В Крестопоклонную Неделю предлагаем Вам аудиозапись размышлений настоятеля храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерея Максима Козлова о Кресте. «Теперь, когда к нравственному состоянию европейского и американского общества приближается весь мир, единственным источником добра, совести и нормы жизни остается проповедуемый Церковью путь Крестоношения»
Tweet |
фото: photosight.ru
Третье воскресенье Великого поста называется Крестопоклонным.
Праздники, посвященные Кресту Господню, столь глубоки и многообразны по смыслу, что всякий раз можно и для себя внутренне, и для разговора о них избрать некую сторону того, что связано с прославлением Креста, с пониманием крестного подвига Господа нашего Иисуса Христа, с нашим личным крестоношением как пути ко спасению.
Вот сегодня мы коснемся с вами одной только, но очень важной части нашего крестоношения- это понятие воздержания. Ибо взятие на себя креста это в определенном смысле есть путь воздержания. Без воздержания креста нет. Человек, который живет так, как он хочет, который себя не ограничивает, который мер и пределов в жизни совей не устанавливает, креста не несет.
Если начать издалека, то можем вспомнить, что понятие меры как необходимое условие для правильного устроения души человечка, было знакомо уже древним, греческим философам, может быть, в особенности стоикам. "Ничего слишком" - это та нравственная максима, которую считали в древности непреложной.
Православие, христианство также отводит наличию меры в жизни человека весьма существенное место. Воздержанию можно приложить такой синоним: это удержание от чего-то, ограждение себя от чего-то. Чего? Переполняющего, неправильного, чрезмерного, увлекающего душу, увлекающего всего человека, удержание себя от страстного прилепления к чему бы то ни было в этом тварном мире. И, конечно же, удержание от греха как такового. И это есть существенная задача земного бытия, а значит и крестоношения каждого православного человека.
Неотъемлемой частью нашего земного бытия всегда остается невидимая брань за то, чтобы непадательное пребывание христианина в добродетели восторжествовало в его жизни, чтобы наша воля была приведена в согласие с волей Божией. Это первая и необходимая часть удержания себя от греха. Но впрочем, это удержание - повторим - нужно понимать и шире.
Есть вещи, которые запрещены заповедями, потому что они греховны по сути. Скажем, воровство, клевета, непочитание родителей. А есть то, что становится греховным, потому что мы нарушаем запрет, заповеди, устав, хотя в иных случаях это греховным и не является. Скажем, есть пища, вкушение которой само по себе не грешно: мясо, молоко, яйца, масло. Но есть заповеди, правила, запрещающие эту пищу в среду, в пятницу и сейчас, в дни Великого и других постов. Пренебрегая этим запретом, мы нарушаем заповедь, церковный устав. То есть в этом случае воздержание предлагается не просто как отставание от того, что очевидно греховно, но и как путь аскетического упражнения, как лествица возрастания добродетели, чтобы душа возрастала от меры в меру, чтобы человек мог переходить со ступеньки на ступеньку в своем внутреннем приближении к Богу на пути обожения, на пути жизни во Христе.
И этот принцип универсален для всех. Но мера, позволяющая придерживаться его, конечно, очень различна. В воздержании нужна постепенность. Здесь можно вспомнить, надеюсь, хрестоматийно известные нашим слушателям слова Иоанна Лествичника о том, что если ты видишь новоначального, слишком быстро взлезающего по лествице добродетелей, твой долг - остановить его: пусть он лучше упадет пока с небольшой высоты на землю. Потому что непадательность в добродетели достигается только путем постепенного, устойчивого восхождения, а не скачком.
Мария Египетская смогла подниматься во время молитвы над землей, смогла не замечать физических законов тяготения не сразу после того, как ушла в заиорданскую пустыню, после многодесятилетних подвигов поста, молитвы и предельно суровой жизни.
Так вот, есть еще один важный аспект темы, который мы сейчас не должны забывать., который, может быть, относится к людям, уже знающим, что такое духовная жизнь и старающимся вести себя внимательно, но который мы сейчас все же упомянем. Христианин должен уметь хранить меру даже и в благих проявлениях своей души. Нужно уметь в меру радоваться и в меру печалиться. Естественна скорбь по усопшим сродникам. Но апостол Павел учит нас не скорбеть так, как скорбят прочие, не имущие упования, но растворять эту скорбь верой в грядущее воскресение и встречу.
Естественно христианину радоваться благодати и дарам Святого Духа которые мы получаем на молитве. Но неумеренное пребывание в этом чувстве радости - знаем мы из житий святых, в особенности же их жития преподобного Силуана Афонского - может на время лишить человека этого благодатного состояния. Так что и здесь нужна мера, нужно воздержание.
Есть некая универсальная внутренняя норма, внутренний закон человеческого бытия, так, как человек Богом створен и устроен. Соответственно, нарушение этого закона не есть просто дисциплинарная ошибка, как мы иногда воспринимаем грех. Длить это состояние - значит идти против рожна, что неизбежно не может не привести к различным отрицательным последствиям для человека. Мы неизбежно с ними столкнемся. Но не как с внешним наказанием, не потому что закон есть такой юридический, по которому нас за это накажут, а как с неизбежным следствием. Ну как если бы, пренебрегая естественным законом тяготения, человек стал бы прыгать с девятого этажа. Ведь он как минимум переломает руки, ноги и шею, а может, что и худшее с ним случится. Так и здесь нарушение универсальных законов духовного бытия, в частности, закона воздержания, приведет к таким же изломам нашего внутреннего человека. Значит, тот путь, который мы должны выбирать - это средний царский путь меры во всем. И это есть крестоношение.
Если мы оглянемся сейчас на окружающий нас мир, то слово, которое мы чаще всего услышим - это слово "кризис". О кризисе не говорит только немой. И в связи с сегодняшней нашей темой можем и мы не обойти это слово. Но каково должно быть наше правильное, христианское отношение к этому? Я думаю, мы не должны придавать глобального значения нынешним экономическим происшествиям. Как-то они становятся на место, когда мы взираем на них рядом с Крестом Господа нашего Иисуса Христа.
Хочется, конечно, сказать, что общество потребления неизбежно рождает кризис , из которых один мы теперь видим, что это есть попущение Божие или наказание Божие за то, как люди жили последние годы, десятилетия, а иные скажут и столетия, продлив это до Петра Великого, или до начала эпохи Возрождения, а кто и далее того.
Мы с Вами знаем, что и тогда, когда потребление не было таким идолом, Каким оно стало в современном обществе, человечество переживало свои кризисы. И тогда, когда большая часть европейской цивилизации была христианской, кризисы случались. И мы должны понимать, и это уже будет воздержание и трезвение разума, что возникновение политических, экономических и иных кризисов и иных катастрофических явлений - это последствия прежде всего изначального грехопадения человека. Не результат каких-то сугубых ошибок отдельной эпохи, которые, скорее, могут давать этому частное оформление, преимущественно к частным же заблуждениям того или иного времени.
Если же мы хотим оставаться в пределах христианского понимания истории, то вспомним слова апостола Павла, что состояние твари есть последствие греха Адама, которое умножается, конечно, грехами последующих поколений, но корень находится именно там.
Это не значит, что мы должны оправдывать общество потребления и говорить, что оно лучше, чем оно есть. Но вспомним, скажем, блаженного Августина, его творение "О граде Божием". Он пишет о тогдашнем обществе, отчасти языческом, но уже в значительной мере христианском. Вспомним, что писали наши проповедники, включая святых отцов, о нашествии монголов на Русь, о тогдашнем состоянии русского общества. И мы увидим много сходного в нравственной оценке происходившего тогда и теперь.
Так что я бы не делал излишне смелых эсхатологических, невоздержанных выводов из сегодняшних событий, ни из конкретного состояния человечества в конце 20-начале 21 века. Есть, наверное, какие-то виды грехов, которые не были распространены 100, 200 или 300 лет назад. Но не будем очаровываться и тем, как жили люди в 18 или 15 веках. Это тоже был бы выход из христианского реализма в мифотворчество, от которого трезвый верующий человек должен хранить себя ради среднего, царского пути.
Будем помнить и том, что наши благочестивые предки имели склонность всякие внешние тяжкие, скорбные обстоятельства называть посещением Божиим. Потому что это шанс, данный Творцом, Вседержителем всем людям. Иногда дается конкретному человеку, иногда, как ныне, - целым сообществам людей тогда, когда они не выдерживают благополучия без греха для своей души. Шанс, чтобы мы некоторым образом опомнились посредством внешнего неблагополучия. И это тоже путь крестоношения.
Кто и как сегодня этим воспользуется, мы сказать нем можем. Но то, что такой шанс в самом широком смысле сегодня человечеству Богом предлагается, мы не можем не видеть.
И последнее. Если мы посмотрим творения святых отцов и учителей Церкви, то мы у многих из них в отношении последних времен прочитаем, что христиане той эпохи спасутся не великими подвигами, а самим фактом сохранения веры и верности во времена всеобщего отступления от Бога и Божией правды.
Это, конечно, не нужно понимать нам как основание для потакания себе. Это необходимо нам для той же трезвости, когда мы смотрим вокруг себя и, нам кажется, не видим таких, как в древности, великих светильников веры, угодников, прозорливых старцев, нравственный авторитет которых распространялся бы на всю Церковь. Значит, мы должны принять, что ныне так попущено Творцом, что само по себе сохранение в нынешней ситуации обезбоживания окружающего мира верности Богу и Церкви может быть вменено человеку во спасение на Страшном суде.
И действительно, ведь если, исходя из христианского понимания истории, будем рассматривать процесс ее как процесс разделения добра и зла, то ведь мы ведь видим, что в последние времена он достигает своего итога. Мы не можем не видеть, как он стремительно ускоряется, как человечество нынешнее все ж таки отличается от того, что было десятилетия или столетия назад., когда много доброго и светлого было и в естественном состоянии человека, даже не просвещенного Христовой Истиной, и в народах, в той или иной степени удаленных от истинной Церкви. Теперь же мы все отчетливее видим, что к нравственному состоянию, в каком пребывает европейская и американская и значительная часть иного человеческого общества постепенно приближается почти весь мир и что единственным источником добра, совести и нормы жизни остается проповедуемый Церковью путь крестоношения и жизни в Господе нашем Иисусе Христе. Аминь.
Tweet |
Вставить в блог
О Кресте Господнем (АУДИО)18 марта 2012
|
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Александра, Новосибирск19.03.2012 6:04 #
У русских тоже была пословица-все хорошо в меру.. Наконец,хорошая не политизированная статья.
Ольга6.03.2010 20:44 #
После прочтения Ваших статей, многое становится на свое место - устанавливается порядок в мыслях и делах, многим (лично моим) жизненным событиям находится объяснение.
Галина, Москва25.03.2009 15:48 #
Уважительная, д о б р а я интонация в сочетании с неизменной строгой г л у б и н о й содержания, пастырское напоминание о духовных с м ы с л а х нашей жизни, затерянных в пространствах суетного современного мира, такого удобно-опасного для многих , - вот что важно и назидательно для меня лично в "Слове" о.Максима.