rss
    Версия для печати

    «Бог не есть Бог мертвых, но живых»

    Суббота перед Неделей о Страшном Суде называется Родительской, но это не день особого почитания живых или поминовения усопших родителей. И даже не день, в который мы молимся о наших умерших сродниках.

    Эта суббота - одна из двух, которые предназначены для молитвы обо «ВСЕХ  усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво», как поется в стихире».

    В чем смысл такой молитвы? О своих самых близких людях мы молимся каждый день: поминовение усопших родителей и сродников входит в состав утреннего молитвенного правила. В храме мы подаем за них записки. Но не у всех есть родственники и друзья, которые молятся о них. Да и вряд ли мы сможем назвать всех своих предков поименно. Для их поминовения в Церкви с давних времен были определены дни молитвы за души всех этих людей. 

    Молитва обо всех умерших - это не только помощь тем, кто уже умер. Это еще и напоминание живым о том, что Церковь едина. Ее единству не мешают не только расстояния, отделяющие верующих, но и разные формы бытия живых и умерших.  «Бог не есть Бог мертвых, но живых»,- сказано в  22-й главе Евангелия от Матфея. «...с нами пребывает душа праведных, потому что слово их - с нами. Как живые, вещают они нам в своих уставах и учениях. Душа их живет и мыслит; Творец блюдет ее в Едеме, а тело их хранится в земле; до возвращения вверено оно ей, как залог», - писал преподобный Ефрем Сирин в «Надгробных песнопениях».

     

    Кладбище Кижского погоста

                В эту субботу поминовение всех усопших напоминает живым о том, что «этот» и «тот» мир - две части целого, о том, что человечество - это единый организм, включающий в себя и живых, и умерших. Не случайно в церковном календаре Родительская суббота предшествует Неделе о Страшном суде. Ведь в день Страшного суда перед Богом предстанет все человечество. «мы не все умрем, потому что последний день мира застанет на земле живущих; но все изменимся, потому что тем, которых последний день мира застанет живыми, некогда будет умереть и быть погребенными, но их тела не подвергаясь смерти мгновенно изменятся из тленных в нетленные, какие будут иметь и воскресшие из мертвых», - писал об этом дне Святитель Филарет (Дроздов). 

    День Страшного суда - день всеобщего воскресения мертвых. Одна из стихир, которая поется в мясопустную субботу, начинается пасхальным восклицанием «Христос воскресе!». Задолго до Пасхи, до начала Великого поста, она звучит как радостное благовестие для нас, живых, и для тех, кого мы поминаем. Для всех людей, чающих «воскресения мертвых и жизни будущаго века», как сказано в нашем Символе веры.  

     

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Александра, Новосибирск18.02.2012 6:58 #
    Господи,помяни усопшие рабы Твоя.
    Саша22.02.2009 0:08 #
    Как я люблю поминальный канон «недостойного Федора» за «от века усопших», читаемый накануне воспоминания о дне Страшного Суда: «Вси помолимся Христу, творяще память днесь от века мертвых»! «Отцы и праотцы, деды и прадеды, от первых и даже до последних, во благозаконии умершыя и благоверии», «монахи же и бельцы, юноши и старцы», «верно усопшыя, в мори, или на земли, или в реках, источницех, или езерах, или в ровенницех снедь зверем бывшыя, и птицам, и гадом, вся упокой»! Всех! Этому канону более тысячи лет. А звучит он так пронзительно, словно написан по поводу событий, происходящих в мире сегодня. «Иже покры вода, и брань пожат, трус же яже объят, и убийцы убиша, и огнь попали» … Молниеносно вспоминаю ежедневные новостные ленты о стихийных бедствиях, пожарах, крушениях самолетов, братоубийственных войнах или простой поножовщине. И понимаю, что через прошения канона Церковь молится за всех этих несчастных (и «от века»), погибших в разных жутких ситуациях, и душа чувствует облегчение, поминая их. А-то обычно услышишь в СМИ об очередной трагедии, мысленно помянешь и быстро забудешь, а Церковь вот тысячелетиями не забывает! Все предусмотрено! В мельчайших подробностях - «попаляемыя от молнии, и измерзшыя мразом, и всякою раною», «иже уби меч, и конь совосхити, град, снег и туча», «удави плинфа», «от ядовитых угрызений умершыя, от поглощения змиев», «заушения», «удавления» «упокой, Боже». Молится Церковь и за убиенных наших в мирное время пастырях и мирянах - «в благоденствии пострадавшыя». И нам позволяет молится вместе с Ней и просить у Бога даровать им добрый ответ на Страшном суде! Это наше молитвенное сопереживание всем от века усопшим верным и упование на то, что и о нас, "в вере и надежде жизни вечныя усопших", быть может, спустя еще одну тысячу лет, Церковь будет молиться все теми же словами поминального канона субботы мясопустной «недостойного Федора»!

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru