rss
    Версия для печати

    Проклятия псалмопевцев. Ч.1

    Когда мы читаем некоторые псалмы, ненависть пышет в лицо, словно жар изпечи.   Иногда  эта  ненависть  не  пугает,  но  лишь  потому,  что   смешна современному разуму.

         Примеры  ненависти пугающей  можно  найти во  многих  местах,  но самый ужасный, наверное,  в псалме  108.  Автор  просит Бога,  чтобы  тот поставил нечестивого  над  его  врагом,  а  "диавол  да  станет  одесную   его"  (6). По-видимому,   смысл    здесь    не    совсем    такой,   какой   привидится читателю-христианину. "Диавол" - это обвинитель, быть  может  -  доносчик. "Когда будет судиться,  да выйдет виновным,  и молитва  его да будет в грех" (7). Тут, мне кажется, речь идет не о молитве к Богу, а о мольбе, обращенной к человеку, к судье. "Да будут дни его  кратки, и достоинство его да возьмет другой. Дети его да будут сиротами, и жена его -  вдовою. Да скитаются дети его  и  нищенствуют, и  просят  хлеба  из  развалин  своих...  Да  не  будет сострадающего  ему;  да не  будет  милующего  сирот его" (108:8-10,12).  Еще ужасней один стих из прекрасного псалма - о вавилонских младенцах  (136:9). И поистине бесовская, утонченная злоба в 68:23: "Да  будет трапеза их  сетью им, и мирное пиршество их - западнею".

         Примеры, вызывающие улыбку, если не смех, особенно режут слух в любимых псалмах. Так,  в псалме  142 после  одиннадцати стихов, над которыми чуть не плачешь, вдруг приписка (ах ты, чуть не забыл!): "И по милости Твоей истреби врагов  моих". Еще простодушней  совсем  уж детский возглас: "О, если бы Ты, Боже,  поразил нечестивого!"  (138:19) - словно автор удивляется,  как  это Всемогущему не  пришло  в голову такое  простое  средство против зла.  Самый чудовищный пример - в одном из  лучших псалмов, 22; после злачных  пажитей, тихих вод,  твердой  помощи "посреди сени смертныя"  мы  натыкаемся на такие слова: "Ты  приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих",  то есть - я пирую,  а они смотрят! Поэт не может,  по-видимому, радоваться Божьим дарам, если  эти  гнусные  враги  не  увидят их  и не  изойдут  завистью и  злобой. Вероятно,  здесь  меньше  бесовского, чем в том стихе, который  я  цитировал раньше, но мелочность и пошлость такого чувства вынести невозможно.

         Конечно, мы можем просто не обратить внимания, отбросить эти стихи. Но, как  ни  жаль,  они  не  вычленяются, они  переплетены  с  поистине  дивными строками. Если же мы все  еще верим, что Писание - священно или хотя бы что христиане,  читая веками  псалмы, не  действовали прямо  против Божьей воли; если  мы помним,  что Сам Господь непрестанно  черпал из псалмов и образы  и слова, - мы попытаемся извлечь пользу из этих стихов. Какую же? 

        Сейчас  я  буду говорить не о всей пользе, а о части ее - другую часть вы найдете в главах  об  иносказаниях. Кроме того, в этой главе речь  пойдет лишь о пользе, до которой постепенно, очень медленно додумался я сам.

         Поначалу я твердо верил (верю  и  теперь),  что нельзя думать так: если такие  фразы есть в Библии, значит, мстительность и злоба каким-то образом и благочестивы,  и хороши.  Однако нельзя и сделать вид, что ненависти тут нет вообще. Она есть  - неприкрытая, гложущая, злорадная;  но мы согрешим, если станем оправдывать эту страсть в ком  бы то ни было, а хуже всего - в себе. Все дальнейшие рассуждения возможны только в том случае, если вы примете эти предпосылки. 

          Как  всегда, мне  прежде  всего помог  как бы и  внерелигиозный опыт. Я вдруг узнал  эти  чувства. Все мы  их знаем. Это  - досада, выраженная  так свободно, бесстыдно,  непристойно, как в  наши дни ее выражают  только дети. Конечно, я  не подумал,  что  древние  израильтяне  жили  без  ограничений и условностей. Восточные и  древние культуры во многом  условней,  ритуальней, вежливее нашей.  Но подавляли  они не то,  что подавляем мы. Они не скрывали злобы ради приличия и не боялись, что их назовут неврастениками. Поэтому  мы и видим здесь злобу, как она есть.

         Казалось  бы, после  этого я  должен был  обратить  взор  в собственное сердце.  Действительно,  весьма душеполезно делать  такой вывод из  "злобных псалмов". Правда, мы  и в самой страшной обиде не мечтаем о таких отмщениях. Жизнь наша  спокойней (вернее, в  некоторых странах она пока еще спокойней). Псалмопевцы жили среди ужаснейших казней, насилия, кровавых закланий, иногда - человеческих жертв. Кроме  того, повторю, мы лучше скрываем  наши чувства даже от самих себя. "Что же, -  говорим  мы,  - он еще пожалеет...", и нам кажется, что  мы  просто  предсказываем, ничуть  при  этом  не  злорадствуя. Однако, читая  о том,  как псалмопевец  лелеет свою  обиду,  узнать себя  мы можем. Что  ни говори, этот озлобленный, дикий, жалеющий себя человек  очень близок нам.

          Да, душеполезно об этом подумать. Но я подумал о другом. Я  увидел, что бывает, когда обидишь  человека. Вот он, естественный результат  жестокости. Слово "естественный" я  пишу с умыслом: благодать может смыть его,  разум - подавить, самообольщение  - скрыть от нас (это хуже  всего).  Но суть  не в том.  Если  бросить спичку  в  опилки, они вспыхнут, хотя огонь можно  сразу залить водой или затоптать.  Так и здесь  - если  вы грубы с человеком, или высокомерны,  или пренебрежительны, он  обидится. Вы введете его в искушение - он станет из-за вас таким, каким был автор псалмов, когда писал те стихи. Может он и подавить искушение, но ведь может и не подавить. Если не подавит, если погибнет от ненависти ко мне, как же спасусь  я сам? Я не только обидел его, я ввел  в его  сердце новый  грех.  Если  этот грех его разрушит, это я соблазнил его, я - искуситель.

         Незачем толковать о том, что прощать легко. Все мы помним старую шутку: "Бросил курить? Это  что!  Я сто раз бросал". Прощать трудно.  Мы  сотни раз вынуждены  прощать одно  и  то же. Мы прощаем,  умерщвляем  досаду - а  она оживает  как ни в чем не бывало. До седмижды  семидесяти надо прощать не 490 обид,  но  одну-единственную. А я  ввел в чье-то сердце лишнюю обиду! У меня прекрасные к тому возможности, мне  очень легко унизить человека. Если вы не преподаватель, не старшая медсестра, не судья, благодарите за это Бога.

     

    Продлолждение следует...

     

    Печатный источник: Клайв Стейплз Льюис, «Размышление о псалмах» (глава 3 - «Проклятие»), Собрание сочинений в 8 томах. т.8

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru