Tweet |
Так преподобный Нил Синайский передавал в письме епископу Анастасию рассказы Иоанна Златоуста о том, что ангелы незримо присутствуют на Богослужении вместе с людьми. «Потом, разошедшись по досточтимому храму, каждый из них здесь и там содействует, помогает и подает силы находящимся в храме епископам, пресвитерам и диаконам всем, раздающим Тело и Честную Кровь».
Ангелы в храме
В Житиях Спиридона Тримифунтского, Сергия Радонежского, Дионисия Ареопагита находим свидетельства людей, видевших, как совместно с этими святыми служили ангелы. Однажды преподобный Сергий служил Литургию вместе со своим братом Стефаном и его сыном Феодором. В церкви стоял и молился один из самых строгих подвижников Сергиева монастыря, Исаакий-молчальник. И вот, за добродетели его, Бог дал увидеть Исаакию чудное видение: он увидел в алтаре в светлом облаке четвёртого священнослужителя - чудного обликом мужа, удивительного и таинственного, сияющего необычайным светом, в блистающих ризах, на которых, казалось, проступал какой-то вытканный золотом узор; от него исходило такое яркое сияние, что Исаакий не мог видеть его лица. Исаакий спросил стоявшего рядом с ним отца Макария:
- Что это за чудное видение, отче? Кто этот чудный муж, которого мы видим?
- Не знаю, чадо, - ответил Макарий, также удостоенный видения. - Это таинственно и необъяснимо. Разве что какой-то священнослужитель приехал с князем? (А в обители гостил тогда князь Владимир Серпуховской.) Но когда иноки спросили слуг князя, те ответили, что никаких священнослужителей с князем не приезжало, - и иноки уразумели, что святому Сергию сослужил ангел Божий.
Когда литургия окончилась, Исаакий и Макарий, выбрав подходящее время, спросили преподобного Сергия с глазу на глаз о том, что они видели.
- Что это вы видели, чада? - сказал преподобный. - Божественную литургию служили Стефан, мой брат, его сын Феодор и я, недостойный, а четвёртого священника с нами не было.
Так он хотел скрыть правду, но ученики не отпускали его и просили открыть бывшее. Тогда он сказал:
- О мои любимые дети! Если Сам Господь Бог открыл вам - могу ли я утаить? Тот, кого вы видели - ангел Господень; не только сегодня, но и всегда, когда я совершаю Божественную литургию, мне, недостойному, бывает такое явление и ангел Господень служит вместе со мной. Но вы никому не рассказывайте того, что видели, пока я жив.
На современном языке
Один из самых трогательных, сокровенных, впечатляющих моментов Литургии верных - когда поют Херувимскую песнь. Даже для того, кто не понимает умом смысл песнопения это совершенно особенное время. Удивительная тишина и спокойствие царит в церкви, пока льется неторопливый распев. В середине его совершается Великий Вход, и окончание величественного песнопения звучит быстрее и бодрее.
Что же это за песнь и почему ее называют Херувимской?
«Песнь «Иже херувимы», которая поется во время Великого входа, имеет целью внушить, в каком расположении надобно быть нам... отложить в это время всякое житейское попечение, в сообразность воспоминаемому тогда великому событию смерти Господней и наступающему совершению Евхаристии», - читаем в Письмах о богослужении Муравьева.
Из-за длительности распева кажется, что Херувимская песнь - достаточно объемный текст. На самом же деле он короток:
«Иже херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе».
Согласно Письмам о богослужении Муравьева, на современный русский язык эти слова можно перевести следующим образом:
«Мы, которые таинственно изобразуем херувимов («мы, изобразуя таинственно херувимов) и, воспевая трисвятую песнь Троице, отложим ныне всякое житейское попечение для того, чтобы достойно поднять Царя славы, невидимо сопровождаемого ангельскими чинами, - аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя! («хвалите Господа!»)».
Изобразуя херувимов
Как сказано в «Объяснении Литургии» Арсения, митрополита Киевского, мы, люди, присутствуя при совершении Литургии, имеем такое же божественное занятие, какое на небесах имеют небесные силы: предстоим в храме перед Престолом, на котором Бог присутствует невидимо, подобно тому, как ангелы предстоят перед Престолом Господа на небесах; мы славословим Господа в храме, подобно тому, как Ангелы славословят его на небесах.
«Наше священноначалие, сравненное с ангельским, - писал святой Дионисий Ареопагит, - есть только подобное ему, и требует чувственных образов для возведения нас от них к божественному возвышению». В соответствии с этим представлением о церковной иерархии предстоящие во время Литургии люди таинственно изобразуют собой торжествующие лики херувимов.
Тот же смысл имеет другое песнопение - Серафимская песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф (Господь сил), исполнь небо и земля славы Твоея».
Она названа так потому, что певчие повторяют слова парящих вокруг престола Вседержителя Серафимов. К их славословию Церковь присоединяет человеческое приветствие, которое еврейские дети радостно провозглашали торжественно вступавшему в Иерусалим Иисусу Христу: «Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!».
Потому-то песнопение и напоминает нам : «всякое ныне житейское отложим попечение». Иначе как будет возможно, стоя на земле, уподобиться небесным ангелам, пребывать в храме, будто в самых высших небесных селениях, всем существом созерцая Божественное величие?
Пожалуй, не очень понятно выражение «дориносима». Это слово, составленное из греческого «дори» (копье) и русского «ношу», значит: «сопровождать кого-либо с копьями». В древности, когда провозглашали новоизбранного императора, римские воины торжественно поднимали его и несли на щите посреди окружавших его копий легиона. В Церкви же диакон, как бы представитель невидимого легиона ангелов, подъемлет Царя всех над головой, на дискосе как бы на щите. Подъемлет Его в смиренном виде Агнца, среди молитв предстоящих христиан, истинного духовного оружия Церкви.
Историческая справка
По свидетельству Георгия Кедрина, Херувимская песнь была введена в чин Литургии во время царствования византийского императора Юстиниана II (565-578 гг.), точнее около 573 г. Значение Херувимской -во время перенесения Святых Даров с жертвенника на престол внушить людям самые благоговейные чувства и соответствующее внутреннее состояние. «Когда поется Херувимская песнь, - рассуждал патриарх Герман, - с того времени все возбуждаются к прилежнейшему вниманию, даже до конца священнодействия, отложив долу всякое житейское попечение, яко Царя великого имущие восприять в себя, через тайну Причащения».
Tweet |
Вставить в блог
Херувимская и Серафимская песни25 ноября 2008
|
Поддержите нас!