Tweet |
Идея - общая
Идея возникла - и это очень важно - с двух сторон и была озвучена руководством Московского университета с тем, чтобы в рамках интеллектуального форума "Университет XXI века. Образование, наука, инновации" прошла конференция "Домовые храмы при университетах (вузах) России". То, что инициатива исходила от университета, свидетельствует о понимании важности существования храмов при вузах. С другой стороны, когда мы обсуждали пути развития молодежной работы с епископом Бронницким Феофилактом, уполномоченным Святейшим Патриархом возглавлять этот участок церковного делания в Москве, владыка поддержал эту идею и у него возникли свои инициативы активизации работы храмов при вузах.
Мы получили благословение Святейшего Патриарха, и такого рода соединение академической и церковной инициатив породило идею проведения этой конференции.
Почему при наличии достаточного количества домовых храмов в России и зарегистрированной Ассоциации домовых храмов России такой встречи не состоялось раньше? Назовем вещи своими именами - до сей поры не была заметна заинтересованность в общении со стороны регионов (крупных городов или епархий), не было достаточной церковно-политической воли сверху для того, чтобы стимулировать усиление активности в этой области.
Теперь, когда приоритеты, связанные с миссионерством в молодежной среде, Святейшим Патриархом Кириллом были расставлены достаточно четко, мы переходим от первоначального этапа, связанного с самим фактом возникновения и легитимизации идеи домовых храмов при государственных учебных заведениях, к координации их деятельности и более решительному отстаиванию прав и возможности свидетельства в вузах.
Участники конференции
На конференцию приглашены представители епархий. Сейчас нет возможности позвать всех, но мы старались пригласить по одному представителю от домовых храмов, реально существующих или находящиеся в процессе борьбы за возникновение, будь то клирики, будь то деятельные представители общины из числа студентов или преподавателей. Собрать людей было очень сложно. Мы и раньше пробовали сделать это, но без решительной поддержки со стороны церковного начальства все уходило в песок. Мы очень надеемся, что на конференции будет присутствовать владыка Феофилакт.
Мы очень благодарны Университету, который в значительной части административно и финансово позаботился о размещении гостей, и также надеемся на присутствие кого-либо из уважаемых членов ректората на этой конференции.
Что мы можем друг другу сказать?
Нам нужно встретиться, чтоб понять сколько нас есть и в какой ситуации мы находимся, в каком статусе находятся общины при вузах.
Мы, например, патриаршее подворье и в уставе написано «Домовый храм Московского государственного университета», доступ в храм всегда открыт, т.к. он расположен в отдельно стоящем здании. Есть домовые храмы, расположенные внутри учебного кампуса, ближе к студентам, с одной стороны, с другой - не доступные для посещений в воскресные дни. Третьи расположены реально на территории, но формально не имеют никакого отношения к университету, зарегистрированы как обычные приходские храмы и свою деятельность осуществляют по факту доброго отношения с руководством вуза. Вопрос о юридическом статусе домовых храмов при вузах очень актуальный, тем более, что законодательство в отношении религиозных организаций и свободы вероисповедания с законодательством о высшем образовании в этом смысле не вполне соответствуют друг другу. Мы попросим Олега Васильева, который возглавляет на сегодня Ассоциацию домовых храмов, очертить юридическую ситуацию в российском законодательстве, связанную с бытием домовых храмов.
Второе - какими видятся пути свидетельства о Православии в стенах вуза: как, кроме богослужения, мы должны доносить до невоцерковленного студенчества свидетельство о Православии, не вызывая аллергии, аллюзий с сектантским навязыванием? Хотелось бы рассказать, кто чем сегодня реально занимается, какой опыт накоплен. Подумать, как мы можем осуществлять взаимодействие между собой помимо информационной и юридической поддержки друг друга.
И, наконец, Ассоциация домовых храмов (при всей ее неактивности со времени регистрации) существует как общественно-юридическая организация при нашем храме. Разумно будет поставить вопрос об увеличении ее членов за счет числа вновь открытых храмов и соответственно использовать эту площадку для того, чтобы приоритеты, связанные с их деятельностью, решать не только на индивидуальном, но и на региональном уровне.
Думаю, будет интересно и полезно послушать рассказы о жизни и деятельности в регионах. Надеюсь, что в порядке общей дискуссии возникнут и другие вопросы, помимо обозначенных мною. Нам нужно многое обсудить, чтобы понять, какого рода результативные документы могут быть обозначены в итоге, какие пути дальнейшей работы вырисуются в результате этой нашей первой встречи.
Представителям и руководству университета также будет важно услышать не только из наших уст, но и от представителей многих вузовских храмов России, о тех вопросах, которые по-прежнему не решаются так, как хотелось бы. Для нас это вопрос юридического статуса в стенах университета. На сегодня он совершенно не удовлетворителен. Регулярное продление годичных договоров - это неконструктивный подход к решению данного вопроса. Мы надеемся, что он будет пересмотрен в ближайшее время. В ином случае мы, со своей стороны, будем апеллировать к тем юридическим правам, которые у нас есть по российскому законодательству.
Мы предельно ограничены в возможности фиксированного пребывания в стенах главного здания, несмотря на многочисленные обращения, которые были поданы о желательности нашего присутствия - не в виде храма, но в качестве информационно-культурного центра, который бы давал информацию о Русской Православной Церкви в целом, распространял литературу и доносил информацию о Татианинском храме. Одновременно он мог бы стать местом для встреч и общения. Во время ближайшего визита Патриарха мы эти вопросы озвучим в присутствии руководства Московского университета.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
Во-первых, Ваш комментарий не имеет отношения к теме статьи.
Во-вторых, несогласие с точкой зрения отца Максима (что само по себе имеет право быть) не даёт Вам право называть его слова "чушью", даже не приведя никаких примеров.
Ну и наконец: делая выводы, в чём батюшка разбирается, а в чём нет, Вы проявляете тот самый недостаток, который ему приписываете - незнание критикуемого предмета.
Если Вы действительно хотели бы высказать конструктивные замечания к книге о. Максима, то выбрали бы другую форму, при этом аргументировав своё мнение и выбрав более спокойный, уважительный тон. Без этого Ваши слова больше похожи на агрессивную брань.