Tweet |
Сегодня мы публикуем избранные главы из книги.
О ЯСНОЙ И НЕИЗМЕННОЙ ЦЕЛИ
Вера приобретается не
мечтаниями, а трудом. Не слова и размышления дают нам познание Бога, а опыт. Мы
знаем, что, для того, чтобы проветрить комнату, надо открыть окно. Чтобы
загореть, надо выйти на солнце. И вера достигается не иным путем; никакой цели
не достигнешь, оставаясь в бездейственном ожидании, говорят святые отцы. Да
будет нам примером блудный сын, который встал и пошел к отцу своему (Лк.
15, 20).
Как бы низко ты ни пал, какими бы ни был связан
земными оковами, никогда не поздно восстать. Недаром в Писании подчеркнуто, что
Аврааму было 75 лет, когда он отправился в путь, и что работник, пришедший в
одиннадцатый час, получил ту же награду, как и пришедший в первый час.
Слишком рано тоже не может быть. Лесной пожар надо тушить как можно раньше, в начале; ведь ты не хочешь видеть свою душу опустошенной и обуглившейся. Уже в крещении тебе было поручено вести невидимую брань с врагами твоей души; так начни борьбу теперь же. Ты медлил достаточно, погруженный в равнодушие и лень, ты потерял много драгоценного времени. Поэтому ты должен чувствовать себя как бы вновь начинающим, так как чистоту, полученную тобою при крещении, ты утерял и попрал. Итак, восстань, но сделай это сейчас же. Не откладывай своего намерения до вечера или до завтра, или до окончания начатых тобою дел. Отсрочка может быть роковой.
Нет, в этот час, в этот момент твоего решения,
докажи на деле отречение от своего ветхого "я", начни новую жизнь,
поставив себе новую цель, и иди новым путем.
Восстань без страха и скажи: Господи, дай мне
с сего дня положить начало благое. Помоги мне! Ибо прежде всего ты
нуждаешься в Божией помощи.
Твердо держись своего намерения и не обращайся вспять. Жена Лота, оглянувшись, превратилась в соляной столп (Быт. 19, 26): это для нас предостерегающий пример. Ты сбросил с себя ветхого человека, забудь его. Подобно Аврааму, ты услышал голос Господа: Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (Быт. 12, 1). На эту землю ты должен отныне обратить все свое внимание.
О БЕСЦЕННОЙ ЖЕМЧУЖИНЕ
Совлекши с себя всякие
знания, не имея никакой доброй мысли или дела, не помня прошлого, не имея
желаний в будущем, непригодный, подобно изношенной тряпке, бесчувственный, как
камень на дороге, разъеденный червями, как гриб в лесу, умирающий, как рыба на
берегу, опечаленный до слез этим своим убогим состоянием - таким стой на
молитве перед Всемогущим твоим Судьей, Творцом и Отцом, твоим Спасителем и
Господом, Духом Истины и Жизнеподателем. И, как блудный сын, молись из глубины
твоей ничтожности: Отче, я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин
называться сыном Твоим (Лк. 15, 21); Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,
милостив буди мне грешному.
Ты знаешь свою немощь и видишь самого себя
лежащим, как прах, перед Всемогущим, и из сознания собственной ничтожности
растет твоя любовь к ближним, Господом созданным и Им просвещенным. В глубине
своей природы они носят образ Божий; и потому ты готов жертвовать собой для
них.
Случилось странное: чем глубже ты проник в свое
собственное сердце, тем выше ты поднялся над самим собой. Твоя внешняя жизнь та
же: ты моешь посуду, ухаживаешь за детьми, ходишь на службу, получаешь
жалование и платишь налоги. Ты выполняешь все, что делают окружающие тебя люди.
Но ты отказался от самого себя. Ты отдал одно, чтобы приобрести другое.
"Имея Тебя, чего могу я еще желать? Ничего
иного, как только непрестанно в молитве безмолвно прилепляться к Тебе, -
отвечает преп. Иоанн Лествичник. - Некоторых пленяет богатство, других почести,
еще других приобретение собственности; мое единственное желание - быть с
Господом".
Молитва, со всем самоотречением в ней, сделалась
твоей настоящей жизнью, которую ты поддерживаешь лишь ради молитвы. Ходить
пред Богом (Быт. 6, 9), - это есть теперь единственно ценное для тебя, и
это заключает и охватывает все небесное и земное. Для того, кто носит Христа в
своем сердце, нет ни смерти, ни болезни, ни земной суеты; он уже вступил в
вечную жизнь, которая все объемлет. И ночью и днем Царство Небесное восходит в
твоем сердце и растет, и ты не знаешь как. Ибо земля сердца твоего сама собою
производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе (Мк. 4,
27-28).
Святые говорят о невечернем свете. Этот свет
видим не человеческим глазом, но сердцем, и он никогда не перестает струиться в
чистоте и ясности. Этот свет беспрестанно продолжает уходить от тьмы, все
умножаясь; его отличительное свойство - постоянное очищение. Это свет
бесконечной вечности, проникающий оболочку времени и материи. Святые никогда не
говорят, что этот свет дан им, но лишь тем, кто очистил свои сердца любовью ко
Господу, добровольно идя узким путем.
Узкий путь не имеет конца: его свойство -
вечность. Там каждое мгновение является началом: в настоящее входит будущее; страшный
суд в настоящем, ибо Христос в вечности присутствует повсюду, как в аду, так и
на небесах. При появлении Единого исчезает множественность, как во времени, так
и в пространстве. Все одновременно, теперь и здесь и всюду, в глубине твоего
сердца. Там найдешь ты то, что искал: глубину, высоту и широту креста -
Спасителя и спасение. Поэтому, если ты хочешь спасти твою душу и достигнуть
вечной жизни, то неослабно борись со своей леностью и осени себя крестным
знамением и скажи: Дай мне, Господи, положить начало благое во имя Отца и
Сына и Святого Духа. Аминь.
О МГНОВЕНИЯХ МРАКА
Погода изменчива: то
пасмурно, то ясно, то вновь идет дождь; подобно бывает и с душой человека. Надо
всегда быть готовым к тому, что тучи иногда закрывают солнце; и у святых были
мрачные часы, дни и недели. Тогда они говорили, что Господь оставил их для
того, чтобы они, предоставленные самим себе, почувствовали, как немощны и
бессильны, когда лишены Его поддержки. Периоды такого мрака, когда все кажется
бессмысленным, нелепым и бесполезным, когда впадаешь в сомнения и искушения -
неизбежны. Но и из этого можно извлечь пользу.
Преодолеть эти мрачные дни легче всего, взяв
пример со св. Марии Египетской. В течение сорока восьми лет она жила в пустыне
за Иорданом и, когда искушения овладевали ею и воспоминания о прежней ее
греховной жизни в Александрии соблазняли ее, вплоть до желания оставить
добровольное пребывание в пустыне, она ложилась на землю, призывая на помощь
Господа, и не вставала до тех пор, пока не чувствовала, что сердце смиряется.
Первые годы были тяжелыми; она лежала на земле по многу дней и ночей, и только
спустя семнадцать лет наступило время отдохновения.
Эти дни старайся проводить в тишине. Не уступай соблазну пойти к другим или развлечься. Не жалей себя - утешение найдешь лишь в молитве к Богу: Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне (Пс. 69, 2); Я заключен и не могу выйти (Пс. 87, 9) и в других.
Настоящую помощь тебе больше неоткуда ждать: не расточай ради временного облегчения все то, что приобрел. Твое терпение и стойкость подвергаются испытанию. Выдержав испытание, благодари Господа, Который дал тебе на это силы. Если же ты не выдержал испытания, быстро воспрянь, моли о помиловании и осознай, что это тебе по делам твоим. Ибо само падение было тебе наказанием: ты слишком надеялся на самого себя и теперь видишь, куда это привело. Ты приобрел опыт: не забудь возблагодарить.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
"Очерк Тита Коллиандера основан исключительно на Священном Писании и творениях Святых Отцов Церкви..." (из предисловия к книге)
Мрачная и безотрадная книга, порождающая нежелание жить и вполне способная поставить на грань самоубийства или к необходимости прибегнуть к помощи психиатра.
"Откажись от всего..." Как удар молотком по голове...