Tweet |
Выставка икон из собрания Виктора Бондаренко является новой попыткой осмыслить развитие русской иконописи на протяжении трехсот лет правления последней российской династии — Дома Романовых. Проект, объединивший выставку в Третьяковской галерее и издание монографии по иконописи Нового Времени, вводит в реестр отечественного культурного наследия более двухсот прежде неизвестных произведений русского церковного искусства.
Проект «Иконопись эпохи династии Романовых» знакомит с искусством яркого и противоречивого периода русской истории и культуры, который длился с конца XVII века по начало XX века. Зрителям представлен результат многолетнего собирательского труда известного московского коллекционера Виктора Бондаренко. «Значимость собранной им коллекции в том, что она сформирована на высочайшем профессиональном уровне, состоит из произведений музейного качества и открыта для научных исследований», — отмечают в галерее.
До сих пор на различных выставках «романовский» период в истории русской иконописи демонстрировали фрагментарно. Впервые отдельные образцы ее трехсотлетнего развития показаны столь полно, как это может позволить частное собрание. Большинство демонстрируемых икон относится к произведениям «личного благочестия». Многие из них дают замечательный пример сохранения многовековой традиции древнерусской иконописи в сочетании с новейшими тенденциями в искусстве своего времени.
Особую ценность коллекции составляют различные варианты иконографии образа Богоматери, получившие в экспозиции отдельное пространство. «Несомненным шедевром является образ Богоматери Грузинской, написанный изографом Оружейной палаты Московского Кремля Кириллом Улановым в 1690-е годы. Василием Улановым создано «Рождество Богоматери» в 1715 году, — рассказали в пресс-службе Третьяковки. — Доминантой выставки стала костромская икона середины XIX века «Богоматерь Феодоровская, с избранными святыми, со сказанием и чудесами от иконы». Протограф иконы — датируемый XIII веком чудотворный образ Богоматери Феодоровской — связан с избранием на царство Михаила Федоровича Романова. С тех пор икона почиталась в царствующем Доме как семейная, и с нее делалось множество списков».
Одной из лучших в ряду немногочисленных повторений древнего чудотворного образа «Богоматерь Владимирская» является копия А.И. Брягина в размер подлинника. Созданная к международной выставке «Русские иконы», проходившей в 1929-1930 в Европе и США, она долго считалась утраченной. В числе ста экспонатов — шедевры знаменитых иконописцев Гурия Никитина («Троица», 1690), Кирилла Уланова («Троица», 1721), Иосифа Чирикова («Святитель Порфирий, епископ Газский», конец XIX века), Алексея Тюлина («Господь Вседержитель», конец XIX века), Василия Гурьянова («Преподобные Онуфрий Великий и Петр Афонский», 1902), Михаила Дикарева («Иоанн Предтеча и преподобная Олимпиада», конец XIX — начало XIX века). Интересны и работы менее известных мастеров — Федора Астраханцева, Феодота Протопопова-Ухтомского и др.
Выставка является продолжением проекта Виктора Бондаренко, реализованного в стенах Третьяковской галереи пять лет назад под названием «И по плодам узнается древо. Иконы XV-XX века из собрания Виктора Бондаренко». Изданный в рамках нынешнего проекта фолиант содержит монографическое исследование иконописи данного периода и полный каталог икон XV-XX веков, собранных В.А.Бондаренко за последние десять лет. По замыслу коллекционера, это один из первых юбилейных проектов, посвященных 400-летию избрания и венчания на царство Михаила Федоровича Романова.
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи продлится до 13 января 2009 года.
Иллюстрация к новости: сайт Третьяковской галереи
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!