Tweet |
Последний раз картины Уильяма Тернера привозили в Москву 20 лет назад.
Очередь в кассы заканчивается за забором, который огораживает дворик музея. Не стоит отчаиваться: это отнюдь не значит, что очередь, не прерываясь, тянется непрерывно от самых касс. Просто желающих попасть на выставку много, и организаторы решили допускать людей к кассам «порциями». Часть народа вышла с выставки - часть вошла. Видимо, удобнее, чтобы люди ждали не во дворике, а за его пределами.
Конечно, любой художник, особенно обладающий ярким талантом, неповторим. Обаяние картин Уильяма Тернера, который родился в 1775, а умер в 1851 году (кстати, на Николу зимнего,19 декабря), заключается в изображенном на них свете. Уильям Тернер интересовался техническими достижениями (на выставку даже есть чертеж, на котором изображено, как глаз воспринимает сферы, находящиеся от него на разном расстоянии). Вероятно, результатом наблюдения за физической природой света можно объяснить необычную красоту его работ. Эти картины лучезарны.
На репродукциях «Замок Норэм на рассвете» выглядит очень симпатично. Написанный пастельными тонами пейзаж, словно растекающийся по бумаге. Но посмотрите на эту картину в живую. Эту прекрасный, нежный мир, в который хочется войти или, лучше, медленно вплыть по воздуху. Он кажется настолько сказочным, что, стоя вдалеке, принимаешь корову на первом плане за изящного оленя. Да и какая корова может быть в этой стане фей? А между тем рисовал Тернер обычный английский замок. Но как замечательно он его увидел!
Суть в том, что обычный мир изображен в прекрасном и необычном свете. Это не просто метафора. На выставке есть несколько полотен, посвященных войнам между Римом и Карфагеном. Одна из них - «Регул» - поражает поистине ослепительным белоснежным сиянием. Сюжет - смерть Регула - меркнет по сравнению с тем, как художник сочетает цвета. Моя подруга заметила, что многие картины напоминают самые лучшие, светлые, добрые сны. Да, такое ощущение возникает.
Если не знать, когда жил Джозеф Меллорд Уильям Тернер, можно подумать, что его работы принадлежат кисти импрессионистов. Кстати, многие из них считали английского живописца своим предшественником и учителем.
По-видимому, художника привлекала сказка. Иногда он «разбавляет» реальность мифическими существами. Как, например, на картине «Ивы у реки». Присмотритесь: за стволами притаились нимфы!
Художника волновала история. Одна из самых известных его картин - «Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы». Тернер написал ее в 1812 году. Наполеона, вторгшегося в нашу страну, сравнивали с карфагенянином Ганнибалом, воевавшим против Рима. Однако не стоит думать, что картина связана с войной между Францией и Россией. За 2 года до войны Уильям Тернер наблюдал метель в имении одного из своих друзей. Он зарисовал снежную бурю на почтовом конверте (видимо первом листе бумаги, который нашел) и пообещал, что через два года все увидят эту метель на картине «Переход Ганнибала через Альпы».
У Уильяма Тернера есть работы на Библейские темы. «Десятая египетская казнь» (на выставке одна женщина подошла к нам и попросила рассказать, что же это за казнь. А то про технику на табличке рядом с картиной написано, а о самом сюжет нет ни слова), «Вечер перед всемирным потопом», «Утро после всемирного потопа»... Это «Утро» - словно развертывающийся перед глазами кинофильм (кстати говоря, посетители замечают, что ракурс, который выбирает художник, характерен скорее для современных кинооператоров, чем для художников 19 века). В завихренном потоке воды, смывающей последствия катастрофы, проплывают тела людей. В перспективе закольцованного водного потока на возвышении Моисей пишет книгу Бытия (или о начале Мира, или о восстановлении Мира после потопа). На переднем плане - жезл Моисея. То есть одновременно вспоминаешь и об Исходе Израиля из Египта. И уже неясно: то ли перед тобой вода всемирного потопа, то ли разделившаяся по мановению руки Моисея вода Красного моря.
Выставка - это не только прекрасные картины. Это еще и ее посетители.
Работы Тернера настолько необычны, что хочется рассмотреть, как он накладывал краску, как прорисовывал не видные издалека фигуры, а для этого надо приблизиться к картине.
Подхожу, приглядываюсь....
- - А ну-ка отойдите от картины! Ближе, чем на 50 см, подходить не положено! - раздается «приказной» голос девушки - милиционера.
50 см! Кто бы мог подумать! А девушка уже направляется, чтобы отогнать любопытных от другого полотна.
«Баталии» со смотрительницами экспозиции вспыхивают то в одном то в другом месте, словно болотные огоньки.
- - Мужчина! Трогать картины нельзя!
- - Да я рассмотреть... - оборачивается респектабельный джентльмен.
- - Ближе, чем на 50 см, к картинам подходить нельзя!
- - Почему?
- - По этикету.
- - По какому?
- - По мировому!...
Посетители понимающе переглядываются. Кто-то, увлекшись, задел столбик, на котором висит отгораживающая картину веревка. Кто-то незаметно водворил столбик на место. Где-то протрещала сигнализация: ага, кто-то таки дотронулся до картины. Так что будьте осторожны!
Экспозиция работ Тернера приурочена к музыкальным вечерам, которые ежегодно проводятся в Пушкинском музее. Говорят, картины послужат прекрасным дополнением к выбранной для концертов музыке.
Выставка интересна еще и из-за объявленного организаторами конкурса. Если Вам меньше 25 лет, Вы можете написать эссе об одной из картин Уильяма Тернера. Лучшие работы будут опубликованы в специальном буклете (подробности смотрите на сайте музея).
Экспозиция продлится до 15 февраля.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!