Tweet |
- К нам на выставку – настоящее «паломничество», - говорит одна из сотрудниц музея.
Наверное, книжные иллюстрации Фаворского видели все. Небольшие по размеру (иногда – совсем крошечные), лаконичные и очень точно сделанные черно-белые рисунки. Ни одной лишней или недостающей черты, все выверено до самой маленькой точки.
В выставочном зале иллюстрации выглядят более выразительно, чем в книгах. И когда вместе собраны несколько десятков работ, начинаешь понимать, какое огромное значение играл в истории советской книжной иллюстрации художник Фаворский.
Смотришь на них первый раз – и хочется сказать одно: «Нравится». Приглядываешься – и все больше и больше недоумеваешь, как можно было сделать все так безупречно, живо и лаконично.
В первом зале – гравюры, подготовительные рисунки, эскизы и гравированные авторские доски, работы, которые были опубликованы при жизни автора.
Конечно, многие посетители узнают иллюстрации к переводам Маршака, к «Маленьким трагедиям» Пушкина, рассказам Пришвина и Толстого. Рядом – фотография художника, который занят созданием иллюстраций к «Маленьким трагедиям».
Одна из особенностей рисунков Фаворского - совмещение в пределах одной композиции изображений событий, совершающихся в разное время и в разных пространственных планах. Яркий пример - работы из серии «Годы революции» - «Гражданская война» и «Октябрь 1917 года». Казалось бы, во всей полноте представить в одной работе сложный период Гражданской войны и революционного октября невозможно даже на большом полотне… Однако две небольшие гравюры Фаворского доказывают, что это очень даже возможно. В «Октябре 1917 года» мы видим и выступающего Ленина, и митингующих, и наиболее популярные лозунги того времени… Говоря кратко, все-все, что возникает в голове при воспоминании об этом месяце. То же самое – когда смотришь на работу «Гражданская война». Как можно было так чувствовать, так хорошо знать и так великолепно суметь изобразить и совместить все это на небольшой гравюре – непонятно.
Из неожиданного в контексте советского периода – целая книга иллюстрация к книге «Руфь» в переводе Эфрона. Книгу хочется взять в руки и полистать – настолько интересно следить за творческим замыслом художника, за тем, как он представлял библейские образы, как изображал историю бабушки пророка Давида.
Во втором зале – малоизвестные произведения, а также работы, которые не были опубликованы. Например, несколько иллюстраций 1959 года к русским былинам: по какой-то причине уже во время создания этого цикла Фаворского отстранили от работы. Однако теперь у нас есть возможность полюбоваться на колоритную фигуру Бояна и увидеть сцену солнечного затмения.
Из немногих работ, выполненных в цвете, – иллюстрации к книге Маршака «Семь чудес». Всматриваешься в них – и с трудом понимаешь, как художник мог так угадать с цветом, так гармонично раскрасить фигуры, например, печатающих машинисток.
Другая картинка – «Чудо второе», и снова удивительно, как сложный рисунок, в котором так много деталей, получается у художника таким насыщенным и в то же время легким, интересным и детям, и взрослым.
В этом же зале – черно-белые «Виды Москвы». Родной город, каким его увидел и изобразил Фаворский, выглядит очень интересно.
Тут же – разного рода наброски и эскизы, например, к киргизскому эпосу. Рядом – зарисовки киргизов.
На стенах – афиши, выполненные Фаворским, и плакаты, в которых использовались его рисунки, поздравительные адреса, сделанные художником. Удивительный пример того, как можно гармонично сочетать и располагать шрифты и небольшие рисунки, которые полностью передают дух эпохи, соответствуют содержанию текста.
Еще один вид работ Фаворского – обложки журналов, например, посвященных коневодству и хлебообрабатывающей промышленности. Казалось бы, это области - не самые богатые с точки зрения образов, однако художник смог сделать обложки настоящим произведением искусства.
Перечислять и описывать работы Фаворского можно долго, но если у вас есть возможность – зайдите в Государственный литературный музей (Трубниковский переулок, 17) и посмотрите выставку. Не упустите возможность увидеть эти гениальные работы своими глазами.
Также в музее можно приобрести каталог «Книжная графика В.А.Фаворского» - первый полный каталог издательской графики знаменитого художника, содержащий аннотированный перечень всех оформленных им книг и других предназначенных для печати работ, изданных и неизданных за период с 1907 по 1964 годы. Всего 182 иллюстрации.
Выставка продлится до 23 февраля 2012 года.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!