Tweet |
В наши дни можно говорить о формировании православного делового и информационного сообщества. Это явление уникально: его не было в царской России, нет и, например, в современной Греции – странах, не переживших насильственного отделения Церкви от государства. В априори религиозном обществе православным именуют лишь то, что относится собственно к богослужебной жизни. Быть верующим там естественно, а потому религиозно настроенных представителей того или иного рода деятельности не выделяют в отдельную категорию. В атеистической же среде сообщество верующих людей начинает развиваться по принципу диаспоры – появляются врачи, строители, предприниматели, позиционирующие себя как православные. Это не плохо и не хорошо – это факт. За последние десять лет у нас появились: православные журналы для строителей и ювелиров, православные интернет-магазины, где продаются не только иконы и крестики, но и товары для здоровья, одежда и т.п. Многочисленные православные предприниматели выстраивают свой сегмент рынка. Между ними возникают связи, создается информационное поле. Что это за явления? За ответом на этот вопрос я отправился в организацию, поставившую своей задачей развитие православного информационного пространства, – медиакомпанию «Русиздат», в которую входят деловое издательство и IT-компания. Нас любезно встретила Марина Петровна Клочкова – руководитель издательства «Русиздат».
- Насколько я знаю, первое ваше начинание – выпуск деловых православных журналов. Как появилась эта идея?
- Мысль издавать журнал, который аккумулировал бы в себе всю информацию, необходимую для строительства храма и организации приходской жизни, возникла у меня много лет назад, когда мне самой довелось потрудиться над постройкой церкви. Тогда, в начале девяностых, найти строителей и художников, имеющих знания и опыт церковного благоукрашения, было очень сложно. О них приходилось разузнавать через знакомых. Недавно мне пришлось вспомнить об этой непростой ситуации, читая письма игумена Никона (Воробьева), относящиеся к 1950-м годам. Старец пишет своей духовной дочери: «Есть в Козельске или в окрестностях мастера, могущие делать иконостас? Если есть, то поговори с ними. Мы, а может быть, и Вязьма, думаем делать иконостас. Я думал делать там, так как здесь (в Смоленске) нет подходящего материала… Главное, живы ли еще мастера?» Когда строили храм мы – в 1992 году, – рядом тоже не было церковных строительных организаций, мы не знали, к кому обратиться, и, тем паче, не могли выбирать. Вот так и сложилось, что целью работы «Русиздата» стало формирование информационного поля, где могли бы встретиться все, кто трудится на благо Церкви: настоятели храмов – и строители, иконописцы, создатели утвари и т.п.
- Как называются ваши журналы?
- «Церковный строитель», «Благоукраситель», «Ризница» и «Церковный ювелир». Мы выпускаем их раз в два месяца и рассылаем по всей России – стараемся, чтобы издания приходили настоятелю каждого православного храма. Работаем и с зарубежьем.
- А почему их четыре? Ведь вначале вы говорили об одном журнале?
- Практически невозможно сделать качественное издание, которое охватывало бы сразу все сферы деятельности. Это получится просто сборник рекламы. Мы же выпускаем специализированные, профессиональные журналы. Стиль, характер «Церковного строителя» и «Церковного ювелира» отличаются друг от друга – потому что у тех, кто строит храмы, и у тех, кто поставлен формировать ассортимент церковной лавки, задачи несколько разные. Мы распространяем журналы на тематических мероприятиях: художественных, строительных, ювелирных выставках и т.п. Было бы неудобно, если бы в одном издании мы собрали и церковные купола, и погребальные венки.
- Вы работаете с 2004 года. Многое ли за это время изменилось?
- Благодаря своей работе мы видим, как меняется, растет количественно и качественно православный сегмент рынка. За те семь лет, что мы существуем, появилось множество новых компаний, разрабатываются технологии, осваиваются новые виды деятельности. Например, в первых номерах «Церковного строителя» можно прочесть о том, что изобретен способ нанесения натурального золота на нержавеющую сталь гальваническим методом, до этого сталь покрывали обычно только нитридом титана. А сегодня такое золочение стало обычным делом. Если же говорить о сознании людей – изменения есть и здесь. Когда мы начинали работу, словосочетание «православная реклама» многим казалось странным. Теперь люди не только поняли, что информация – а значит, и реклама, необходима в любой деловой сфере, но и стали активно перенимать опыт.
- Можно сказать, что за эти годы издания «Русиздат» надежно заняли свое место среди православной периодики?
- У каждого уважающего себя издания должна быть своя ниша. Мы издаем периодические журналы, которые читают именно для того, чтобы получить деловую информацию, – в них рассказывают о себе те, кто льет колокола, реставрирует храмы, продает оптом те же церковные свечи или лампадное масло. Есть журналы, которые выходят для того, чтобы их читали на досуге и узнавали об азах Православия – там информация о церковных товарах и услугах будет смотреться странно. Не пойдет же новоначальный, желающий прочитать о таинстве Покаяния, заказывать колокол. А если и решит сделать такое доброе дело – я бы посоветовала ему не следовать первому попавшемуся рекламному объявлению, а изучить журналы, где представлены ведущие литейные предприятия. Почти в каждом выпуске наших журналов даны советы специалистов. Те, кто собрал у себя подборку «Церковного строителя», могут руководствоваться ею во многих подобных вопросах. Зато в журнале «Ризница», будет вполне уместна реклама каких-то курсов для входящих в Церковь, анонсы книг и т.п.
- Случается ли, что авторы журнала не согласны между собой?
- Я не буду говорить о ситуациях, когда предприятия не могут поделить авторские права или обвиняют друг друга в некомпетентности, – увы, сегодня это часто встречается: приходя в Церковь, люди не оставляют за порогом своих страстей, а растущий и развивающийся рынок всегда конфликтен. Но если бы вы знали, сколько ведется творческих споров! Апостол Павел сказал, что разногласиям быть должно – через них выявляются искуснейшие. И мы сегодня, видимо, имеем этот случай. Пожалуй, наиболее распространенная тема дискуссий – соотношение традиционных технологий с новшествами. Можно ли применять в церковном строительстве новые материалы или следует строить из того же, что и сотни лет назад? Каким лаком покрывать иконы: олифой или современным, зарубежного производства? Чем расписывать храм? Бывает интересно ознакомиться с разными позициями: каждый приводит свои аргументы, часто весьма обоснованные. Наши читатели имеют возможность составить свое мнение, что немаловажно: когда им самим придется заказывать, например, роспись храма, они будут знать, чем руководствоваться.
- А есть ли у вас публикации, дающие основные знания по тем или иным сферам деятельности: церковной архитектуре, иконописи и т.п.?
- И не только азы! Например, как провести обследование переданного Церкви храма, как правильно оформить документацию… В каждом выпуске мы отводим место под консультационные статьи. В «Церковном строителе» ведут рубрики такие известные архитекторы, как М.Ю. Кеслер, А.Н. Шепелев, нередко публикуется А.А. Анисимов. Приводятся примеры проектов храмов, рассказывается о разных технологиях, обсуждаются новости церковной жизни – например, отправной точкой для немалого числа статей стало решение о строительстве быстровозводимых храмов. Это вызвало споры, подвигло многих к поиску творческих решений: как за небольшие деньги построить не типовой, а уникальный храм; как сделать возведенную по стандартному проекту церковь неповторимой, внося в ее убранство какие-то интересные элементы декора... В «Церковном ювелире» читатели уже привыкли искать странички «Справочник руководителя церковной лавки»: там рассказывается, как определить качество ювелирных изделий, подобрать ассортимент товара, построить отношения с поставщиками. Есть у нас и не относящиеся прямо к работе, но важные для каждого человека материалы – например, страничка православного психолога. Обо всем не расскажешь – заходите на наш сайт www.rusiz.ru и читайте: свежий номер можно «полистать» прямо в Интернете, статьи из прошлых выпусков находятся в архиве. А для тех, кому это нужно для работы, мы будем рады оформить бесплатную подписку.
- Чувствуете ли вы обратную связь с читателями?
- Безусловно! Недавно нам сообщили, что на Командорских островах, на Камчатке, построен храм, фирму-подрядчика для которого выбирали по «Церковному строителю». В итоге мастера из Нижнего Новгорода трудились на самой восточной окраине нашей Родины. Как бы иначе о них там узнали? Люди часто звонят, пишут – просят прислать журналы, спрашивают, где заказать, например, просфоры для богослужения, как оборудовать собственный свечной заводик… Однажды спросили, кто делает баки для святой воды, и вопрос неожиданно оказался непростым.
- Не опасаетесь ли вы, что с развитием Интернета журналы станут не нужны?
- Нет. Интернет и печатные издания – это разный формат подачи информации, они дополняют друг друга. В наших журналах все стабильно: можно, обратившись к старым выпускам, отследить историю публикующихся у нас компаний, оценить их надежность, увидеть развитие. Читатели получают необходимую им информацию, не прилагая усилий для поиска. Производителям церковных товаров и услуг удобно давать материалы о себе в наших журналах. Мы постоянно работаем над усовершенствованием формы подачи информации, как в печатных изданиях, так и в Сети – начиная с интернет - версии свежего номера журнала, который всегда можно полистать у нас на сайте, и заканчивая специализированным порталом Riznica.ru. Как вы знаете, у нас есть несколько IT-проектов.
- Какой из них был первым?
- Издавая журнал, мы довольно скоро начали думать над созданием его интернет-аналога. В итоге родилась Ризница.ру. Это торговая площадка, где можно сравнить продукцию разных производителей, а можно зайти на страничку заинтересовавшей вас компании.
- Вы создали несколько бесплатных конструкторов сайтов. Зачем вам это?
- А для чего люди строят храмы, помогают бедным? Каждый старается послужить Богу и людям как может. Развитие православного Интернета сегодня необходимо, чтобы помочь людям узнать о вере, донести до них информацию о церковной жизни. Каждый приход должен иметь свой голос в Сети – об этом не раз говорил Святейший Патриарх. А ведь многие храмы не имеют собственных специалистов, способных создать и поддерживать сайт, им трудно найти средства на это. Поэтому мы даем приходам возможность создавать свои сайты с помощью нашего конструктора Приход.ру.
- Сайт Приход.ру прост в обращении?
- Работать с ним не сложнее, чем заполнять страничку в «Контакте». Достаточно выбрать из предлагаемых вариантов дизайн, разделы, придумать имя. И уже можно наполнять сайт: писать или копировать из Word тексты, загружать фотографии.
- А если кто-то запутается и в этом?
- Команда техподдержки каждый будний день с 9.00 до 18.00 отвечает на вопросы пользователей. Кстати, если к нашим специалистам обратится кто-то, делающий сайт с помощью других ресурсов, мы поможем и ему.
- Да, на интернет-секции Рождественских чтений пришлось услышать немало добрых отзывов пользователей в адрес сотрудников службы техподдержки. Задам каверзный вопрос: а для чего, собственно, нужен конструктор именно православных сайтов? Ведь существуют Narod . ru , Ucoz . ru ?
- Это неплохие конструкторы, и они тоже бесплатные. Но не совсем.
- Как это?
- Дело в том, что они бесплатны, только если не отключать рекламу. А православные сайты не могут себе этого позволить.
- Почему?
- Реклама для сайтов выбирается компьютерной программой в зависимости от их содержания. Если вы создали кулинарную страничку – на ней, скорее всего, появится объявление о преимуществах тех или иных сковородок или специй. Когда же система определяет содержание сайта как религиозное – она подбирает соответствующие объявления, и на странице храма может оказаться призыв посетить собрание какой-нибудь секты. Что будет, мягко говоря, неудобно.
- Представляю себе: прихожанка открывает сайт, чтобы узнать расписание служб, а там приглашение к иеговистам.
- Да уж. Или это объявление прочтет строгий благочинный… Так вот, на Приход.ру мы никакой посторонней рекламы не размещаем – такова наша политика.
- Сколько сайтов создано с помощью Приход.ру?
- Сейчас их более 2000. В день создается примерно пять новых сайтов.
- Информацию о Приход.ру можно встретить во многих изданиях, в Интернете – вы стремитесь, чтобы как можно больше приходских страниц было создано с помощью вашего конструктора?
- Хотелось бы, чтобы люди знали о возможности обратиться за помощью к квалифицированным специалистам, ведь, как я уже говорила, мы оказываем поддержку и тем, кто создал свой сайт на других ресурсах. Наша задача – развитие православного Интернета в целом.
- Вы говорите о развитии православного Интернета. А сотрудничаете ли вы с другими крупными церковными Интернет-ресурсами?
- Да. Мы разработали совместный проект с порталом Православие.ру. Информация обо всех храмах, сайты которых созданы на Приход.ру, будет попадать на этот портал. А с него информация может экспортироваться к нам: на страницах приходских сайтов можно поместить ресурсы портала Православие.ру: Новости, Мониторинг СМИ, Календарь, Икону дня.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!