Tweet |
- Брось своё гадкое ремесло, Памфалон.
- Очень бы рад, да не могу.
- Произнеси глагол к Богу, и он тебе поможет.<...>
- Я имел возможность бросить скоморошество и не бросил.
- И почему же ты не бросил?
- Не мог.
- Что у тебя за ответ: всё ты "не мог"! Почему ты и мог и не мог?
- Да, и мог и не мог, потому что... я небрежлив - я не могу о своей душе думать, когда есть кто-нибудь, кому надо помочь.
Скоморох Памфалон. Н.С. Лесков
Уже будучи известным медийным персонажем, Геннадий Бачинский вспоминал о начале своей карьеры так: «Мне всегда нравилось слушать радио, но не то, где били по голове «Пионерской Зорькой» и погодой в Кош-Агаче. Мне нравилось крутить ручки настройки длинных и средних волн и сквозь помехи разбирать голоса из чужих миров. Я до сих пор восхищаюсь ламповыми радиолами размером с тумбочку».
Перебравшись впоследствии в Санкт-Петербург и благополучно закончив Электротехнический Университет, Гена, он же Бачген, Бачок, Бочка, Зеленый и Крокодил, начал взрослую жизнь, полную свободы и творчества: играл в музыкальных коллективах, их же продюссировал, писал в журналы и вел передачи на радио «Полис», «Катюша». В 1997 году на радио «Модерн» произошла судьбоносная встреча с Сергеем Стиллавиным.
«Пара со Стиллавиным оказалась бомбой. У нас не было ничего общего, кроме половой принадлежности, - рассказывал Бачинский. - До сих пор я удивляюсь, как нам удается вместе работать. За годы совместной работы я обнаружил в себе талант, которого нет ни у кого другого - умение общаться со Стиллавиным в течение долгого времени. По большому счету, это единственное, из-за чего меня держат на радио. А однажды нам даже дали какую-то национальную премию[1]».
Их совместный проект «Утреннее шоу Бачинского и Стиллавина» набирал популярность, и в 2001 г. коллектив переезжает в Москву - работают сначала на "Русском Радио", затем радио "Maximum", ведут развлекательные шоу на телеканалах ТНТ, MTV, Первом канале.
Характерная манера дуэта - словесный беспредел: откровенность, граничащая со скабрезностью, шутки на грани фола, хулиганство и стеб. «Бачистилы» или «Стибачи» (производное от фамилий участников) были способны рассмешить и поднять на смех кого-угодно. «Мы авангард радиоэфира», - заявлял Геннадий.
В 2007 году Бачинский и Стиллавин приходят на радио "Маяк" и отказываются от словесного беспредела в «Утреннем шоу», Геннадий становится главным продюсером дирекции радиовещания ВГТРК.
Несмотря на то, что в творчестве Бачинского и Стиллавина присутствовали сомнительные моменты - от «юмора ниже пояса» в прямом эфире до «озвучки с матком» видеожурналов Playboy - со временем радиостанции, интонации и темы эфиров менялись. На последнем «месте дислокации» Бачинский уже приглашал в эфир диакона Михаила Першина[1] с тем, чтобы поговорить о проблеме абортов , или рассуждал об историческом пути Православия с Натальей Нарочницкой и т.д. Отклики на эксперименты Бачинского в интернет-форумах были полярные: от «задолбал Бач со своим Православием» до «недавнее интервью на православную тему Бачинского стало для меня абсолютным открытием!»
Я буду терпеливым, я стану повторять: чтобы быть счастливым, надо уметь ждать[2]
Постмодернизм как раздвоение души, как разрушение канонов христианского мировоззрения, представлений о добре и зле.
Вроде как творю неправое 10 лет, стыдно, но продолжаю творить и ... оставаться христианином.
Не восхищение Бачинский вызывает, но сочувствие, тревогу и робкую надежду...
Из комментариев читателей на сайте Foma.ru
Сколько бы сомнений и споров это ни вызывало, но Геннадий Бачинский останется в памяти своих слушателей не только «человеком, способным рассмешить кого угодно», но и одним из немногих представителей шоу-бизнеса, рискнувшим в открытую говорить о своих религиозных взглядах - называть себя православным христианином. Насколько это непросто ведущий делился в интервью для журнала «Фома» ("Геннадий Бачинский: без попытки самооправдания"). Беседа состоялась в конце 2006 года еще до ухода с радио Maximum, до отказа от имиджа хулиганов-беспредельщиков в радиоэфире:
«...Кто-то говорил, что в России правду могут говорить только шуты. Действительно, мы говорим в эфире такие политические, социальные и мировоззренческие вещи, которые если были бы сказаны серьезно каким-то другим человеком, тут же стали бы предметом судебного разбирательства. Мы - Жириновские радиоэфира. Но, как я уже сказал, есть плоды, снивелировавшие эту нашу идею об оправдании формы содержанием. И если будет кто-то, а не мы, - то есть один из этих вот клонов, ну, может быть, такой смешной, отвязный и все - вот это как раз и будет пошлостью. То, что делаем мы - это, все-таки, иначе говоря, просто юмор на сексуальные темы. А пошлость в данном случае я разумею настоящую, мещанскую»
...Я искренне ненавижу шоу-бизнес. И чем больше я погружаюсь в этот мир, тем больше убеждаюсь, что люди, которые там правят, считают потребителя быдлом, стадом, недостойным того, чтобы проявлять к нему заботу. "Тварь я дрожащая или право имею?" Если тварь - то ты с той стороны телеэкрана, а если право имеешь - то с этой.
С другой стороны - по моему мнению, перед Богом все грехи одинаковы. И в этом смысле для меня, как для человека, который решил жить по христианским заповедям, - более безвредно в нашем обществе пошутить на тему секса, чем повторять наглую ложь, которую несет в себе реклама. <...> Можно сейчас сделать такой артистический шаг закрытия проекта - но для меня этот шаг равносилен пострижению в монахи, это радикальная смена всего, что меня окружает. Видимо, я все равно не готов сейчас быть тем глянцевым христианином, которого от меня кто-то, быть может, ждет»
...Почему-то считается, что православному человеку нет места в современных профессиональных СМИ. <...> Православие при всем кажущемся расширении свободы - находится в резервации. Куда всеми профессиональными способами закрывается доступ для человека, живущего в современном мире, который не отрекся от мира - а таких большинство. И это проблема, которая меня заботит очень сильно. Я хочу делать православное радио, я хочу говорить людям о добре и зле, но сейчас нет места, где я мог бы это осуществить. Если мои таланты нужны - я готов как профессионал делать что-то в другом месте. Но на данный момент мои таланты никому не нужны, кроме тех, кто мне платит деньги за то, что я читаю их рекламные объявления в эфире»
По решению редакции журнала интервью было опубликовано в интернет формате, о чем, по свидетельству Сергея Стиллавина, Гена очень сожалел: «Ведь это означало, что и в вопросах веры есть "формат". Для всех или для некоторых. Гена согласился со мной, когда я ему сказал примерно следующее: «Ты попал в михалковскую ситуацию «Свой среди чужих, чужой среди своих» - для верующих ты остался шоуменом, а для слушателей и коллег стал «попом». Это огорчало Гену. Он искал выхода, но противоречия угнетали его».
Show must go on...
В интервью газете «Моё!» звездная парочка отвечала на вопрос: «Не устали ли вы смеяться над всем подряд?» «Шоу Бачинского и Стиллавина будет продолжаться до тех пор, пока живы такие стройные и красивые девушки, как вы, с многообещающими глазами и губами», - бодро рапортовал Стилл. «Если бы я мог знать, когда закончится наше шоу, я бы, наверное, высчитал час своей смерти и сейчас был бы далеко отсюда. Сидел бы в лесу на камне и гладил мишку по спине...» - задумчиво усмехнулся Геннадий.
12 января 2008 года, окончив дела по оформлению дома для своей матери, Бачинский спешил в Москву на очередной «корпоратив». На трассе в Тверской области его спортивный Фольксваген - такой же как у Стилла, только желтый, - при обгоне грузовика, столкнулся с микроавтобусом. Гену не спасли ни подушка, ни ремень безопасности, он скончался до приезда скорой помощи. Водитель и пассажиры микроавтобуса получили сильные травмы[3]. В магнитоле автомобиля остался диск - видимо, последнее, что слушал Геннадий, был цикл радиопередач «История Православной церкви».
Медиамир отреагировал незамедлительно - новость о смерти коллеги прошла по всем теле- и радиоканалам, Интернет стал полем битвы тех, кто пытался дать оценку личности Бачинского, его творчеству, действиям.
На форум радиостанции «Маяк»[4] пришло более 300 тысяч соболезнований: « - Гена с Сергеем на протяжении последних 5-ти лет практически каждое утро были со мной... И в машине, и дома, и в наушниках..., - Такое горе... огромное спасибо Геннадию и Сергею за солнечное настроение..., - Гена, ты наш друг! Почему так рано тебя забрал Бог!»
Другие сочли происшедшее за «стремительное воздаяние» грешнику, «чтоб он прекратил поганить свою душу», разоблачали Бачинского как «агента питерского КГБ». Третьи «думали о Геннадии как о человеке, о том, насколько этот пример «человека не на своём месте» типичен для целого поколения - тех, кому сейчас 30-40»[5]. Коллеги вспоминали о Бачинском в эфире Первого канала.
Из передачи «Пусть говорят», вышедшей в эфир в январе 2008 г. Ведущий Андрей Малахов беседует с Сергеем Стиллавиным: - В последний период времени Геннадий стал очень верующим человеком, часто бывал в храме... - Если последним периодом назвать три с лишним года, даже больше, то да, наверное, можно и так сказать. Знаете, если взять любого и спросить что он знает о любом «человеке из ящика», то скажут: «Ну да, вон Набутов - комментатор, Шевченко - политикой занимается», - а вот о чем они думают, куда стремятся, о чем мечтают не знает никто. Гена был человек, душа которого стремилась к свету. Для человека, работающего в СМИ, очень трудно быть верующим, потому что ситуация может тебя заставлять быть скабрезным, глумливым, ироничным, а внутри ты можешь быть ранимым, тонко чувствующим. Гена думал, что надо искупать те вещи, которые он делал на радио и телевидении. А продолжал работать он ради близких, от него много людей зависело, и он их искренне любил и хотел, чтоб они ни в чем не нуждались...
Михаил Шевченко, политический обозреватель Меня поражала способность Бачинского быть веселым и позитивным, при этом говорить об очень серьезных вещах. У него была редкая особенность - пауза перед высказыванием. Когда человеку задают вопрос, многие торопятся сразу высказаться и говорят часто на очень поверхностном слое сознания. А человек, у которого есть вот эта пауза, может продумать более важное, более серьезное отношение и к вопросу, и к человеку, который спрашивает, да и к миру вообще. Мы с ним работали 3 месяца в эфире, и он никогда не смеялся над людьми, но только над теми дурацкими и постыдными чувствами, которые люди по разным поводам не стесняются проявлять. Он был веселый человек в высоком смысле этого слова.
Сергей Рост, ведущий радио «Маяк», актер. Сказать, что Геннадий изменил мою жизнь - это формулировка, конечно, очень пафосная. Любой человек, который талантлив, благороден, что-то умеет сделать лучше тебя, подает тебе пример, ты у него чему-то учишься, он меняет твою жизнь. Гена научил меня ... молиться, я ведь, как и большинство людей, ношу крестик, но редко посещаю Церковь, традиции плохо знаю. Он мне рассказывал, как это ему помогает. В частности молитва помогла ему жениться. Геннадий, как и все публичные люди, оказался в очень непростой ситуации, когда твоя популярность может позволить тебе каждый день быть с новой девушкой. В этот момент он понял, что надо остановиться, и начал ходить в Церковь , молиться, чтоб Бог послал ему жену. Так появилась в жизни Гены Юля, и он сразу понял, что это его жена, и с тех пор более любящего мужа невозможно себе представить. Есть гигантское количество людей, и это стало уже нормой поведения, когда мужчина живет в браке и периодически изменяет. Для Гены это было совершенно неприемлемо, и это было так не потому, что он чего-либо боялся, или потому, что он был такой из себя правильный, скучный человек, он действительно искренне любил свою жену и был самым лучшим в мире отцом. Он во многом мог подать пример, что заставляло людей рядом меняться. Вот я, например, завязал с гулянками, молюсь...
|
Вера - не товар и не мода
- Как ты мог стереть грех моей жизни? - спросил Памфалона на полёте Ермий. А Памфалон ему отвечал:
- Я не знаю, как я это сделал: я только видел, что ты затруднялся, а я захотел тебе пособить, как умел.
Я всегда всё так делал, пока был на земле, и с этим иду я теперь в другую обитель.
Скоморох Памфалон. Н.С. Лесков
Гость одного из эфиров «Бачистилов» Александр Пушной (автор проектов «Слава Богу, ты пришел», «Хорошие шутки» на СТС) настаивал: «В нашей стране спрос на юмор есть всегда, причем на любой». Смехотворство, похабство, скабрезности - плохи ли они безусловно или в зависимости от цели употребления, даже для православного нет однозначного ответа. Любой священнослужитель должен будет предостеречь от подобных действий своих чад благочестия ради, но история знает и матерившихся юродивых.
Насколько юродство было целью для Бачинского/Стиллавина - Бог ведает, но все же любили их не за то, что они пошлили, а за то, что не стеснялись быть честными в оценках, вытаскивать в эфир то, что многие - от работниц Крошки-Картошки до университетских преподавателей - думали об окружающей действительности, которая дает порой повод и для использования экспрессивной лексики. Их нецензурированная эмоция прошибала, производила терапию, подтверждала: «Все именно так, как вы думаете, ребята, давайте посмеемся над этим». Им, кажется, удавалось быть настоящими шутами, работать в пространстве карнавала, где закон таков, что закона нет, и, вместе с тем, оставаться глубокими и вдумчивыми людьми.
Можно предположить, что человек церковный, да и просто - воспитанный, вряд ли мог быть постоянным слушателем дуэта. Сам Геннадий в упомянутом интервью журналу «Фома» возмущался: «Почему, когда я захожу в церковную лавку, меня узнают? Почему, когда я иду прикладываться к мощам в монастыре, меня узнает монах и читает мне морали? То есть я понимаю, что он слушает нас! Почему православные люди слушают шоу Бачинского и Стиллавина? Ну не для них все эти продукты...
Человек, на которого мы работам сегодня, - это средний класс, это "белые воротнички", которые едут утром на работу на своей машине. Они, к сожалению, очень сильно отличаются от тех, кто ходит на концерты "Алисы" или "ДДТ". Это люди, у которых уже сложившаяся система представлений о добре и зле. И о том плавающем градиенте, который между ними, - ведь у них нет четкой границы. Кто с ними будет работать? Высказывания Кураева они не будут слушать. Для людей, которые состоялись в жизни социально, нужны какие-то другие авторитеты».
Трудно судить, насколько Бачинский и Стиллавин действительно являлись авторитетами для своей аудитории, очевидно, что для них самих вопросы истинных авторитетов, истинного пути были крайне важны. Успешный шоумен Стиллавин теперь в одиночестве продолжает поиск ответов: «Мы с Геной много дискутировали о вере, я часто говорил: я вижу людей, которые говорят правильные слова, но при этом я не вижу любви на их лицах, не слышу ее в голосе. Они осуждают, читают нотации, клеймят - и конечно, есть за что. Но человек - это дитя Божие, и если мы научимся относиться к ближнему, как к любимому (пускай и временно нерадивому) ребенку, то мир наш станет лучше.
Вера - это не товар и не мода, это потребность чистой души. Невозможно купить веру - как невозможно при помощи денег возвратить жизнь. Хотя я бы отдал любые деньги за то, чтобы Гена снова был с нами...».
[1] Ныне иеромонаха Димитрия (Першина)
[1] В 2007 году дуэт Бачинского и Стиллавина стал обладателем преми «Радиомания» в категории «Лучшее утреннее шоу»
[2] Из песни в исп. Геннадия Бачинского и группы «Механические пианины»
[3] Сергеем Стиллавиным был организован сбор пожертвований для пострадавших в аварии.
[4] Форум Геннадия Бачинского http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=95578
[5] Из комментариев читателей http://www.foma.ru/blogs/ershova/158/
Tweet |
Вставить в блог
Геннадий Бачинский: «Искренне ненавижу шоу-бизнес»12 января 2009
|
Поддержите нас!