Tweet |
Анна Павловна Павлова родилась в Петербурге в семье солдата Преображенского полка (крестьянина Тверской губернии) и прачки. О детстве ее практически ничего неизвестно - кроме того, что она всегда очень любила танцевать.
В 1891 г. А.П. Павлова была принята в Петербургскую школу балета. Эта школа славилась суровым бытом и большими нагрузками. В 1899 г. Анна Павлова с успехом окончила школу и была зачислена в труппу Мариинского театра. В этом блестящем балетном коллективе под руководством выдающегося балетмейстера Мориса Петипа Анна Павлова смогла быстро проявить свой талант и выдвинуться на первые роли. Уже в 1899 г. Петипа поручает ей главную роль в балете «Преображение Флоры». В этом балете А. Павлова танцевала вместе с М. Фокиным, в то время тоже только что окончившим школу балета, и в дальнейшем ставшим выдающимся балетмейстером ХХ в. С его именем связаны многие успехи в творчестве Анны Павловой.
Постепенно Анна Павлова стала первой балериной Мариинского театра. 1905-1906 гг. отмечены цепью ее триумфов. Это же было время пересмотра традиций и принципов классического русского балета. Молодые танцоры и балетмейстеры, поддаваясь общей для всего искусства тенденции смены представлений, выступали против штампов классического балета, техники ради техники. Они считали, что в балетном спектакле все должно быть подчинено созданию художественного образа, а не демонстрации технических возможностей той или иной балерины, призывали к внесению в классический танец элементов естественных движений, драматичности действия, гармонии музыки и танца.
В эти годы Анна Павлова много работает с М. Фокиным, реализуя его программу модернизации балета. Их совместная работа привела к созданию целого ряда балетов и концертных номеров. Самым знаменитым из них стал «Умирающий лебедь», блестяще поставленный М. Фокиным и также блестяще исполненный Анной Павловой в 1907 г. Этот концертный номер на музыку Сен-Санса служил «доказательством того, что танец может и должен не только радовать глаз, но должен проникать в душу» (М. Фокин). В течение двадцати с лишним лет он с неизменным успехом исполнялся А. Павловой и после ее смерти многими балеринами.
В 1907-1914 гг. в Париже проводились так называемые «Русские сезоны», целью которых была демонстрация за рубежом достижений русского искусства. Инициатором проведения этих «сезонов» было объединение «Мир искусства». Организаторы «сезонов» А.Н. Бенуа и С.П. Дягилев привлекли к участию в них выдающихся русских художников, композиторов и исполнителей. «Русские сезоны» имели громадный успех в Париже и послужили пробуждению интереса западной публики к русскому искусству.
«Русский сезон» 1909 г. был посвящен искусству балета. В репертуар «сезона» входили лучшие балеты М. Фокина, и в качестве основной исполнительницы была приглашена Анна Павлова. Интересно, что эмблемой и символом этого сезона стал прекрасный портрет Анны Павловой, написанный художником В.А. Серовым. Сегодня его можно увидеть в Русском музее в Петербурге.
Успех русского балета в Париже был фантастическим. А.Павлова оказалась в центре внимания и на вершине славы. Однако уже в эти дни грандиозного успеха Анна Павлова поняла, что то, как были оформлены балеты не соответствует ее представлениям о настоящем балете и его выразительных средствах. «В Париже русское искусство подавали, как и русские кушания, по обычаю слишком роскошно, слишком уж сытно… Да я не танцевала там того, чем создала себе имя…», - писала она впоследствии. Для Павловой основное значение имела красота танца, и по ее мнению он не должен был заслоняться и оттесняться декорациями, костюмами и другими элементами постановки. Такое понимание задач балета привело к тому, что после первого сезона «Русского балета» в Париже Анна Павлова покинула труппу Дягилева и создала свою труппу, в которой она могла полностью реализовать свои представления о балете.
С этой труппой в течение двадцати лет Анна Павлова гастролировала по всему миру, осуществляя миссию прославления русского искусства в столицах и самых отдаленных уголках планеты. Ее гастроли всегда были в центре внимания общества и сопровождались триумфальным успехом. Ее обаяние покоряло людей даже очень далеких от искусства и балета. «Это удивительная актриса и танцы ее – поэма, их надо видеть, чтобы поверить в них» (английская газета «Дейли График», 1910 г.).
Анна Павлова стала легендарной уже при жизни. Всю себя отдавая любимому искусству, она вела подвижнический образ жизни. В последние годы она давала по восемь – десять спектаклей в неделю, неустанно путешествуя. Свое отношение к жизни актрисы она выразила словами: « По-моему, истинная актриса должна жертвовать собой, своему искусству. Подобно монахине, она не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин». Это был человек одержимый, с железной волей и, в тоже время, простодушный и обаятельный.
Значение искусства Анны Павловой гораздо шире, чем удовольствие, которое оно доставляло людям, - оно коренным образом изменило отношение к балету во всем мире. Оно послужило толчком для возрождения балета во многих странах Запада и Востока, а также развития русского классического балета, который стал гордостью нашей страны в ХХ в.
В январе 1931 г., переезжая в Голландии с одного концерта на другой, Анна Павлова попала в железнодорожную катастрофу. Оставшись живой, она оказалась на морозе в легком платье. Добираясь до ближайшего населенного пункта, А. Павлова простудилась и 31 января 1931 г. скончалась в Гааге. Похоронена в Лондоне.
Так трагически оборвалась жизнь великой русской балерины.
«Павлова не выставляла никаких лозунгов, не боролась ни за какие принципы, не доказывала никаких истин, никаких, кроме одной. Она доказала одну истину, что в искусстве главное это… талант. Ни новое, ни старое, ни классическое, ни модернистическое искусства, а искусство талантливой личности. Поэтому–то в единодушной восторженной оценке Павловой сходятся представители самых разнообразных направлений» (М. Фокин).
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!