Tweet |
Будущий Патриарх родился около 1530 года. У нас нет точных сведений о его происхождении. Известно лишь, что при рождении его нарекли Ермолаем. Очень возможно, что происходил он из донских казаков.
Подростком Ермолай ушёл в Казань и поступил в Спасо-Преображенский монастырь и какое-то время прожил в монастыре. По всей видимости, пребывание в обители, участие в богослужениях и общение с братией очень укрепило его религиозные взгляды. Может быть, именно там Бог дал Ермолаю встретить наставников, благодаря советам которым впоследствии Ермолай стал святым. Монастыри издавна были центрами просвещения, так что, вероятно, там же Ермолая получил и образование.
Выйдя из монастыря, Ермолай женился и стал священником в Казани.
- Муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный, - говори о нем современники.
В 1579 году совершилось явление чудотворной иконы Божией Матери «Казанская». С благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремеи священник Ермолая переносил новоявленную икону с места обретения в ту самую церковь, где служил.
Когда отцу Ермолая было около 57 лет, умерла его супруга, и Ермолай принял монашеский постриг в московском кремлевском Чудовом монастыре, из которого впоследствии сбежал Григорий Отрепьев, будущий Лжедмитрий I.
Через два года Ермолая - Гермогена уже рукоположили во епископа, и он стал первым Казанским митрополитом.
Сегодня нередко встает вопрос о почитании местных святых. Митрополит Гермоген тоже занимался этим вопросом. По его просьбе тогдашний Патриарх Иов благословил установить день памяти трех казанских мучеников – Иоанна (плененного татарами), Петра и Стефана (новообращенных татар). День памяти определил сам митрополит Гермоген – 24 января.
Множество воинов погибало в войнах с татарами, и владыку Гермогена очень заботила их посмертная участь. По его просьбу Патриарх указал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия».
Митрополит занимался миссией среди татар и старался, как мог, способствовать их переходу в новую веру. Например, переселял их в русские слободы, изолируя от общения с мусульманами. Так привыкнуть к новой жизни было значительно легче.
Около 1594 года на месте явления Казанской иконы был сооружён каменный храм. Тогда же владыка Гермоген составил «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани» и службу Божией Матери в честь иконы Ее Казанской. Кому, как не ему было составлять этот текст, ведь именно ему Бог судил первому «взять от земли» бесценный образ, показать его собравшемуся народу и затем торжественно, с крестным ходом, перенести в соседний Никольский храм. Его тропарь «Заступнице Усердная» известен многим православным христианам.
Митрополита Гермогена хорошо знали в Москве. Он присутствовал на избрании на царство Бориса Годунова; участвовал во всенародном молении при Борисе под Новодевичьим монастырем, в 1595 году ездил в Углич для открытия мощей удельного Угличского князя Романа Владимировича.
Митрополит был известным и влиятельным человеком. Видимо, надеясь на его поддержку, Лжедмитрий I включил владыку в состав Боярской думы, но митрополит показал себя противником Лжедмитрия: выступил против избрания патриархом Игнатия и потребовал православного крещения Марины Мнишек. Лжедмитрий приказал исключить владыку из Думы и сослать в Казань, но приказ выполнить не успели: Лжедмитрия убили.
В 1606 году Собор русских иерархов в Москве поставил митрополита Гермогена Патриархом Московским.
Патриарх Гермоген был сторонником Василия Шуйского и поддерживал его в подавлении восстания южных городов, Был ярым противником семибоярщины и пытался организовать выборы нового царя из русского рода (кстати, первым предложил эту должность Михаилу Романову).
Скрепя сердце, он согласился признать русским царём Владислава Сигизмундовича, но при условии, что тот будет крещен в Православной Церкви и выведет польские войска из России. Поляки отказались, и Патриарх стал писать воззвания к Русскому народу, призывая его на борьбу. Его заточили, но он продолжал рассылать по городам грамоты с призывом к бороться против польской интервенции, благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков.
Москвичи подняли восстание, поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с некоторыми боярами они насильно свели Патриарха с Патриаршего престола и заключили под стражу в Чудовом монастыре.
В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, которая продлилась несколько месяцев. Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием приказать русским ополченцам отойти от города, и в случае отказа угрожали убить Патриаха.
- Что вы мне угрожаете? – отвечал Патриарх. - Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если же останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за Православную веру.
Уже из заточения Патриарх обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей.
17 февраля 1612 года он умер от голода, не дождавшись освобождения Москвы.
Вскоре освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось.
Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре, в 1654 году нетленные его мощи перенесли в Успенский собор Московского Кремля.
В 1913 году Русская Православная Церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых.
1 марта 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит освящение места под строительство храма во имя священномученика Патриарха Гермогена, возводимого по программе строительства двухсот храмов в городе Москве.
Tweet |
Вставить в блог
Патриарх Гермоген: жизнь святого на фоне Смуты1 марта 2012
|
Поддержите нас!