Tweet |
Василий Иванович Суриков родился в Красноярске в семье потомственного сибирского казака . В детские годы воспитывался в семье по –казацки-сурово и просто. В дошкольном возрасте научился ездить верхом и стрелять, ходил с отцом на охоту. В 1856-61 гг. обучался в приходском училище в Красноярске. В 1859 г. умер отец В.И. Сурикова, и семья стала жить крайне бедно.
Тяга к рисованию проявилась у Васи Сурикова в раннем детстве. В училище он обратил на себя внимание учителя рисования и чистописания и скоро стал его любимым и лучшим учеником. Все свободное от занятий время Василий отдавал этому увлечению.
Интересно, что на торжественном заседании, посвященном окончанию училища, должен был присутствовать губернатор, и учитель предложил Сурикову нарисовать в подарок высокому гостю букет цветов. Губернатор оценил подарок и сказал: « Ты будешь художником».Эти пророческие слова поразили мальчика, но ни он, ни окружающие не могли представить себе как они могут быть реализованы.
По окончании Училища В.И. Суриков поступил на работу в Губернское управление младшим служащим.Параллельно он продолжал заниматься со своим учителем рисованием. Через несколько лет по рекомендации учителя он был приглашен давать уроки рисования дочери губернатора.
Губернатор заинтересовался судьбой талантливого юноши и отослал его рисунки в Петербургскую академию художеств, с просьбой оценить их. Из Академии пришел ответ, что присланные рисунки свидетельствуют о том, что их автор мог бы обучаться в Академии, если он имеет средства на приезд и проживание в Петербурге. Но средств на это в семье не было, и В.И. Суриков серьезно собирался идти из Красноярска в Петербург пешком. Неожиданно необходимые средства дал Сурикову красноярский золотопромышленник П.И. Кузнецов, большой любитель искусства.
В 1869 г. В.И. Суриков приезжает в Петербург, и поступает вольнослушателем в Академию художеств (в 1870 г. переведен в действительные слушатели). В Академии Суриков обучался у выдающегося преподавателя П.П.Чистякова, который воспитал многих русских художников. Академические работы В.И.Сурикова неоднократно отмечались медалями и премиями, публиковались в иллюстрированных изданиях.
В 1875 г. В.И. Суриков блестяще окончил Академию художеств и получил право на заграничную командировку для продолжения обучения. Однако он попросил вместо этого предоставить ему работу по росписи Храма Христа Спасителя в Москве. В 1876-78 гг. Суриков работал в Храме. Эта работа, в которой он должен был следовать общему замыслу и стилю росписи, не увлекла его, хотя и обеспечила материально на несколько лет.
Во время работы в Храме Христа Спасителя В.И. Суриков задумал свою первую картину на историческую тему. Он обратился ко времени подавления Петром I стрелецкого бунта в 1698 г. и поставил себе целью изобразить драматический момент противостояния представителей двух непримиримых частей русского общества – Петра, как представителя новой России, и стрельцов, как выразителей идей старого боярства, стойко стоявших за традиционные пути развития страны. Русские борются с русскими, и каждая сторона обладает глубоким сознанием правоты своего дела.
Картина В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни» была представлена на выставке передвижников в 1881 г. и поразила всех любителей искусства. И.Е. Репин писал П.М.Третьякову: «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос высказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она – наша гордость на этой выставке. Могучая картина!». Картина «Утро стрелецкой казни» сразу была приобретена П.М. Третьяковым и по сей день украшает его галерею. Она сразу выдвинула молодого В.И.Сурикова в первый ряд русских художников.
Все творческое наследие В.И.Сурикова состоит из семи монументальных полотен на исторические темы – «Утро стрелецкой казни» (1881 г.), «Меньшиков в Березове (1883 г., «Боярыня Морозова» (1887 г.), «Взятие снежного городка» (1891 г.), «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.), «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.), «Степан Разин» (1906 г.), многочисленных эскизов к ним и небольшого количества портретов.
Из приведенного списка видно, что В.И. Суриков по нескольку лет работал над своими картинами, делая массу эскизов к ним с натуры, выезжая на места изображаемых событий, старательно подбирая образы и тщательно продумывая композицию картин. Созданные им шедевры русского изобразительного искусства уже более ста лет волнуют русских людей, для которых не безразлична история своей страны. Вот несколько отзывов.
М.В. Нестеров – «Меньшиков в Березове»: «Меньшиков, из всех суриковских картин наиболее «шекспировская» по вечным, неизъяснимым судьбам человеческим. Типы, характеры, их трагические переживания, сжатость, красота концепции картины, ее ужас, безнадежность и глубокая, волнующая трогательность – все, все нас восхищало тогда, а меня, уже старика, волнует и сейчас».
В.В. Стасов – о «Боярыне Морозовой»: «Суриков – просто гениальный человек. Подобной исторической картины у нас не бывало во всей нашей Школе... Тут и трагедия, и комедия, и глубина истории, какой ни один наш живописец никогда не трогал. Ему равны только «Борис Годунов», «Хованщина» и «Князь Игорь»».
И.Е.Репин – о «Покорении Сибири Ермаком»: «Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка. Все это уходит как некчемное: зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено…».
Многие замыслы новых картин, о которых мы можем судить по эскизам и наброскам, Сурикову не удалось осуществить в связи с тяжелой болезнью сердца, которой он страдал последние годы жизни. Он скончался в Москве 19 марта 1916 г.
Суриков близок нам как выдающийся художник – мыслитель, в произведениях которого нашли отражение лучшие качества нашего народа – твердость характера, преданность своим идеалам, беззаветное служение Отечеству. Его имя, как звезда первой величины, сияет в созвездии имен великих русских художников.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!