Tweet |
- С каждым человеком всё происходит по-разному, но в среднем - сколько, на Ваш взгляд, нужно встречаться со своей избранницей (избранником), чтобы принять осознанное решение о браке? На что при этом нужно обращать внимание?
- Испытание временем - самая лучшая подготовка к браку.Кому-то нужно три месяца, кому-то полгода, но лучше - год. За это время многие достоинства и слабости влюблённых будут открыты, в радости и горе они узнают как себя, так и другого, поймут, смогут ли вместе преодолеть жизненные препятствия, социальное неравенство, разницу вкусов и предпочтений,материальный недостаток, дефицит образования и воспитания. Понятное дело, что любовь своим омофором покрывает все изъяны. Но вот тут-то и выяснится, какова сила и качество этой любви. Это неправда, что любовь угасает со временем - если она истинна, то только крепнет.
- Некоторых молодые люди убеждены, что период «ухаживания» (особенно его «светские» формы: цветы, мороженое, кино, кафе и т.д.) для верующих людей совершенно необязателен. «Ты православная, я православный», - и этого достаточно. Правильно ли это?
- Общение людей подразумевает, помимо прочего, еще и установление правил отношения друг с другом. Эти правила для разных пар могут быть непохожими. Для кого-то - это кафе с мороженым, для иных - проводы до подъезда, для третьих - паломничество в Бутово. Эти «правила» очень важны, это своего рода проверка на прочность, на серьезность отношений. Из ритуальных мелочей ухаживания можно составить код поведения возлюбленного. Я знаю одну пару, которая переписывалась в течение года по «емельке», и по письмам взаимно влюбились. Потом встретились и не узнали друг друга. Каждый из них не был похож на автора писем. Так и разбежались по разным углам и больше никогда не переписывались.
- Если воцерковлённые молодые люди ищут образы «романтического поведения», где они могут их найти? В литературе? Кино? Житиях?
- Везде можно найти высокие образы поведения возлюбленных молодых людей. Но мне кажется, что ничего не следует конструировать по чьему-то образцу; наоборот, надо быть наиболее естественными друг перед другом. Иначе фальшь обнаружится очень скоро, и последствия её могут стать драматичными.
- Как скоро Вы сами приняли решение о браке?
- С моей будущей супругой мы «гуляли» до брака почти год, а после брака «гуляем» уже 33 года, у нас трое детей и семеро внуков. Мы твёрдо уверены, что наш брак совершён на небесах. Мы с женой самые близкие друзья, и с каждым годом нам всё больше и больше не хватает времени для общения друг с другом.
- В чём секрет непреходящего интереса супругов друг к другу? Нередко люди расстаются и после пятнадцати, тридцати и даже сорока лет брака. Где здесь причина разрыва и где - возможность его избежать?
- Ответы на эти вопросы могут составить многостраничный трактат. Но «сухой остаток» этого исследования будет заключаться в нескольких евангельских советах:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует,любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла... всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13, 4-7);
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2);
«Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 15-18).
- Есть ли, по-вашему,«непреодолимые препятствия» для брака двух молодых людей?
- Таким препятствием являются всякого рода «расчеты» и, как это ни банально, отсутствие любви.
- Что в современном мире может дать человеку христианский брак?- Господь освятил брак Своим присутствием на брачном пире в Кане Галилейской, где претворил воду в вино. Христианский брак - это создание«малой» Церкви со всеми вытекающими отсюда последствиями. И если главной мишенью врага рода человеческого - дьявола - в современном мире стал именно институт семьи, то и значение брака становится не просто важным, а ключевым для сохранения человека как образа и подобия Божьего.
- Если подлинное чувство настигает человека женатого или связанного какими-то другими обязательствами, всегда ли это «от лукавого»? Если не всегда, то ради чего это посылается? (Вспомним Тристана и Изольду, Абеляра и Элоизу, а также трагедию Фёдора Тютчева, Михаила Пришвина, да и тысячи других примеров).
- Убежден, что драматургом такой ситуации является сам человек. Именно он дал волю своему воображению, не нажал вовремя на тормоз, сам сократил дистанцию. И если кто-то его подталкивал в спину, то это был, конечно же, лукавый. За всем этим стоит тщеславие, безответственность, человекоугодие,в какие бы парчовые одежды эти грехи ни рядились. «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Пет. 2, 16).
- Что можно посоветовать в такой ситуации и при «обратном» случае («парней так много холостых, а я люблю женатого»)?
- Главное, чтобы у человек была способность различения духов, чтобы он дал адекватную оценку своему чувству, понял последствия своих желаний.
- А нет ли лжи в пути Татьяны Лариной: она осталась верна мужу, но любила-то другого?
- Полностью согласен с Ф.М. Достоевским в его знаменитой«пушкинской речи», что Татьяна глубже Онегина, что она явилась апофеозом русской женщины: «А разве может человек основать свое счастье на несчастье другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в высшей гармонии духа. Чем успокоить дух, если назади стоит нечестный, безжалостный,бесчеловечный поступок? Ей бежать из-за того только, что тут мое счастье? Но какое же может быть счастье, если оно основано на чужом несчастии? Позвольте,представьте, что вы сами возводите здание судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им наконец мир и покой. И вот представьте себе тоже,что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, мало того - пусть даже не столь достойное, смешное даже на иной взгляд существо, не Шекспира какого-нибудь, а просто честного старика,мужа молодой жены, в любовь которой он верит слепо, хотя сердца ее не знает вовсе, уважает ее, гордится ею, счастлив ею и покоен. И вот только его надо опозорить, обесчестить и замучить и на слезах этого обесчещенного старика возвести ваше здание!»
- Существует ли так называемый «церковный развод», с просьбами о котором всё чаще обращаются к священникам и епископам?
- Никакого «церковного развода» не существует. Правящий епископ в порядке исключения может благословить людей на второй и даже третий церковный брак, если они были разведены и зарегистрировали новый брак в государственных органах. Делается это, конечно же, по снисхождению к немощам человеческим, останавливая людей перед другими, более тяжкими грехами.
- Насколько верно утверждение, что семья без детей - вообще не семья? В таком случае получается,что смысл брака исключительно в чадородии?
- Нет, конечно. Смысл брака не столько в чадородии, сколько,как мы уже отмечали, в создании «малой» Церкви. По медицинским причинам детей может и не быть. Многие православные семьи решают этот вопрос «просто» - берут на воспитание детей из детского дома или помогают многодетным семьям.
Tweet |
Вставить в блог
Любовь со временем только крепнет. Ч. 231 марта 2009
|
Поддержите нас!
Согласна с тем, что такие статьи нужно публиковать в самых популярных СМИ.
А ведь самое главное - основа Господь. И никак иначе. Все делать для Него и с Ним.
Еще раз о статье - здорово!