rss
    Версия для печати

    Иконы, которые никогда не восстановят

    «Я благословляю никогда и ни при каких обстоятельствах не реставрировать эти иконы», - сказал Патриарх Кирилл после крестного хода вокруг храма Христа Спасителя. На носилках церковнослужители несли иконы, разрубленные топором, и исполосанный ножом крест. В четверг я была с этими святынями наедине.

    Самое главное чувство- это боль.

    Крест стоял в галерее у алтаря храма Христа Спасителя, почти прямо под окном. Тяжелый. На него падал дневной свет. Стоишь – вроде как нет ничего, присмотришься – и видны эти раны.  Священник из Невинномысска несколько раз рассказывал о том, как по кресту нанесли удары ножом. Мужчина ворвался в храм и свалил крест на землю. Крест – большой, тяжелый, и как его удалось повалить – большой вопрос.

    Надпись прикреплена к подножию Распятия из НевинномысскаНадпись прикреплена к подножию Распятия из Невинномысска

    Об этом кресте можно говорить много, но самое поразительное - то, что, как говорится, попадает «в точку», были вовсе не рассказы. Выслушав рассказ невинномысского священника, стоявшие рядом с ним священнослужители молча перекрестились и приложились к распятию. Изрезанная, искромсанная – святыня все равно живая, как получивший травму человек. Только человек требует лечения, а святыня – в каком бы состоянии ни была – лечит сама. Священнослужители – на всякий случай скажу, что их не снимали на камеру и вообще не фиксировали их действия – без слов выразили свое благоговение перед ней и понимание того, ЧТО перед ними стоит.  Когда видишь такое, все вопросы отпадают.

    5 икон стояли на столе у стены в одной из трапезных палат храма. Образ Святителя Николая Чудотворца, "Нерукотворный Спас", образ святого Прокопия Устюжского, икона Божией Матери «Донская» и образ Божией Матери «Помощница в родах».

    И так получилось, что на время я осталась в трапезной палате одна. Первый порыв – поснимать иконы, как же, для публикации…  А потом – мысль о том, что  лучше просто побыть и помолиться перед ними.  Без слов, пока рядом никого нет.

    Потом пришли журналисты, поставили на штативы большие и маленькие камеры, наладили свет, повесили микрофоны, защелкали фотоаппаратами. Подходили и снимали иконы – ближе, дальше, анфас, немного сбоку, чуть-чуть снизу, чтобы было видно, как отошла древесина от Лика Божией Матери там, где по Ней ударили топором.

    СМИ было позволено отснять иконы и задать вопросы священникам, и все мы – журналисты – выполняли свою работу. Записывая комментарии на диктофон, пытались «разобраться» в происходящем.

    Но когда просто стоишь перед этими иконами, вопросы пропадают. Смотреть на них – просто больно. А не смотреть – нельзя, потому что от того, что было, не спрячешься.  А самое удивительное и самое щемящее – то, что перед этими изрубленными иконами можно молиться и, несмотря на произошедшее, знать, что молитва твоя будет услышана.  А образ – хоть и истерзанный – по-прежнему живой.

    И когда сегодня эти иконы обносили вокруг храма, снова было больно, и казалось, что несут на носилках настоящих живых людей.  Они не могут идти сами, но все равно готовы помогать другим и, несмотря ни на что, быть с этими другими вместе, поддерживать их.

    Перед крестным ходом. Фото www.patriarchia.ru Перед крестным ходом. Фото www.patriarchia.ru

    Перед крестным ходом. Фото www.patriarchia.ru Перед крестным ходом. Фото www.patriarchia.ru

    Крестный ход. Фото www.patriarchia.ru Крестный ход. Фото www.patriarchia.ru

    Крестный ход. Фото www.patriarchia.ru Крестный ход. Фото www.patriarchia.ru

    Крестный ход. Фото www.patriarchia.ru Крестный ход. Фото www.patriarchia.ru

    «Я благословляю никогда и ни при каких обстоятельствах не реставрировать эти иконы, - сказал Патриарх Кирилл после молебна 22 апреля у храма Христа Спасителя. - Пусть знаки, нанесенные на них, постоянно напоминают нам о невидимой брани, которую каждый христианин должен вести, в первую очередь, с самим собой, со своими грехами, утверждая мир и правду Божию в окружающем нас мире. Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!»

    Слово Патриарха. Фото www.patriarchia.ru Слово Патриарха. Фото www.patriarchia.ru


    Смотрите также:

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Евгения, Москва22.01.2013 21:46 #
    Реставрация реставрации рознь. Патриарх запретил реставрировать в смысле "заделывать дыры". Я уверена, что на реставрацию в смысле консервации он дал бы благословение в данном случае. Серьезные реставраторы сейчас не "делают красиво", они в основном стараются консервировать и архитектуру, и живопись, оставляя как есть уже имеющиеся разрушения (отсюда кстати и большинство конфликтов искусствоведов-реставраторов с церковью). Я сама искусствовед (в перспективе)), и хотя иконами не занималась серьезно и не буду скорее всего, я знаю, что во всех музеях древние иконы так и висят - с дырами от гвоздей, с утратами и т. д. И не разрушаются.
    надежда, москва23.04.2012 23:16 #
    Ника, я вижу Вы разбираетесь хорошо, но "и мы, карбонарии, не лыком шиты", я смотрела фото на другом сайте, там видно, что поверхность неровная, волнистая, что это - точно сказать не могу -далеко, а крупное фото - не в косом свете. Но вот например: гвозди от венчика кто-то повытягивал, а дырки от них не заделал, и вероятно, они не были проклеены. Если бы вынимал специалист - он бы и заделал отверстия опилками и все остальное бы сделал. И мне сложно разобрать на фото, но техника похожа на масло (если Вы уверены, что это темпера, напишите, мне самой было бы интересно узнать). В отверстии вроде виднеется щепка, если это масло на дереве, то это,скорее всего, потенциально "больная" вещь. Если это темпера, то, конечно, можно не реставрировать - можно ждать пока красочный слой начнет осыпаться. Пока, я полагаю, реставратор ей не занимался, видимо. И теперь уже не будет, Патриарх запретил. Но я вообще писала не о реставрации "до", у нас сотни икон гниют по нищим деревенским приходам, их не реставрируют, специалисты это знают. Я написала о том, что не реставрировать ее теперь - это... не буду поторяться.
    Марина, obnzc23.04.2012 19:03 #
    А может, довериться в данном вопросе Патриарху? Или субординация православным ни к чему???
    Ника, Moscow23.04.2012 13:32 #
    По таким фото не судят о необходимости реставрации "до", на этих фото не видно, чтобы были вздутия или красочный слой осыпался.
    Расчищать ее тоже не надо.
    Что Вы именно собирались на ней "реставрировать" до удара?
    надежда, москва23.04.2012 3:07 #
    Икона святителя Николая, судя по фото в прессе, 19 века и нуждалась в реставрации еще до удара. При таком положении дел, не реставрировать ее - это значит дать ей "умереть". Фактически помочь тому сумасшедшему, который нанес по ней удар, "добить" ее. Почему нам, чтобы что-то запомнить, нужны жертвы, даже вот такие, "образные"? почему для напоминания о невидимой брани и грехе надо дать развалиться иконам? Иначе никак нельзя утрердить мир и правду Божию? Тогда зачем восстанавливать разрушенные большевиками храмы? пусть лежат в руинах и напоминают о грехе. Можно ведь и иначе подойти: безумный разрушил, а мы восстановим, и таким образом сотворим добро, а не оставим иконы как памятник чьему-то безумию. Дорогая редакция (я не знаю, кто из вас прочтет), вопросы риторические, можете не публиковать, дело ваше.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru