Tweet |
Выставка в ГИМе носит довольно громкое название – «Последний витязь империи». Это слова из статьи малоизвестного литератора, которая была опубликована после трагической смерти Петра Аркадьевича в 1911 году от рук террориста. Но при всей несомненной величине личности Столыпина и правдивости метафорического названия выставки, она получилась камерной, небольшой.
Экспонатов немного, но все они тщательно отобраны. Каждый из них проливает свет и на Столыпина-человека, и Столыпина-государственного деятеля: зритель знакомится с родственниками премьер-министра, видит на фотографиях улицы городов, где жил и служил Петр Аркадьевич, читает написанные четким и ясным почерком служебные и личные письма. При этом, глядя на макет крестьянского дома начала XX века или на остатки самодельной бомбы, с подобием которой не раз и не два (а целых одиннадцать раз!) покушались на жизнь Столыпина, становятся чуть более понятными настроение, воздух эпохи, предшествующей первой мировой войне и революции.
Вот фотографии разных Столыпиных – бабушки, брата, отца Петра Аркадьевича. С удивлением на одной из них обнаруживаешь Михаила Лермонтова – оказывается, поэт был кузеном великого председателя российского правительства начала XX столетия. Вот картинки Дрездена, где родился будущий государственный деятель, многое изменивший в России, фото имения, где он вырос и в котором часто бывал. Вот он со своей семьей – серьезный, спокойный человек: у него то самое непередаваемое выражение лица, которое знакомо по немногим сохранившимся фото. Вот он в поездках, на смотрах, за письменным столом. Вот портреты коллег, государственные награды, автограф письма Льва Толстого. Вот письма самого Петра Аркадьевича – жене и государю.
Центральная часть экспозиции целиком посвящена самым разным вехам премьерства Столыпина – это осуществление знаменитой аграрной реформы, реформирование Морского министерства, строительство Амурской железной дороги, отношения с Государственной думой.
Живописный прижизненный портрет Петра Аркадьевича работы Ильи Репина (1910) тоже можно назвать центром выставки – куда бы зритель ни пошел, куда бы ни смотрел, взгляд его неизменно возвращается к этой картине. Художественное решение экспозиции было бы незавершенным и без такого яркого экспоната, как подлинный парадный губернаторский мундир Столыпина.
- Мундир Столыпина времен его губернаторства в Гродно – одна из немногих его личных вещей, дошедших до нас, - рассказала «Татьянину дню» Людмила Геннадиевна Сахарова, научный сотрудник ГИМа и куратор выставки. – Также уникальным экспонатом можно назвать и альбом фотографий Петра Аркадьевича (их более ста), которые охватывают всю его жизнь.
Экспонаты, собранные на время выставки в двух небольших залах, постоянно хранятся в ГИМе, Государственном архиве РФ, Саратовском областном музее краеведения и Саратовском государственном художественном музее им. А.Н. Радищева (также в проекте приняли участие Музей современной истории и Музей Л.Н. Толстого).
Саратов стал для Столыпина знаковым местом: историки считают, что именно в этом городе на Волге сложился государственный муж, который впоследствии реализовал свои взгляды и убеждения в общероссийских реформах. И неслучайно именно в Саратов вдова Столыпина передала многое, что осталось после его гибели в Киевской опере: например, кресло из театра, на которое он опустился, истекающий кровью, шинель, которой его укрывали после ранения… Этих двух экспонатов нет на выставке в ГИМе, но зато здесь есть театральный билет премьера на спектакль «Сказка о царе Салтане» на 1 сентября 1911 года и именной пропуск туда же Дмитрия Богрова, а еще траурные ленты с венков, которые возлагались на могилу Столыпина в Киево-Печерской Лавре.
В Саратове с 1913 по 1918 годы существовал музей Петра Аркадьевича Столыпина. Затем по вполне понятным причинам музей был закрыт, а его коллекция «разбрелась» по разным музейным хранилищам.
- По оценкам специалистов, часть этой коллекции утрачена, - рассказал Евгений Михайлович Казанцев, директор Саратовского музея краеведения. – Однако в нашем музее по сей день хранится около 700 вещевых, документальных и фотографических памятников, связанных с именем Петра Аркадьевича. Мундир губернатора и фотоальбом, траурные ленты, кресло из Киевской оперы – как раз из их числа.
Во время торжественного открытия выставки Евгений Михайлович передал в дар Государственному историческому музею вышедший буквально несколько дней назад каталог «Петр Аркадьевич Столыпин: Коллекция Саратовского областного музея краеведения».
Выставка, посвященная 150-летию Петра Столыпина, «Последний витязь империи» продлится в ГИМе до 25 июня.
Фото Дмитрия Пасечного.
К столетию памяти П.А. Столыпина | К столетию памяти П.А. Столыпина18 сентября 2011 |
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!