Tweet |
Первые свидетельства о том, что рукоположение епископа[1] завершалось его усаживанием на специально воздвигнутый в алтаре главного храма епархии трон (кафедру), относятся к III-IV в. В одном из ранних христианских памятников, «Апостольских постановлениях» (308 г.), впервые фиксируется и особый литургичекий термин «интронизировать» (enthronizein). Изначальным же обрядом интронизации архиерея, сохраняющимся и до настоящего времени, был и остается заключающий чин архиерейской хиротонии (рукоположения) обряд восседания на время литургийных чтений Священного Писания[2]. В той или иной форме этот обряд присутствует в чинах епископской хиротонии большинства литургических традиций Востока и Запада (http://bogoslov.ru/text/377301.html).
И сегодня, как и в Византии, литургия, на которой совершается акт провозглашения возведенного патриархом и его посажения на престоле предстоятеля поместной Церкви, предваряется облачением новоизбранного патриаршим чином, с возложением великого парамана - четырехугольного матерчатого плата, на котором изображен восьмиугольный крест на подножии и орудия спасения, с завязками по углам; это принадлежность монашеского одеяния великой схимы, но одевается патриархом на подризник непосредственно перед богослужением.
Начинается литургия. После пения Трисвятого и возгласа "Призри с небесе, Боже..." духовенство в алтаре и верующие в храме возжигают свечи в знак особой радости и благоговения к святости совершающегося; множество горящих огней символизируют благодать Св. Духа. Рядом с нареченным патриархом на горнем месте становятся два первых архиерея (митрополиты Киевский и Минский). Они под руки возводят нареченного первосвятителя на патриаршее горнее место в алтаре. Один из них возглашает: "Вонмем".- "Божественная благодать, немощная врачующи, оскудевающая восполняющи и промышление всегда творящи о Святых Своих Православных Церквах, посаждает на престоле святых Первосвятителей Российских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона Отца нашего имярек, Святейшего Патриарха великаго града Москвы и всея Руси, во имя Отца. Аминь. Аксиос!" - читает другой архиерей. Вдвоем они посаждают нареченного патриарха на горнее седалище (трон) и восставляют (поднимают), взяв его под руки.
Духовенство, каждый из двух хоров и, наконец, верующие поочередно повторяют: "Аксиос[3], аксиос, аксиос!". Архиерей снова возглашает: "И Сына. Аминь". Другой отвечает: "Аксиос". Вторично посаждают митрополиты нареченного патриарха и восставляют. Звучит третье и последнее: "И Святаго Духа. Аминь. Аксиос!" И третий раз посаждают патриарха и восставляют.
К Святейшему Патриарху подходит ключарь с диаконами, подносящими на блюде новый саккос и омофор[4], а также две панагии[5] и крест. Иподиаконы переоблачают патриарха. Один из совершающих интронизацию архиереев в Царских вратах возглашает ектению: "Миром Господу помолимся...», в которой есть особое, по сравнению с обычной литургией, прошение: «Еще молимся о спасении и заступлении Святейшего Отца нашего имярек, ныне посаждаемого патриарха, рцем вси прилежно..."
Затем в Царских вратах лицом к востоку один из архиереев читает молитву: "Владыко Вседержителю и Господи всяческих, Отче щедрот и Боже всякого утешения! Ты сохрани пастыря с паствою, зане Ты еси благих вина, Ты еси сила немощным, Ты еси Помощник беспомощным, Ты еси врач душам и телесем, Спаситель, чаяние и живот, и воскресение, и вся, яже к вечному, спасительному бытию сочетавый нам. Ты вся, яже хощеши, можеши: избави убо, сохрани и покрый, и огради нас. Ты убо, Господи, даждь сему председящему область и благодать решити, еже подобает решити, и вязати, еже подобает вязати. И Церковь Христа Твоего избранником Твоим умудри и, яко добро невесту, сохрани ю. Ты бо всесилен и Вседержитель Бог еси, и Твое есть Царство и сила, и слава Отца и Единородного Твоего Сына и Всесвятаго и Благого и Животворящаго Твоего Духа".
За многолетием новому патриарху следует литургия обычным порядком. После чтения Апостола патриарх преподает мир всем, и читается Евангелие. Патриарх совершает дальнейшее служение литургии. После отпуста патриарх в зеленой патриаршей мантии, но без куколя и жезла выходит на солею, где его встречают архиереи, чтобы вручить ему особый патрираший головной убор и жезл, знак патриаршей власти. Куколь патриарха происходит от древнего монашеского обычая покрывать главу иноков покрывалом искреннего смирения и всегдашнего о Господе послушания, это духовный шлем спасения. Предстоятель Церкви таким образом уподобляется ангельскому чину серафимов, пламенеющих любовью к Богу, чье изображение украшает куколь. Белоснежный куколь напоминает о словах Спасителя: "Блаженни чистые сердцем, яко тии Бога узрят".
[1] Епископство - высшая степень священства (после диаконства и пресвитерства). Епископ называется также архиереем (букв. старшим священником) или иерархом (т.е. священноначальником). В административном смысле сан епископа имеет 5 степеней: викарный епископ, епископ, архиепископ, митрополит, экзарх. Патриарх (букв. отценачальник) - старший над епископами. В общем смысле любой представитель высшей степени церковной иерархии называется епископом или архиереем.
[2] Во время литургии из Священного Писания читаются определенные отрывки (называемые зачалами) из книги Апостол и одного из 4-х Евангелий.
[3] Что по-греч. значит «достоин».
[4] Одежды архиерея: саккос - с др.евр. «рубище, вретище» -подобие рубахи до пола, разрезанное по нижней стороне рукавов, по бокам вплоть до подола и соединенное в нескольких местах звонцами и петлями; омофор - широкая длинная полоса материи с изображениями крестов, надеваемая на плечи.
[5] Также принадлежность епископского одеяния; образ Богоматери в виде овального (чаще всего) медальона на цепочке.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!