил голод. В августе 1921 года был образован Всецерковный комитет для организации помощи голодающим, который на самом деле собирал существенные средства, но решением правительства был закрыт. Правительство решило забрать церковное имущество и издало Декрет об изъятии церковных ценностей. Целей было две: номинальная – помочь голодающим, более реальная – лишить Церковь возможности помогать и таким образом сделать ее менее привлекательной для людей. Важный момент: изымались в том числе и богослужебные предметы, которые использовались во время совершения Таинств, например, Потиры. Патриарх Тихон предлагал возмещать стоимость этих вещей, только бы они оставались в храмах и не подвергались осквернению, но в этом было отказано.
- Что доносится до Вас со всех сторон? – Спрашивали Патриарха.
- Вопли.
Говоря о свободе, церковных людей притесняли, говоря о светлом будущем, отбирали у них имущество. В разных городах вооруженные красноармейцы наталкивались на сопротивление людей – и не считались ни с чем, исполняя распоряжения правительства. В Шуе народ, узнав о готовящемся изъятии имущества, оставался после службы в соборе и на площади около него. Священнику предлагали сказать нечто, чтобы люди ушли, но он отказался: «Я не могу выгонять из храма молящихся». Изымать имущество в такой ситуации было невозможно, и к собору прислали 14 вооруженных красноармейцев. Они открыли стрельбу: сперва - поверх голов людей, потом – по живым людям, своим соотечественникам.
Весной 1922 года в Москве начался первый антицерковный процесс. К ответу привлекли 54 священнослужителя, заседания – как ни странно! – проходили в Политехническом музее. 5 мая в качестве свидетеля был вызван Патриарх Тихон. Увидев вошедшего в зал Предстоятеля Русской Церкви, многие присутствующие в числе публики встали. Суд вынес 11 смертных приговоров, по прошению Патриарха, которое он адресовал лично Калинину, 6 из них были отменены. Святейший спас жизни шестерым людям, а сам был арестован и полностью изолирован от внешнего мира. По-особенному переживаешь все это, узнавая факты о Патриархе в галерее храма, в котором спустя несколько десятилетий Патриарх Тихон был прославлен в лике святых.
Справа от киноэкрана – подборка статей из «Известий» от 1922 года по поводу судебного процесса. Какой полный достоинства и внутренней целостности образ видим на экране – и насколько неприглядным персонажем предстает Патриарх в газетной статье. Сравнить свое впечатление, подлинные слова человека (тут же на столе – тексты патриарших обращений к духовенству этого года) и то, каким его пытаются представить в прессе очень любопытно. Ясно видно, как работала пропаганда, какими бесчестными средствами добивались нужного «эффекта» те, кто решил, что Церкви «не должно быть».
В других статьях – информация о различных судебных процессах и событиях, о которых говорится в фильме, но только – опять же – в нужной интерпретации. Защищающие Церковь люди называются, например, «бывшая коммунистка» и «бывший эсер». «Бывший» - стало быть, плохой, слабый, непостоянный, раз отрекся от своих взглядов. Ответы в суде цитируются не полностью, может быть, цитаты вырваны из контекста (прием нам не незнакомый) и дополнены разъяснениями (домыслами?) авторов статей.
Таких примеров на выставке найдется немало, и сегодня они особенно достойны внимания и анализа.
Итоги грандиозной антицерковной кампании были удивительно нелепы. Как сообщается в фильме, у Церкви было изъято имущества на сумму более 5 млн рублей, в то время как сами церковные люди для помощи голодающим добровольно собрали около 7 млн. Большая часть церковных предметов – в том числе богослужебных, в том числе редких по красоте и художественному исполнению вещей – были переплавлены. Деньги, полученные в результате кампании, по большей части пошли на оплату самой кампании (печать листовок, афиш, ассигнования пропагандистам и так далее), частично – на поддержание сотрудников правительственного аппарата (их зарплаты в этот период увеличились).
Состоялось около 250 судебных процессов, 10 тысяч человек в 1921-23 годах были репрессированы, каждый пятый – расстрелян.
Церковь оказалась лишена внешнего благообразия, зато многие люди стали осознавать, что для них действительно важно не внешнее, а внутреннее, то, ради чего умер Христос и для чего создал на земле Церковь. На место убитых священников пришли бывшие миряне (прихожане, помощники, сотрудники), которые приняли сан уже после революции (понимая, что это может стоить им жизни). Те, кто не принял сан, образовывали братства, собирались на квартирах, чтобы только сохранить церковный и христианский дух.
Поле арестов священнослужителей большая часть рабочих (на которых делало ставку правительство) из Церкви не ушла.
Еще один горький «итог» кампании – уже не в фильме, а на одном из стендов: фото десятков прекрасных храмов, в подписях к которым рядом с каждым названием стоит короткое слово «разрушен». Мы потеряли живых людей, их знания и жизненных опыт, наши города навсегда утратили прекрасные храмы, их красоту и непередаваемую атмосферу молитвы, которая живет в старинных церквях.
Это хороший урок и повод задуматься. А выставка в Храме Христа Спасителя – шанс узнать свою историю и самому оценить, так или нет расставлены акценты в том числе и в нашей сегодняшней жизни.
Экспозиция продлится до 29 сентября 2012 года.
Вход свободный.
Организаторы: Храм Христа Спасителя, Культурно-просветительский центр «Преображение», Литературно-краеведческий музей Константина Бальмонта (г. Шуя).
Режим работы: ежедневно с 10.00 до 17.30. В дни, когда в храме Преображения Господня богослужение начинается в 7.30, экспозиция открыта с 7.30.
Экскурсии проводятся с понедельника по пятницу в 12.00 и 15.00, в субботу и воскресенье – в 10.30, 12.30, 14.30, 16.30 ч.
Возможен заказ экскурсий по телефону: 8-968-764-52-12
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
Это очень отчетливо видно по отношеню дела об омерзительных бпбенках и Великой Отечественной Войне. Многие высокопоставленные "профессиональные верующие" из числа высокооплачиваемых журналистов были против наказания кощунниц.
В отношении к войне и личности Верховного главнокомандующего, также, в Православной среде сущесвтуют непримиримые точки зрения. Начальство финансирует фильмы о попах, открывавших на окккупированных территориях храмы по согласованию с гитлеровцами, но фильмов о священниках-партизанах, которых было не мало мы не видим именно по идеологическим соображениям.
Личность, восстановившая патриаршество, для народа - "Богом данный вождь", для начальства - "безбожный и кровавый деспот".
Что касается меня, то, я, конечно, разделяю народное воззрение.
Нам нужны не тенденциозные выставки, а глубокая и беспристрастная оценка событий нашей великой истории.
Увы, это письмо имеет знаковый смысл. Постсоветский человек, оставшийся, в сущности, советским, в новое время наскоро усвоил несколько общих мест, которые ему представляются не совсем "чуждыми". И рассуждает про "дух христианства", про "вредность антисоветской кампании", про "духовные искания"... Словно бы все наше национальное и духовное бытие - это только программа большевицкой партии, время от времени корректируемая. "Пропаганда Вашингтона", "смердяковщина" в приложении к антикоммунизму, намек автора на начитанность в "еврейском" вопросе - какие же это все опять убогие общие места. Как непристойна во всем этом контексте его "справка" о собственном "христианстве". Это очень грустно именно из-за знаковости его письма. Это письмо - свидетельство советской обездуховленности, из-за которой многие люди автоматически принимают духовные понятия за партийные или, в лучшем случае, культурные. И выдают пошлости, полагая себя (по нынешним временам) христианами и патриотами.
Тезис о родстве советской власти и гитлеровского нацизма - расхожий штамп пропаганды Вашингтона. А выражение "страшнее Бухенвальда" выдает смердяковщину авторов.
Не лучше ли вернуться к духовным исканиям и оставить Ленина и советскую власть в покое.
Просьба к редакции: храм Божий - не синагога и ножницы шойхета в ней не уместны. В прошлый раз Вы исключили мое высказывание. Если Вы боитесь начальства больше, чем Бога, то грош Вам цена.