rss
    Версия для печати

    Счастье за деньги

    Помогать друзьям и близким - хорошо, быть жадным - плохо. Большое состояние счастья не приносит. Эти библейские истины знает каждый. Канадские социологи потратили несколько лет на то, чтобы доказать эти нравственные ценности опытным путём. Получилось впечатляюще.

     

     

    С экранов телевизоров на нас смотрят улыбающиеся люди - они или купили иномарку в кредит, или получили прилив счастья от приобретения нового шампуня от перхоти. По всем улицам расставлены билборды. Если верить изображённому на них, по-настоящему счастливы только те люди, которые курят дорогие сигареты, купив домик в экологически чистом коттеджном городке. Проповеди о том, что погоня за богатством не делает человека счастливым, на этом фоне смотрятся малоубедительно.

    Но, оказывается, не только религиозные люди считают, что деньги и материальное благополучие не приносят той радости, которую излучают персонажи рекламных сюжетов.

    Эксперимент по определению счастья

    У канадских и американских социологов есть такой термин - «субъективно определяемое счастье». Объективным оно быть не может - ведь речь идёт о настроении отдельного человека. Много лет считалось, что уровень этого так называемого счастья зависит от доходов. То есть чем больше человек зарабатывает, тем более уверенным и счастливым он себя считает. В последнее время эта точка зрения стала считаться ошибочной. Социологи и психологи решили измерить счастье не зарплатой, а расходами.

    Профессор психологии Элизабет Данн из Канадского университета Британской Колумбии вместе со своими коллегами из Гарвардской бизнес-школы организовали исследование для своей работы по «субъективно определяемому счастью». Были опрошены более 600 американцев, которые получают в год от $20 тыс. до $100 тыс. Первые итоги ничего не дали - связи между расходами и счастьем не было. Тогда учёные пошли дальше. Они решили выяснить - на что же именно люди тратят деньги и как это влияет на их настроение. Те, кто тратил свои доходы на оплату счетов или подарки себе, ничем не отличались от любого американца или канадца. А вот те, кто тратил деньги на пожертвования или подарки друзьям, были намного счастливее. «Те, кто тратил на благотворительность треть своего бонуса, были по пятибалльной шкале на балл счастливее тех, кто не тратил ничего. Иными словами, люди, которые отвечали, что они счастливы „редко", повышали свою оценку до „иногда", а те, кто говорил „иногда", стали указывать, что они счастливы „большую часть времени". Интересно, что доля денег, потраченная на благотворительность, через два месяца более точно предсказывала повышение уровня счастья, чем размер самого бонуса», - рассказывает Данн.

    «Блаженнее давать, нежели принимать», - за две тысячи лет до этих исследований сказал Спаситель. Кому-то достаточно Его слов, кто-то, как апостол Фома, хочет всё проверить и пощупать - а правда ли то, что сказано.

    От суммы не зависит

    Учёные повторили эксперимент на 46 добровольцах. Им раздали разные суммы - кому $5, а кому $20 - и указали, на что тратить. К концу дня результаты оказались прежними - те, кто покупал подарки друзьям или давал милостыню, непостижимым образом были гораздо веселее остальных, тративших деньги из эгоистических побуждений. Но в этом эксперименте, в отличие от предыдущего, была одна поправка. В прошлый раз учёные опрашивали тех американцев, кто неожиданно получил премию в $5000, в этот раз - тех, кому внезапно досталось мизерные $5 или $20. Оказалось, никакой разницы. Благотворители счастливы независимо от сумм, себялюбцы продолжают ворчать.

    Психологи снова подтвердили евангельские истины: Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание своё (Мк. 42-44).

    После завершения этих экспериментов учёные могли бы и отдыхать - но они решили провести ещё один опрос. На этот раз простых американцев спрашивали: от чего зависит ваше счастье - от расходов на себя или на других? Подавляющее большинство опрошенных заявили, что траты на свои нужды сделают их счастливее. Неизвестно, как восприняли бы эти данные рядовые американцы. Но мировоззрение по крайней мере одного человека эти эксперименты изменили. Сама профессор Элизабет Данн в беседе с журналистами призналась, что только после своих исследований решила больше тратить на благотворительность.

    Тысячи проповедей сказаны о милосердии. Но американцы - люди прагматичные. Им нужно всё доказать на цифрах, иначе они вам не поверят. «В Бога мы веруем», - гласит надпись на долларе. На самом деле это начало английской пословицы: «В Бога мы веруем, но предпочитаем наличку». Такое же потребительское отношение к жизни постепенно распространяется и у нас. Бывшие одноклассники, встречаясь через много лет, прежде всего спрашивают друг друга, кто где работает и сколько получает. И если получает меньше «штуки денег» - смотрят явно сочувствующе. Рассказы о том, что счастье не измеряется количеством вечнозелёных единиц, не воспринимаются всерьёз. Они, скорее, похожи на попытку оправдать свои материальные неудачи.

    Но много ли мы знаем миллионеров среди святых? Олигархов среди мучеников? Если во врата Царствия Небесного трудно даже войти, то тем более туда трудно будет заехать на своём Land Cruiser-е. Наверное, именно для людей, которые меряют своё счастье зарплатой, эти американские психологи и проводили своё исследование.

    Корень всех зол

    Это не единственное исследование журнала Science, касающееся психологии и пересекающееся с христианским пониманием нравственности. Лауреат Нобелевской премии по экономике Дэниэл Канеман опубликовал в этом авторитетном научном журнале статью, где пытается найти ответ на вопрос - почему большинство хорошо обеспеченных людей слишком часто испытывают стресс, а люди среднего достатка - более психологически устойчивы. Ответ был прост - всё дело в количестве свободного времени, которое люди тратят не на то, что они обязаны сделать, а на то, что им приносит удовольствие. Оказалось, что люди с доходами свыше $100 тыс. в год только 20% своего времени могут посвятить отдыху. А люди с доходами около $20 тыс. в год - по американским меркам, это ниже среднего класса - легко выделяют для отдыха более 35% своего времени. Как тут не вспомнить другого известного учёного, который ещё в I веке предупреждал: Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим. 6, 9).

    При подготовке материала использованы публикации журналов Smart Money, Science, газеты «Ведомости»

    Материал подготовлен редакционным коллективом православного журнала для молодежи "Отрок.UA", опубликован на сайте журанала  http://otrok-ua.ru/ 

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Наталья, Москва29.01.2009 14:03 #
    Я прекрасно знаю, что богатые люди в России крайне редко жертвуют свои средства на тех, кто в этом нуждается, т.к. моя дочь работает в благотворительном фонде "Подари жизнь". Этот фонд помогает детям больным онкологическими заболеваниями. Очень многие из них умирают. Жертвуют деньги в основном простые небогатые люди. Например, одна пенсионерка продала дачу и пожертвовала 25 тысю рублей.Статья очень своевременная, т.к. в условиях кризиса пожертвования значительно сокращаются.
    Антон, Королёв5.01.2009 12:45 #
    Ну, всё-таки зачем так злоупотреблять английскими словами в русском тексте? Billboard по-русски называется
    "рекламный щит".

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru