Tweet |
4 декабря. Оттава (Канада). В этом приятном тихом городке,
который трудно вообразить столицей государства, куда прилетел на конференцию,
развешаны афишки о том, что сегодня вечером у здания парламента - официальная
церемония зажжения рождественских огней. Illumination Ceremony. Как-то впервые
осознал, что иллюминация и просвещение - одно и то же слово. Вчера вечером тут
устанавливали помосты, монтировали огни на елках. Сегодня - полная площадь
народу. Морозно. В руках - зажженные свечи. Бойкие очереди строятся к
бесплатной раздаче какао и каких-то пирожков. Жаль нету пунша как на улицах,
например, Вены в эти дни. На сцене детские хоры сменяются двуязычными речами
политиков - одни и те же слова говорятся по-английски и по-французски, из-за
чего все долго. Огоньки зажигает премьер-министр Стивен Харпер, лишь сегодня
чудом удержавшийся у власти. Пока. Здесь же генерал-губернатор Канады и другие
местные начальники. Подчеркивается, что огоньки диодные, энергосберегающие.
Стоят 14 флагов - федеральный с кленовым листом и 13-ти провинций Канады. В эти
же минуты огоньки зажигают во всех столицах провинций и в других городах,
включая инуитов (эскимосов) на крайнем севере. В речах говорят о том, как эта
церемония связывает между собой всю страну. Несмотря на
официально-пропагандистскую составляющую, все очень мило и радостно. Вот и
рождественский сезон начался, думаю...
5 декабря. Раннее утро по местному времени. Телефонный
звонок из Москвы сообщает о смерти патриарха Алексия. В этот день возвращаюсь в
Бостон. Здесь тоже праздничные огоньки зажгли. Но все мысли - в Москве и все
рождественское настроение на ближайшие дни летит в тартарары.
11 декабря. Кембридж, штат Массачусеттс (фактически пригород
Бостона). Наше подразделение Гарвардского университета - Нимановский Фонд по
журналистике, устраивает свою рождественскую вечеринку. Почему так рано? Чтобы
застать еще всех на месте, а то занятия уже заканчиваются и вскоре люди
разъедутся на каникулы. В особняке, принадлежащем фонду, поставили елку и с
другой стороны на столике хануккальный восмисвечник. Одна из сотрудниц фонда
собирает среди коллег и стажеров пожертвования на детский приют - просят зимние
вязаные шапочки, шарфы и варежки. Вешают их на елку вместо украшений.
На улицах, у магазинов школьники или представители «Армии
спасения» с колокольчиками тоже стоят с коробками и собирают пожертвования.
Кругом много разговоров о том, насколько меньше в этом году
из-за кризиса люди купят подарков. Все гадают, но идут покупать подарки - как
всегда. И из каждого видимого и невидимого репродуктора раздается «Jingle
Bells».
В эту неделю по всем предметам - последние лекции. Теперь
осталось только писать курсовые и кому надо - сдавать экзамены. Но это уже в
январе, после Нового года. Университет начинает пустеть.
14 декабря. Наши планы ехать на Рождественские каникулы в
Калифорнию расстроились. Но сегодня встретили друзей, которые собираются лететь
в Мексику. Желание «ехать в тепло» непреодолимо, и я сажусь в Интернет искать
варианты в Мексике. Оказывается, несмотря на кризис, все распродано и то, что
осталось, очень дорого.
15 декабря. В Университетской церкви - неопределенной деноминационной принадлежности протестантской Memorial Church - вчера и сегодня торжественные службы с пением рождественских хоралов. Храм полным полон, убран красными цветами пуансеттиями, еловыми венками и зажженными свечами. На входе раздают последование и ноты. После органной прелюдии, c пением Adeste Fideles торжественной процессией входят хор и служащие, а затем евангельские чтения и специальные молитвословия (один из пасторов, разумеется, женщина!) перемежаются виртуозным пением знаменитого Гарвардского хора (конкурс по набору в этот хор проходит в два тура!) и хоралами, с энтузиазмом подхватываемыми всем народом. Среди прочих звучит молитва "о всех потерявших работу и находящихся в сложных материальных обстоятельствах" - дань кризисному времени.
Перед походом на службу отвели детей к няне - в колумбийскую
семью, живущую по сосдеству. Рождественская елка была у них наряжена как
минимум с середины ноября, а то и раньше. А сегодня стоял дым коромыслом: отец семейства сооружал
вертеп. Судя по размаху работ, вертеп должен был занять не менее половины
гостиной и состоять из множества деталей. Хозяйка объяснила, что животные будут
добавляться в вертеп каждый из оставшихся девяти дней, а в самую рождественскую
ночь в вертеп будет положена скульптура новорожденного Спасителя.
18 декабря. Канкун, Мексика. Мы все же улетели сюда- на 6
дней как раз до западного Рождества. В пред-рождественские дни удалось найти
недорогие билеты и гостиницу на море. Кругом даже довольно свободно - не так уж
много людей. В этом почти тропическом курортном городе так забавно смотрятся
искусственные елки, снеговики и вертепы под пальмами. Встречаются машины,
украшенные оленьими рогами - дескать Санта Клаусы едут. В остальном курортная
жизнь течет своим чередом в ожидании главного заезда в Сочельник.
24 декабря. Вылетаем в обратный путь. В Аэропорту уже все
говорят «Merry Christmas», обслуживающий персонал в красных сантаклаусовских
шапках. Но рейс Канкун-Чикаго задерживается на полтора часа. В Чикаго надо
проходить американский пограничный контроль, таможню и пересаживаться на рейс
до Бостона. Но по прилете очередь на границе такая, что ясно, что мы на свой
рейс уже точно опаздываем. Открыты лишь несколько пограничных будок - уже вечер и большая часть офицеров ушли
домой справлять праздник. Нас перерегистрировали на утренний рейс и отправили
ночевать в гостиницу - нежданно-негаданно встречать западное Рождество в
заснеженном морозном Чикагском аэропорту. Голодно. Но поесть уже негде.
Ресторан в гостинице закрыт, девушка с прибалтийским акцентом на ресепшн еле
стоит на ногах от усталости. На весь огромный чикагский аэропорт работает одна
пиццерия, которая готова доставить пиццу лишь через час. Отказываемся. Ужинаем
орешками из мини-бара и рождественскими печеньями, предлагаемыми на ресепшн.
Такие печенья здесь пекут много и охотно раздают всем ближним и дальним.
Подруга рассказывала мне, что учительница английского языка и литературы у ее
дочери в школе каждое Рождество самолично печет 12000 печений и раздает их и
своим ученикам, и бездомным, и в приюты.
Наши дети засыпают, а я смотрю папскую рождественскую службу
по телевизору. Транслирует из Ватикана NBC - один из национальных американских
телеканалов. Без рекламных разрывов. В преимущественно протестантской,
гордящейся своим секуляризмом стране. Видимо, секуляризм от такой трансляции не
страдает. Удивляет проповедь папы Бенедикта XVI - глубокий, весьма непростой
для восприятия богословский текст, читаемый бесстрастным монотонным голосом по
бумажке. То ли действительно так высок уровень богословской подготовки
многомиллионной мировой католической аудитории, то ли переоценивает его Папа
Римский, то ли просто ничего не может поделать с собой профессор Ратцингер.
За окном - настоящий снег, настоящий десятиградусный мороз и
мерцающие огоньки елки.
25 декабря. Наконец летим в Бостон. В самолете читаю
«Файнэншиал Таймс». Большая статья «Ради чего все это» с подзаголовком «Финансы
и вера». Среди примеров растущей религиозности перед лицом
финансово-экономического кризиса нашлось место и нашим многочасовым очередям
прощавшихся с почившим патриархом (хотя думаю, здесь большой связи с кризисом
нет). Общий смысл статьи - кризис как морально-нравственная корректива к
современному капитализму. Здесь же репортаж о том, как встречает Рождество еще
вчера богатая, а сегодня резко обедневшая Исландия.
Практически все газеты в эти дни публикуют статьи и
комментарии о Рождестве, причем не столько бытописательные, сколько рассуждения
о смысле этого праздника - фактически проповеди на страницах мнений. Интересно
следить за политическими направлениями этих комментариев: либералы ищут
христианские основания для критики консерваторов, отстаивающих христианский
характер Рождества. Есть смутное ощущение, что проект «Возвратим Христа в
Рождество» имеет свои плоды: большая часть статей даже в либеральной прессе
подчеркивает религиозный характер этого праздника, а не некую размытую
традицию. Вот один баптистский пастор в Канзасе, Майкл МакКинни, даже призывает разделить Рождество по времени на два
праздника: создать светский «Зимний
Праздник» с покупками, подарками и Санта Клаусами и праздновать его
непосредственно перед 25 декабря, завершая распродажами 26го числа. И отдельно
от него праздновать «Христианское Рождество» (Рождество Христово?), включающее в
себя адвенты, а также период от 25 декабря до Нового Года. Интересно, знает ли
пастор МакКинни, что этот проект фактически осуществлен в пост-советской
православной России, только с чуть-чуть другими датами?
Но о чем в России часто забывают, именуя 25 декабря «Католическим Рождеством», так это о том, что в этот день Рождество Христово празднуют не только протестанты, но и большинство православных Церквей. Вот и мы из-за задержки в Чикаго не успели на рождественскую службу в бостонский Свято-Троицкий собор Православной Церкви в Америке, где все праздники, кроме Пасхи и связанных с нею, отмечаются по Григорианскому календарю.
Ничего, слава Богу, у нас еще Рождество по Юлианскому календарю впереди - после Нового Года!
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
По рангу Вы обязаны, прежде всего, задуматься почему Вашим единоверцам не нравятся Ваши - повторяю - совершенно пустые и по-американски политкорректные путевые заметки.
Позволю напомнить Вам, что именно этот жанр дает возможность вникнуть в суть предмета! Это никак не легколвесная светская болтовня, как Вам кажется, судя по Вашим словам.
Прочитайте на досуге именно путевые заметки И.Д.Гончарова о кругосветном плавании или "Остров Сахалин" Чехова!
Наконец, поскольку мы обсуждаем Ваши заметки в приходской газете, нелишним будет напомнить, что "Путешествия в Святую Землю" многих поклонников тоже всего лишь путевые заметки!
И простите за резкость, но никакой ненависти к инославным ни у меня - читайте внимательно - ни у других участников обсуждения нет!
А у Вас, судя по раздраженномк тону ответа, - есть!
"Врач, исцелися сам"!
P.S. Лучше расскажите чему учат христианских журналистов в Гарварде? Это то же самое, на мой взгляд, что поехать учиться играть в футбол не в Бразилию, а в США!
Впрочем, совершенно не в моих заметках дело. Видимо, для некоторых наших братьев и сестер, которые в отличие от меня, грешного, не имеют "страха давать оценку чему бы то ни было", любое даже не хвалебное, а просто неругательное слово об инославных христианах, равно как и о новостильных православных, да и о всех остальных несколько отличных от их круга, вызывает приступ ненависти. Прошу прощения, нет, не ненависти, а особой любви, "выражающейся в нетерпимости к лжеучениям, либерализму и прочей гадости".
А посему куда лучше сидеть в желательно маленьком, непродуваемом помещении с хорошо закрытыми дверями и зашторенными окнами, и радоваться своей чистоте и неподверженности всякой "гадости".
Сообщение написано по-бабьи и совершенно пусто, и что в нем обсуждать! Удивляюсь, неужели нет других интересных тем!
Что касается католиков, то я согласен с мнением отца Максима: надо молиться о "воссоединении Божьих церквей", а не злорадствовать по-сектантски!
И делается это через великий и Светлый праздник Рождества Христова.
Спаси нас всех Господи!
А тут на сайте, что не статья, то ликбез по всем христианским религиям. Экуменизм ваш - нам НЕ НУЖЕН!