Tweet |
Господь управил так, что я территориально находился в достаточной близости от Предстоятеля Церкви и мог наблюдать его умонастроение, взгляд, некоторые внешние атрибуты поведения. Его Святейшество в высшей мере (в какой это доступно моему разуму) умудрённый Богом человек. У святых Отцов есть такое понятие - «смиренномудрие», то есть состояние, когда мы умаляем свою волю и сознаём свою греховность, с одной стороны, и при этом сохраняем мудрость (то есть напряжение ума, пронизанное Духом Святым) с другой. Вот таковым мне показался Святейший Патриарх Кирилл в момент совершения Литургии.
Кроме того, крайне важным и глубоким событием для меня стала хиротония во епископа Николаевского архимандрита Аристарха, молящегося, так сказать, среди мирян за день до того на всенощной. В этом тоже есть определённая доля смирения - понудить себя оказаться, что называется, по ту сторону алтаря и амвона.
Хиротония есть испытание не только веры, когда ты (в данном случае - архимандрит Аристарх) перед лицом Патриарха и перед Лицем Господа, в конце концов, утверждаешь истинность своей, личной, веры и становишься достойным (о чём напоминает возглас Предстоятеля "Аксиос" во время облачения новорукоположенного архиерея) того звания, в которое Господь тебя призвал, но ещё и испытание труда, силы и мудрости, которой тебя наделяет Господь для вступления в епископский сан.
Конечно, можно отметить какие-то эстетические свершения, но они не имеют никакого отношения к тому духовному, чем одарил нас Христос. Да, диаконы могущественно возглашают, хор, едва ли не подобно Ангелам Небесным, поёт "многая лета" Святейшему и сонму архипастырей Церкви, но это лишь те элементы торжественности, которые априорно сопутствуют подобного рода службе, но не выражают Евангельской, Евхаристической даже, ценности, которая, несомненно, есть важнейшее действо, какое только есть в тварном мире.
А действо это - Евхаристия (в собственном смысле этого слова) с отверстыми Царскими вратами - сам Предстоятель Церкви преклоняет колена перед Престолом Божией в момент преложения Святых Даров - вот он, конечный смысл нашего бытия, в этом умалении перед, по словам молитвы, "неизреченной и непостижимой" красотой Господа и перед моментом явления Его в славе своей (не материальной, конечно). Это событие, возможно, останется в моей памяти навсегда, ибо показывает всю силу, заложенную в Православном богослужении и в Евхаристии как смысле осуществления этого богослужения.
Не могу не сказать о Первосвятительском слове Патриарха. Святейший - не просто умудрённый проповедник, Он устами собственными возвещает истину, которая есть Бог (Ин. 14:6), а это, может быть, главное и единственно необходимое в теперешне состоянии материального мира, в котором все мы находимся. "От избытка сердца глаголят уста его" - эти слова Христа вполне можно применить и к Его Святейшеству, потому что каждое Его слово взвешенно, выдержанно интонационно и проникает в глубины твоего сознания, то есть Сам Господь входит в тебя Своим Словом через избранного Им Предстоятеля.
Есть и ещё один, можно сказать, интимный момент, оставшийся в памяти от Патриаршего богослужения в Татьянин день. Это первое в моей жизни архиерейское благословение теперь уже владыкой Аристархом. Очень спокойный, смиренный пастырь старательно благословлял алчущих этого и отдавал при этом частичку своего сердца каждому. В этом, наверное, и состоит главный духовный труд епископа как высшего в священническом отношении человека и христианина. А ещё можно вспомнить слова преп. Серафима Саровского, что «игумен (а тем более епископ) должен иметь не только отеческое сердце, но ещё и материнское».
Tweet |
Вставить в блог
У Престола Божия стоящие...27 января 2012
|
Поддержите нас!