rss
    Версия для печати

    Уникальный иконостас XV века выставлен в Кремле (ФОТО)

    С 14 июня в Успенской звоннице Московского Кремля выставлен иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Впервые после советского времени уникальные иконы собраны вместе. Утрачены только 2 образа, а каждый из 59 сохранившихся - настоящий шедевр.

    «Выставка одного шедевра» - так называют экспозицию в Музеях Кремля, и это верно.

    В зале действительно представлена только одна вещь, но такая, которая достойна отдельной, посвященной исключительно ей выставке.

    Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря – произведение искусства, равного которому, пожалуй, сегодня в мире не найти. Это один из четырех (всего лишь четырех) сохранившихся иконостасов XV века. Его иконы – после революции оказавшиеся в разных храмах, а после и в разных музеях:  Третьяковской галерее, Русском музее, Музее имени преподобного Андрея Рублева и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике – удивительнейшие произведения искусства. В ходе реставрации выяснилось, что их писали мастера трех школ – Московской, Новгородской и Ростовской. По словам директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаила Шарамазова, совместная работа этих иконописцев положила начало общерусской иконописной традиции, а их иконы стоят у истоков русской живописи XVI века, которую современные иконописцы признают эталонной.

    Иконы Успенского собора впервые после советского времени собрали вместе. Экспозиция в Московском Кремле – пока – едва ли не единственный шанс увидеть прекрасный иконостас, представить, как выглядели русские храмы шесть веков назад, узнать, какое сокровище есть в нашей культуре и истории и пережить – каждому по-своему – личную встречу с представленными на выставке образами.

    На пресс-конференции один из журналистов задал Михаилу Шарамазову вопрос о том, что, вероятно, неспециалисту трудно будет оценить всю глубину мастерства иконописцев и понять, в чем состоит ценность представленных образов.

    - Современный зритель привык к тому, чтобы ему все жевали, вкладывали в рот и за него же проглатывали, - сказал Шарамазов. – Но поход в музей – это не отдых, это работа. Работа с тем, что у тебя внутри.  

    Без нее настоящей встречи не получится, но ради того, чтобы она состоялась, стоит немного потрудиться.

    Но не стоит пугаться этих замечаний. На самом деле, из выставочного зала совершенно не хочется уходить. Мы пробыли там около двух часов – и уйти нас заставила только необходимость вернуться в редакцию, чтобы готовить материалы.

    Можно подойти к центральной части иконостаса и внимательно рассмотреть икону Спасителя, а над ней – горизонтальные образы пророков. Потом перейти к большим иконам, размещенным на боковых стенах (иконостас по размерам очень большой и «в полный рост» разместить его в выставочном зале не получилось бы, поэтому иконы расположили в ином порядке и на разных стенах зала). Специалисты обращают внимание на то, что среди них есть и недавно – по отношению ко времени создания иконостаса – канонизированные святые: святитель Леонитий Ростовский и митрополит Петр.

    Рядом с ними – небольшие иконы праздников. Даже неспециалисту видно, что их писали разные мастера. Вот икона Преображения Господня с очень четко обрисованными фигурами, яркими красками, твердыми линиями. Это московская школа. Рядом совсем другой по характеру, как сказала одна из смотрителей музеев Кремля - «ренессансный», образ Благовещения. По сравнению с Преображением он очень легкий, почти прозрачный и удивительно нежный. Под ним – икона Входа Господня в Иерусалим. Михаил Шарамазов обратил внимание на то, как изображены мальчики, постилающие одежду на пути следования Христа: они написаны так называемым раздельным мазком.  И удивительно, какие живые, какие настоящие получаются образы.

    На противоположной стене – иконы, изображающие сцены Страстей Христовых, и рядом с ними – знаменитый образ Явления Ангела женам-мироносицам: тонкий, мягкий. Как будто проникнутый утренним светом того дня, когда женщины узнали о том, что их Учитель воскрес из мертвых.

    Во время реставрационных работ иконы были отсняты на камеру, и в выставочном зале на мониторе транслируется видео, на котором отдельные фрагменты икон можно рассмотреть особенно подробно, а после, например, вернуться к образам в зале и посмотреть на них более внимательно.

    А еще в зале есть сенсорные мониторы, на которых можно поиграть в игру: собрать изображение Успенского собора или – для тех, кто любит задачи посложнее – мозаику-иконостас Кирилло-Белозерского монастыря.

    - Я сам собирал его на мониторе, и мне лично было очень интересно, - признался Михаил Шарамазов.

    Выставка продлится до 26 августа.  

    Воскресение - Сошествие во ад, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный музей-заповедник

    Фрагмент иконы Воскресение - Сошествие во ад, около 1497 года

    Фрагмент иконы Явление ангела женам-мироносицам, около 1497 года, Государственный Русский музей

    Фрагмент иконы Успения Богоматери, около 1497 годаФрагмент иконы Успение Богоматери, около 1497 года, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный музей-заповедник

    Фрагмент иконы Тайная вечеряФрагмент иконы Тайная вечеря

    Преображение. около 1497 года Преображение. около 1497 года, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный музей-заповедник

    Фрагмент иконы Воскресение Лазаря Фрагмент иконы Воскресение Лазаря

    Благовещение Благовещение, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный музей-заповедник

    Фрагмент иконы Вход Господень в Иерусалим, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный музей-заповедникФрагмент иконы Вход Господень в Иерусалим, Кирилло-Белозерский историко-архитектурный музей-заповедник

    Директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил ШаромазовДиректор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов

    Хранитель отдела выставок Московского Кремля Елена Михайлова

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru