Tweet |
Ты оказываешься в самые главные в году и в жизни дни там, где за Крест и Христа приняли кончину апостолы и тысячи мучеников первых веков (апостол Петр, мученица Татиана, святые Косма и Дамиан), там, где совершил свой подвиг смирения Алексий, человек Божий, и собирались на свои поминальные трапезы на окраину Города в катакомбы христиане. Ты молишься в храмах, которые стоят на этой земле около пятнадцати столетий и хранят уникальные мозаики, византийские иконы, драгоценнейшие святыни (ясли, где родился Христос, лестницу, по которой Он поднимался на суд к Пилату, голгофский Крест, колонну Его бичевания, табличку с надписью "Иисус Назорей, Царь Иудейский", один из гвоздей Распятия и два шипа из тернового венца). Ты видишь, как знакомые с детства шедевры мировой живописной и музыкальной культуры оказываются здесь помещенными в богослужебный контекст (Stabat Mater Верди, Вивальди, Россини, Via crucis Листа, фрески и картины на тему последних дней земной жизни Христа Леонардо да Винчи, Джотто, Караваджо, скульптуры Микеланджело).
Ты соприкасаешься с мало для тебя знакомой жизнью католического мира и поражаешься серьезностью и благочестием верующих людей разных национальностей и всех цветов кожи. Ты становишься свидетелем древних чинов умовения ног священнослужителям Предстоятелем Церкви в Страстной четверг, поклонения Кресту и служения литургии Преждеосвященных Даров в Страстную пятницу, шествий и респонсорного пения. Ты, маленький человек, попадаешь в эту громаду духа – в вечное пространство Вечного Города, наполненное творческим гением и молитвой многих и многих поколений великих людей, животворящей силой весны.
Страстной вторник, 3 апреля 2012 года
В Риме началась Страстная. Утром позвонил мой знакомый из общины святого Эгидия и пригласил на службу новомученикам. Они не прославлены Церковью, но пострадали за Христа и жизнь по Евангелию, поэтому их вспоминают в начале Страстной. Вечером в 18. 30 я стояла в San Paolo fuori le Mura, в одном из любимейших (шумный центр рукой подать, а тут всегда покойно) римском храме, полном народу и плакала тихо всю долгую, почти двух часовую службу! После предначинательных молитв – Евангелие от Иоанна (16, 33; 17, 1–9), затем – проповедь и под пение «Κύριε, ελέησον» поминовения мучеников (с кратким «житием»): мы вспоминаем «вместе с несторианским епископом Фарайи Раххо и отцом Рахиидом Ганни сотни других христиан всех конфессий, убиенных в эти годы в Ираке», «Акрама Масиха, католика, отца четверых детей, убитого 23 ноября 2011 года в Пунжабе, вероятно, фермерами, угрожавшими ему за то, что он отстаивал право христиан на землю», «вместе с дон Бернардом Дигалом, сорока пяти лет, первым католическим священником, убитым разъяренными хинду-радикалами в Ориссе, христиан Индии, погибших в результате вооруженных нападений на них на почве этнической или религиозной вражды», «Ирианто Конголи, протестантского пастора, убитого на острове Сулавеси в Индонезии в последние годы за защиту католиков Тибо, приговоренных к смерти и уничтоженных в сентябре 2006 года», «с отцом Оскаром Арнульфом Ромеро, незабвенным пастором, убитым в Сальвадоре во время служения Евхаристии, молимся о тех, кто в Латинской Америке возлюбил Евангелие, бедных и Церковь больше своей жизни». Мы вспоминаем «с Анналеной Тонелли, сестрой Леонеллой Згорбати, зараженными вирусом эбола, многочисленных женщин, хрупких телом, но очень сильных любовью и отдавших свои жизни за Евангелие в Африке», «Мариам Фекрая, двадцати двух лет, вместе с другими двадцати тремя жертвами резни на Рождество Христово в Александрии в коптской церкви Двух святых».
Молились о христианах (католиках, православных, англиканах, протестантах), убиенных за веру Христову в 20 столетии, а в основном за последние десятилетия, в Сирии, Ираке, Турции, Пакистане, Индии, Индонезии, на Филиппинах, в Китае, Океании, Америке, Колумбии, Мексике, Парагвае, Никарагуа, Гватемале, США, Африке, Египте, Тунисе, Бурунди, Кении, Судане, Европе. Когда дошли до Святейшего Патриарха Тихона и всех, в годину лютую убиенных в России, до матери Марии (Скобцовой), отца Даниила Сысоева, отца Андрея из Тверской области, отца Олега Ступочкина и игумена Авенира Смолина (о последних двух я, русская, только после службы прочла в Интернете), слезы потекли ручьем.
Con il santissimo Patriarca Tichon, ricordiamo le centinaia di migliaia, preti, monaci e vescovi della Chiesa ortodossa russa, che hanno subìto persecuzione, durante il totalitarismo sovietico – Kyrie eleison. Nella Russia contemporanea, ricordiamo: P. Alexander Men, assassinto nel 1990. P. Daniil Sysoev, ucciso nel 2009, nella sua piccola chiesa di S. Tommaso, in un quartiere meridionale di Mosca. Si occupava della missione presso i musulmani russi e dell’assistenza alle vittime delle sette pseudo-cristiane, esoteriche e neopagane. I sacerdoti del Patriarcato di Mosca uccisi in questi ultimi anni mentre custodivano chiese e icone: P. Andrej Nikolaev, P. Oleg Stupochkin, l’Igumeno Avenir Smolin – Kyrie eleison.
Вот сколько людей отдает свои жизни сегодня за Крест, за проповедь слова Божия! Я любуюсь в нашем Восточном Папском институте в Риме смуглыми улыбчивыми монахами и монахинями, но никогда не задумывалась о том, на что они пошли в своей жизни и что им предстоит впереди!
Через день Католическая Церковь вступает в Тридуум, сердце церковного года: Страстные четверг, пятницу и субботу.
Что такое Тридуум?
Тридуум, или пасхальное Триденствие (лат. Triduum), в католической традиции начинается литургией (мессой) Страстного четверга, на которой вспоминают установление в Иерусалимской горнице Спасителем Тайной вечери (лат. Coena Domini). Это богослужение совершается вечером, и на нем все верующие причащаются. Во время этой службы Римский Папа совершает чин умовения ног священнослужителям (лат. Mandatum) по образу Христа, умывшего ноги ученикам и этим явившего образ смирения и служения. В конце последования, после причащения, Святые Дары переносят на другой престол, символизирующий темницу, куда был заключён Иисус после ареста в Гефсиманском саду. С главного алтаря снимаются покровы, свечи и Крест во ознаменование начала Страстей Христовых.
В Великую пятницу совершаются две основных службы. Первая, воспоминание Страстей Христовых и поклонение Кресту (лат. Passiones Domini), служится днем, после смерти Спасителя на Кресте, т.е. после 15 часов, и на ней единственный раз в году у католиков латинского обряда бывает причащение преждеосвященными Дарами. Вторая, Крестного пути (лат. Via crucis), – вечером, около 21 часа. На ней читаются страстные Евангелия, разделенные на 14 стояний.
Via crucis у Колизея. 22 апреля 2011 года. 1 стояние – «Осуждение на смерть»
Via crucis у Колизея. 2 апреля 2010 года. 14 стояние – «Положение во гроб»
В Страстную субботу Церковь в тишине пребывает у гроба Спасителя в ожидании Его воскресения. Литургии в этот день нет, нередко служат утреню и часы, освящают яйца, куличи и брашна для пасхальной трапезы. Навечерие Пасхи открывает литургия Света. Во дворе храма разводят костёр, от которого священник зажигает пасхальную свечу, символизирующую христианское учение, просвещающее мир, входит в храм, возглашая «Свет Христов», и раздает огонь верующим. Следует литургия Слова. Иногда, по древнему обычаю, в пасхальную ночь крестят взрослых. В конце Евхаристической пасхальной литургии звучит приветствие «Христос воскресе».
Страстной четверг, 5 апреля 2012 года
После утренней литургии в Ватикане, с освящением мира для таинств, Римский Папа Бенедикт XVI в Латеране вечером служил литургию Тайной вечери и омывал ноги священнослужителям. Я не позаботилась о приглашении заблаговременно и поэтому отправилась в храм, который считаю «своим» (возле него мой дом и мой Институт), в Santa Maria Maggiore. Как же это все-таки невероятно присутствовать на Тайной вечере в соборе, в котором она непрестанно в том или ином виде служится вот уже с V века! Я помню чудо Рождества здесь, когда ровно в полночь всю вечно сумеречную (из-за ее огромных размеров и сравнительно небольших окошек) базилику и ее древние (тоже V века) мозаики озарили сотни светильников, и мне казалось, что наступило Царствие небесное.
Тайная вечеря, как и в большинстве римских храмов, началась здесь в 18 часов. Храм заиграл мозаиками, от входа к алтарю через всю базилику направилась процессия. Торжественная месса служилась, к моей радости, наполовину по-латыни: Panis angelicus fit panis hominum… Manducat Dominum pauper, servus et humilis. Panis angelicus fit panis hominum ("Хлеб ангельский стал хлебом человеческим … вкушает Господа нищий, раб и смиренный. Хлеб ангельский стал хлебом человеческим"). Я стояла и мысленно все время возвращалась к Рождеству в Santa Maria Maggiore: нарядные веселые итальянки, вспышки фотоаппаратов любопытных туристов, разговорчики, общая легкая и веселая атмосфера праздника. Как это сегодняшнее собрание не похоже на то, рождественское! Все внешнее отступило, люди сосредоточенны и внимательны, в храме тишина.
Из Santa Maria Maggiore, не дождавшись окончания литургии, я спешила в San Varfolomeo на Isola Tiberina, где мы встречались с моим римским другом. Там в 19.30 я начала свои sepolcri (досл. «гробницы»). Есть в Риме такая благочестивая традиция – после Тайной вечери в Великий четверг посетить 7 храмов и в каждом из них помолиться. Многие храмы в этот вечер стоят открытыми до полуночи. Из San Varfolomeo мы пошли в Santa Cecilia, один из наиболее древних монастырских храмов Рима, затерянный в закоулочках Трастевере. Под его престолом покоятся мощи святой Цецилии, пострадавшей в Риме в III веке, перенесенные сюда из катакомб папой Пасхалием I.
Дальше наш путь лежал в Santa Maria in Trastevere – в ней был потушен свет, органист исполнял отрывки из Реквиемов и Страстей, покаянно-умилительные сочинения. Престол утопал в нежных белых цветах, вдоль всей солеи – подсвечники, уставленные свечами, на скамьях – молящиеся, кто-то стоял на коленях, кто-то всхлипывал. А за пределами храма – кипучая торговля, милые ресторанчики, русские туристы, выясняющие отношения даже в Риме. Это так удивительно – как люди могут спокойно сидеть в кафе или погрязать в обыденности, когда в мире Страстная пятница.
Во всех храмах, куда я зашла по дороге домой, а их было около 10, я видела молящихся благоговейно людей.
Страстная пятница, 6 апреля 2012 года
«Преждеосвященная» и чин поклонения Кресту в Sant’Anselmo начинались в 15.30. Но мои друзья по Восточному институту посоветовали подойти к 15 – «Это час крестной смерти Спасителя. Мы приходим к этому времени и перед службой молимся». Действительно в три (а день был рабочий, каникулы – только в школах и папских учебных заведениях от Страстной до Светлой среды) церковь была уже полна. Служба Великой пятницы – уникальная и в основании очень древняя: на ней единожды в году совершается особый чин поклонения Кресту и Преждеосвященная литургия. До поклонения Креста были прочтен отрывок из Евангелия от Иоанна (от прощальной беседы Христа с учениками после Тайной вечери до его погребения, Ин. 18,1 – 19, 42) священником и чтецами по ролям и возглашена ектения на разных языках (английском, испанском, африканских, греческом, славянском и т.д.) с коленопреклоненными прошениями о Церкви, о Папе, о всех верующих, об оглашенных, о единстве христиан, о евреях (!), о тех, кто не верует во Христа, о тех, кто не верует в Бога, о правителях, о страждущих. Затем процессия ушла в конец храма и оттуда возвращалась с закутанным в ткань крестным древом, делая три остановки, на которых покров с Креста постепенно снимали, преклоняя колена при возгласе священника: Ecce lignum crucis, in quo salus mundi pependit ("Се древо крестное, на котором был распят Спаситель мира), на что люди отвечали: Venite adoremus ("Придите, поклонимся"). Дальше под пение антифона «Crucem tuam adoramus, Domine, et sanctam ressurectionem tuam laudamus et glorificamus; ecce enim propter lignum venit gaudium in universo mundo» ("Кресту Твоему поклоняемся, Господи, и святое воскресение Твое хвалим и славим. Се бо древом прииде радость всему миру"), других древних и мелодически сложных, исполняемых на латыни, гимнов Кресту поклонился весь храм, после чего было Причащение.
А я тем временем незаметно удалилась в русский Никольский храм на Виа Палестро. В этом году так изумительно совпали Лазарева суббота и Благовещение! После окончания праздничной утрени с одной прихожанкой мы спустились к Колизею, где в 21 начиналась Via crucis, возглавляемая Римским Папой Бенедиктом XVI. Уже около 20 все пространство у Колизея было запружено людьми, народ все шел и шел, не переставая. Мы пробились к возвышению, откуда читаются 14 повествований о страданиях Господа. Это некий смысловой аналог византийской службы чтения 12 Евангелий Страстного четверга, однако, само последование с той службой не связано и ведет свое начало из францисканской практики XIII в. Первое и последнее Евангелие читал сам Папа, в конце 14 стояния он произнес проповедь о Страстной пятнице. Раздались апплодисменты и выкрики vivat Papa (почитание Римского Папы в Риме колоссально!). После окончания чина, как и в России, верующие расходились по Городу с горящими свечами, зажженными во время чтения страстных Евангелий, стараясь донести огонек до своих домов.
У Колизея меня потрясло молчание несколько тысячной толпы. Его нельзя сыграть или организовать. Так (!) можно слушать, только будучи ошеломленным происходящими событиями.На пасхальную службу я не пошла: не могу я пока вместить в сердце одновременно переживание Входа Господа в Иерусалим, этого дня одиночества и непонимания Христа его искренними и ближними, и радость велией, красной Пасхи, совершенного избавления от скорби.
А вечером в воскресение зашла в Santa Maria Maggiore и увидела там не только полное собрание (заканчивалось вечернее пасхальное богослужение), но и особый пасхальный свет, который пронизывает, словно золотыми нитями, церкви в России после Пасхи, оставляя след незримого очами Воскресения в едва заметной светло-золотой дымке. Совсем – совсем скоро этот свет воссияет и в наших душах, и в наших храмах.
Для объяснения Тридуума использованы материалы сайтов: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%EB%E8%EA%E0%FF_%EF%FF%F2%ED%E8%F6%E0, http://www.catherine.spb.ru/index.php/comments/Triduum,http://www.interfax.by/article/41396.
Фотографии Александры Никифоровой и из открытых Интернет-источников.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!