rss
    Версия для печати

    "В лесах" и "На горах": хлыстовская мистерия.

    В первом из романов дилогии Мельникова-Печерского действие происходит в среде старообрядцев, хоть сколько-нибудь знакомой даже неподготовленному читателю. В "На горах" появляются новые таинственные герои - хлысты, русские сектанты харизматического толка. Кто они? И в чем их вера? Вслед за героиней, попавшей в их среду попробуем разобраься...
      В нижнем этаже барского дома, под той самой с мраморными стенами залой, что так понравилась Дуне в день ее приезда, была точно такая же обширная комната, хоть и не так разукрашенная. Никогда не отпиралась она, и ключ от нее всегда был в кармане у Николая Александрыча. Дневной свет не проникал в ту комнату, толстые ставни, вделанные в окна, не отворялись. Это - сокровенная сионская горница. Тут бывают раденья Божьих людей. Рядом вдоль всей горницы коридор, а по другую его сторону семь небольших комнат, каждая в одно окно без дверей из одной в другую. Люди Божьи, готовясь к раденью, облачаются тут в "белые ризы". Только что смерклось, в комнату, что перед сионской горницей, стали собираться люди Божьи. Прежде всех пришли богаделенные. Немного погодя пришел дворецкий Сидор с целым ворохом пальмовых ветвей. Молча, строгим взором окинул он богаделенных и приведенных ими девиц: нет ли на ком серег либо колец, чисты ль у всех платки и полотенца. За дворецким пришел приказчик Пахом с дьяконом и матросом, пасечник с Софронушкой, ключница с Серафимушкой. Все сидели молча, недвижно склонивши головы и не глядя друг на друга. Блаженный присел возле печки на полу и, рассыпав кучку лутошек, принялся строить из них домик. Никто на него не смотрел.   

    - Все, кажется, в сборе,- тихо промолвил дворецкий.

    Дворецкий пошел наверх, и не прошло пяти минут, как один за другим пришли: Николай Александрыч с братом, с невесткой и племянницей, Кислов с Катенькой, Строинский Дмитрий Осипыч.   Вошли, стали в круг и начали друг другу земно кланяться.   

    - Христос воскресе! - сказал Николай Александрыч.   

    - Свет истинный воскресе! - певучим голоском ответила Катенька Кислова.   

    - Бог истинный воскресе! - громко вскрикнул сам Кислов.   

    - Сударь батюшка воскресе! - еще громче закричал Дмитрий Осипыч.     

    - Царь царям воскрес!  

    - Бог богам воскрес!   А блаженный, сидя на полу, строит себе домик да под нос выпевает "Христос воскресе из мертвых".   Вынул из кармана ключ Николай Александрыч и отпер тяжелый замок, висевший на железных дверях сионской горницы. Вошел он туда только с братом и дворецким. Прочие остались на прежних местах в глубоком молчанье. Растворились, наконец, двери, и Божьи люди один за другим вошли в ярко освещенную сионскую горницу. Там в двух старинной работы люстрах, похожих на церковные паникадила со множеством граненых хрустальных подвесок, горело больше полусотни свеч. В трех углах и по сторонам дверей входной и другой, что выходила в коридор, стояли высокие бронзовые канделябры тоже с зажженными свечами, а в переднем углу перед образами теплилось двенадцать разноцветных лампад. Весь потолок был расписан искусной кистью известного в свое время художника Боровиковского (Советник Академии художеств, ученик Лампи (ум., в 1825 г.), был одним из деятельных членов хлыстовского корабля Татариновой. В 1819 году он на потолке сионской горницы, бывшей в квартире Татариновой, в Михайловском замке, написал святого духа, (окруженного девятью кругами небесных сил. Писал картину с портретами членов корабля и другие. Он езжал и в провинции к богатым хлыстам-помещикам. - прим. авт.), бывшего в корабле Татариновой и приезжавшего в Луповицы для живописных работ в только что устроенной там сионской горнице.   На потолке были изображены парившие в небесах ангелы, серафимы, херувимы, девятью кругами летали они один круг в другом, а в средине парил святой дух в виде голубя с сиянием, озаряющим парящие круги небесных сил. По стенам развешаны были картины того же художника: "Распятие плоти", "Излияние благодати", "Ликовствование", "Ангельский собор" точно такой же, как на потолке, а возле него собор Катерины Филипповны (Татариновой). Вдоль стен расставлены были стулья и диванчики, другой мебели в сионской горнице не было, кроме стола в переднем углу, накрытого чистой скатертью из гладкого серебряного глазета. На нем лежали золотой напрестольный крест и в дорогом окладе Евангелие.   Кто ни входил в сионскую горницу, клал по нескольку земных поклонов перед образами и перед картинами, и после того уходил в коридор. Остались Лукерьюшка с Василисой; по приказу Матрены они сидели у входной двери.

    Вскоре пришла Марья Ивановна в черном платье и привела Дуню. На ней было белое платье из пике, подпоясанное белой лентой, на голове и на шее белые из плотной шелковой ткани платки, даже башмачки были белые атласные. Ни серег в ушах, ни колец на пальцах. Посадила Марья Ивановна Дуню возле Лукерьюшки, а по другую сторону сама села. Поразил Дуню вид ярко освещенной и своеобразно убранной сионской горницы. Она пришла в недоуменье и на все смотрела удивленными глазами.   

    - Здесь сионская горница,- сказала Марья Ивановна.- Такая же, в какой некогда собраны были апостолы, когда сошел на них Дух Святый. И здесь увидишь то же самое. Смотри,- продолжала она, подходя с Дуней к картине "Излияние благодати".   

    - Видишь, раскрылись над ним небеса, видишь, Дух Святый изливает на него свою благодать. Так и здесь, в сионской горнице, она невидимо на круг Божьих людей изливается. "Тайная вечеря" здесь уготована, сокровенная небесная тайна земным людям здесь открывается. Забудь о мире и суетах его, забудь и о теле своем, будь равнодушна ко всему, что в мире. Тот блаженства преисполнен, для кого и радость, и горе, и счастье, и несчастье равны. Главное - возненавидь свое тело, возненавидь его, как темницу души, построенную врагом Бога и человеков. Какая ни будь женская красота, хоть бы весь мир не мог надивиться ей,- что такое она?.. Пища могильных червей... Да и что это за тело? Полно нечистот, называть их даже за стыд почитается самими чувственными людьми. Красивая, состроенная лукавым тюрьма для святой и вечной души человеческой, излиянной из самого Божества. Давно хотела я сказать тебе все это, но, обсудивши, оставила до теперешних минут, когда воочию увидишь корабль людей Божьих, управляемый небесным кормщиком, Святым Духом. Убивай грешное тело, умерщвляй пакостную плоть свою, не давай врагу веселиться.

    Вошел в сионскую горницу Николай Александрыч в длинной до самых пят рубахе из тонкого полотна, с необыкновенно широким подолом. Подпоясан он был малиновым шелковым снурком, на ногах одни чулки. В правой руке держал он пальмовую ветвь, в левой белый платок. Через плечо у него было перекинуто тонкое полотняное полотенце без кружев, без вышивок. Точно так же были одеты и Андрей Александрыч, и Кислов, и Строинский. Варвара Петровна с дочерью и Катенька в таких же точно рубашках, шеи у них были повязаны батистовыми, а головы шелковыми белыми платками. Остальные люди Божьи в таких же одеждах, только не голландского полотна, а тонкого крестьянского холста. У всех в руках пальмы, у всех белые платки, и у каждого через плечо полотенце. Платки "покровцами", полотенца - "знаменами" назывались.   Медленным шагом, с важностью во взоре, в походке и голосе, Николай Александрыч подошел к столу, часто повторяя: "Христос воскресе, Христос воскресе!" Прочие стали перед ним полукругом - мужчины направо, женщины налево. И начали они друг другу кланяться в землю по три раза и креститься один на другого обеими руками.   

    - Зачем это они друг на друга молятся? - прошептала Дуня.- Разве можно молиться на людей? Ведь они не святые, не угодники.  

     - Именно они святые угодники,- сказала Марья Ивановна.- Великой ценой искуплены они Богу и агнцу. Все мы святые праведные, нет между нами ни большого, ни малого, все едино во Христе. Ни муж, ни жена, ни раб, ни господин, ни богатый, ни убогий, ни знатный, ни нищий - не разнятся в сионской горнице. Все равны, все равно святы и праведны.   

      Сел у стола Николай Александрыч, остальные расселись по стульям и диванчикам. Мало посидя, встал он и, поклонясь собранию в землю, возгласил:   

    - Простите, братцы и сестрицы мои любезные, простите, ради государя нашего милостивого, ради батюшки нашего света искупителя, ради Духа Святого, нашего Утешителя.   И все земно ему поклонились. И каждый, кланяясь, приговаривал:   

    - Ты нас прости, батюшка, ты нас прости, красное солнышко, ты нас прости, труба живогласная!.. Созови к нам с небес Духа Святого Утешителя, покрой нас, грешных, Господним покровом!..   Снова кормщик сел у стола, выдвинул ящик, вынул книгу, стал ее читать. Все слушали молча с напряженным вниманием, кроме блаженного Софронушки. А Николай Александрыч читал житие индийского царевича Иоасафа и наставника его старца Варлаама, читал еще об Алексее Божием человеке, читал житие Андрея Христа ради юродивого. Потом говорил поучение:   

    - Прославляйте бога в грешных телесах, прославляйте его во святых душах ваших. Плоть смиряйте, без жалости умерщвляйте, душу спасайте, из вражьей темницы свобождайте. Лукавому не предавайтесь, бегайте его, храните чистоту телесную и душевную. Телесную чистоту надо постом хранить, трудами, целомудрием, больше всего целомудрием. Ничего, что живет и что движется на земле и в воздухе, отнюдь не вкушайте, рыбу вкушать можно, а лучше и ее в рот не брать. Вина не пейте, ни браги, ни пива, ничего хмельного,- вино кровь самого князя врагов Божьих - бойтесь к нему прикасаться, проклято оно Богом вышним. Всего лучше, всего праведней - питаться духом, телесный голод утолять пением и радением. Суетных мирских веселий бегайте, как огня, всячески их чуждайтесь. То служение врагу, отцу лжи и всякого зла. Сердце чисто созиждите в себе, дух правды храните в душах своих праведных.   И долго, долго говорил Николай Александрыч поучение. Дуне понравилось оно.   Близко к полночи. Божьи люди стали петь духовные песни. Потом стали петь псальмы и духовные стихи. Не удивилась им Дуня - это те же самые псальмы, те же духовные стихи, что слыхала она в Комаровском скиту.

    На колокольне сельской Церкви ударило двенадцать. Донеслись колокольные звуки и в сионскую горницу. Божьи люди запели Церковную песнь: "Се жених грядет в полунощи", а потом новую псальму, тоже по скитам знакомую Дуне.     

    «Тайно восплещем руками,   

    Тайно воспляшем, духом веселяще,   

    Духовные мысли словесно плодяще!   

    Яко руками, восплещем устами -  

     Дух Святый с нами, Дух Святый с нами!...»  

    Только что кончили эту псальму, по знаку Николая Александрыча все вскочили с мест и бросились на средину сионской горницы под изображение Святого Духа. Прибежал туда и блаженный Софронушка. Подняв руки кверху и взирая на святое изображенье, жалобным, заунывным напевом Божьи люди запели главную свою песню, что зовется ими "молитвой Господней".   Дай к нам, Господи, дай к нам Исуса Христа,   Дай к нам сына Божьего и помилуй, сударь нас!..   Пресвятая Богородица, упроси за нас Сына Твоего,   Сына Твоего, Христа Бога нашего,   Да Тобою спасем души наши многогрешные . Громче и громче раздавалась хлыстовская песня. Закинув назад головы, разгоревшимися глазами смотрели Божьи люди вверх на изображение Святого Духа. Поднятыми дрожащими руками они как будто манили к себе светозарного голубя. С блаженным сделался припадок падучей, он грянулся оземь, лицо его исказилось судорогами, вокруг рта заклубилась пена. Добрый знак для Божьих людей - скоро на него "накатило", значит скоро и на весь собор накатит Дух Святой.   Только что кончилось пение "молитвы Господней", женщины составили круг, а вне его составился другой из мужчин. Новую песню запели.     

    «Царство, ты царство, духовное царство,   

    Во тебе, во царстве, благодать великая,   

    Праведные люди в тебе пребывают,   

    Живут они себе, ни в чем не унывают ...»   

    Еще половины песни не пропели, как началось "раденье". Стали ходить в кругах друг за другом мужчины по солнцу, женщины против. Ходили, прискакивая на каждом шагу, сильно топая ногами, размахивая пальмами и платками. С каждой минутой скаканье и беганье становилось быстрей, а пение громче и громче. Струится пот по распаленным лицам, горят и блуждают глаза, груди у всех тяжело подымаются, все задыхаются. А песня все громче да громче, бег все быстрей и быстрей. Переходит напев в самый скорый. Поют люди Божьи:     

    «...Как у нашей-то царицы Богородицы -   

    У нее свои полки, все девические,   

    Они ходят да гуляют во зеленом во саду.   

    Во зеленом во саду, во блаженном во раю,   

    Они яблочки-то рвут, на златом блюде кладут,   

    На златом блюде кладут, в терем матушке несут.   

    Государыня примала, милость Божью посылала,   

    Духа свята в них вселяла и девицам прорекала:   

    "Ай вы, девушки, краснопевушки,   

    Вы радейте да молитесь, пойте песни, не ленитесь,

     За то вас государь станет жаловать, дарить,   

    По плечам ризы кроить, по всему раю водить».     

    Вдруг песня оборвалась. Перестали прыгать и все молча расселись - мужчины по одну сторону горницы, женщины по другую. Никто ни слова, лишь тяжелые вздохи утомившихся Божьих людей были слышны. Но никто еще из них не достиг исступленного восторга.   

    - Ни на кого не накатило! - жалобно молвил старый матрос.

    Изволь, кормщик дорогой, отец праведный, святой, нам про Духа провестить,- сказал он, встав с места и кланяясь в ноги Николаю Александрычу, прося возвестить от Святого Писания, как Дух сходит на Божьих людей. Подошел к столу Николай Александрыч, взял крест и высоко поднял его. Стали на колени, и Софронушка стал. Стих припадок его.  

     - Христос воскрес! Христос воскрес! Христос воскрес! - торжественным голосом возгласил кормщик.- От Бога, от Христа, от Духа Святого возвещаю вам слово, братцы и сестрицы любезные!.. Скажу вам, возлюбленные, не свои речи, не слова человеческие, поведаю, что сам Бог говорит: "В последние дни излию от духа моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши видения узрят, и старцы ваши сония увидят, и на рабов моих и на рабынь   моих излию от духа моего, и будут пророчествовать... И дам чудеса на небеси и знамения на земле" (Деяния. II - 17 и 18. ).   

    - Глаголет Бог! - густым басом запел дьякон, и все другие тоже пропели.   И, стоя на коленях, подняв кверху руки, потрясая пальмовыми ветвями и махая платками, "манят" Божьи люди Святого Духа:     

    Подай, Господи!

    Тебе, Господи,   

    Порадеть, послужить,   

    Во святом кругу кружить,   

    Духа с небеси сманить   

    Да в себя заманить!

    Собирались мы, дружки,   

    Во святы Божьи кружки,  

     Грешны плоти умерщвлять,   

    Души к небу обращать,   

    Бога петь, воспевать.   

    Уж мы пели, воспевали,  

    Руки к небу воздевали,   

    Сокола птицу манили:   

    Ты лети, лети, сокол,   

    Высоко и далеко,   

    Со седьмого небеси.   

    Нам утеху принеси -   

    Духа истинного,   

    Животворного,   Чудотворного!     

    Мы тем духом завладаем,   

    На соборе закатаем...   

    Накатись, накатись,   

    Святый дух, к нам принесись,   

    Согрей верны их сердца,   

    Сотвори в нас чудеса,    

    Грехи наши обличай,   

    А праведных утешай,   

    Ах ты!.. Дух Свят, голубок,   

    Наш беленький воркунок!..   

    Не пора ли тебе, сударь,   

    На сыру землю слететь,   

    На труды наши воззреть?..   

    Скати, батюшка, скати,   

    Скати, гость дорогой,   

    Во чертог свой золотой,   

    В души праведные,   

    В сердца пламенные.   

    Богу слава и держава   

    Во века веков. Аминь.     

    Кончилась новая песня, но все еще оставались на коленях с воздетыми руками, умиленно взирая на изображение Святого Духа, парящего середи девяти чинов ангельских.   Стали потом Божьи люди класть земные поклоны и креститься обеими руками, а Николай Александрыч читал нараспев:   - Благослови нас, государь наш батюшка, благослови, отец родной, на святой твой круг стать, в духовной бане омыться, духовного пива напиться, духом твоим насладиться!...   Тут разом все вскочили. Большая часть женщин и некоторые из мужчин сели, другие стали во "святой круг. Началось "круговое раденье".   

    - Христос воскресе! - кричал Николай Александрыч.- Братцы, сестрицы! Хорошенько порадейте, батюшку утешьте!.. Не ленитесь, порадейте, своим потом вы облейте мать сырую землю!.. Освятите вы ее, чтоб враги не бродили, одни ангелы ходили, чистоту бы разносили промеж Божьих людей!.. Братцы, сестрицы любезны, удаляйтеся вы бездны, походите во кругу - во святом Божьем дому!.. Хорошенько порадейте, вы Марию позовите, грешну Марфу прогоните!.. (Хлысты, также последователи некоторых рационалистических сект (молокане, духоборцы и проч.), отрицают действительность существования евангельских сестер Лазаря, утверждая, что это притча и что Мария означает душу, а Марфа - плоть.). Вдруг смолк. Быстро размахнув полотенцем, висевшим до того у него на плече, и потрясая пальмовой веткой, он, как спущенный волчок, завертелся на пятке правой ноги. Все, кто стоял в кругах, и мужчины и женщины, с кликами: "Поднимайте знамена!" - также стали кружиться, неистово размахивая пальмами и полотенцами. Те, что сидели на стульях, разостлали платки на коленях и скорым плясовым напевом запели новую песню, притопывая в лад левой ногой и похлопывая правой рукой по коленям.

    Живей и живее напев, быстрей и быстрее вертятся в кругах. Не различить лица кружащихся. Радельные рубахи с широкими подолами раздуваются и кажутся белыми колоколами, а над ними веют полотенца и пальмы. Ветер пошел по сионской горнице: одна за другой гаснут свечи в люстрах и канделябрах.   Быстрей и быстрее кружатся. Дикие крики, резкий визг, неистовые вопли и стенанья, топот ногами, хлопанье руками, шум подолов радельных рубах, нестройные песни сливаются в один зычный потрясающий рев... Все дрожат, у всех глаза блестят, лица горят, у иных волосы становятся дыбом. То один, то другой восклицают:   - Ай дух! Ай дух! Царь дух! Бог дух!   - Накати, накати! - визгливо вопят другие.   - Ой ева! Ой ега! - хриплыми голосами и задыхаясь, исступленно в диком порыве восклицают третьи.   - Благодать! Благодать! - одни с рыданьем и стонами, другие с безумным хохотом голосят во всю мочь вертящиеся женщины.   Со всех пот льет ручьями, на всех взмокли радельные рубахи, а Божьи люди все радеют, лишь изредка отирая лицо полотенцем.   

    - Вот истинная, настоящая баня паки бытия, вот истинное крещение водою и духом,- говорила Дуне Марья Ивановна, показывая на обливающихся потом Божьих людей. С удивленьем и страхом смотрела Дуня на все, что происходило перед ее глазами, но не ужасало ее невиданное дотоле зрелище...

    Блаженный радел с великим усердием, выкликивая непонятные слова.   Быстрей закружились в кругах. Громче и еще неистовей кричит блаженный...И упал в судорогах и корчах на пол. Пена пошла у него изо рта. Тут Катенька вдруг вся затрепетала, задрожала и, перестав кружиться, звонким, резким голосом закричала в ужасе:   - Накатил!.. накатил!..   Все остановились. Едва переводя дыханье, пошатываясь, ровно пьяные, все пошли к стульям.   - Дух Свят!.. Дух Свят!.. накатил!.. накатил!..- громче прежнего кричала Катенька и грянулась на руки подбежавшей Матренушке. Та довела ее до диванчика и с помощью Варвары Петровны уложила. На другом диванчике уложили бившегося о пол блаженного. Катенька привстала. Она села на диванчик и раз десять провела пальцами по зардевшемуся, как маков цвет, лицу своему. Зарыдала она и, едва переступая, вышла на середину сионской горницы. Глаза горели у ней необычным светом. Они остолбенели, зрачки расширились, полураскрытые посиневшие губы беспрестанно вздрагивали, по лицу текли обильные струи пота и слез, всю ее трясло и било, как в черной немочи (Эпилепсия, то же почти, что падучая болезнь. ).   Крепко стиснув руками голову и надрываясь от рыданий, неровными шагами, нетвердой поступью сделала она вперед несколько шагов и остановилась. Все встали и обеими руками начали креститься на Катеньку. Все встали на колени, и начала Катенька возглашать "живое слово" и "трубить в трубу живогласную". Сначала всему собранью "общую судьбу" говорила, "пророчество сказывала. И на всех махала Катенька платком, что был в руках у ней. Едва переступая, покачиваясь, медленно подошла Катенька к Николаю Александрычу и тот, хоть и кормщик, стал пред нею на колени. Стала Катенька ему "пророчество" выпевать:   - Здравствуй, верный, дорогой изообранный воин мой... Со врагом храбрей воюй, ни о чем ты не горюй! Я тебя, сынок любезный, за твою за верну службу благодатью награжу - во царствие пределю, с ангелами поселю. Слушай от меня приказ: оставайся, Бог с тобой и покров мой над тобой.   И трижды махнула на него платком, а он ей еще раз до земли поклонился.   Пошла после того от одного к другому и каждому судьбу прорекала. Кого обличала, кого ублажала, кому семигранные венцы в раю обещала, кому о мирской суете вспоминать запрещала. К Марье Ивановне подошла, хоть та и сидела одаль от круга Божьих людей. Встала Марья Ивановна, перекрестилась обеими руками, поклонилась в землю и осталась на коленях. Затрубила пророчица в трубу живогласную:   - Тебе, любезная овца - живое слово от отца, всемирного творца, из небесного дворца. Пребудь в вере до конца. К Богу сердцем ты пылай! свое сердце надрывай. Удивились люди Божьи, когда Катенька, отступя от Марьи Ивановны, подошла к не приведенной еще Дуне, в первый только раз бывшей в собрании познавших тайну сокровенную. Подошла она к Дуне, хоть никогда ее прежде не видывала.   Оторопела Дуня, недвижно сидела она, вперя испуганный взор на Катеньку.   - На колени стань!.. на колени!..- тихонько сказала ей Марья Ивановна.   Но Дуня будто не в себе была, ничего не слышала, ничего не видела, кроме исступленьем сверкавших глаз пророчицы и жаром пышущего ее лица.   - На колени становись!.. Крестись перед Духом Святым! В землю кланяйся! - заговорили вкруг нее, но Катенька вдруг "затрубила в трубу живогласную", и люди Божьи смолкли.   - Стой, стой, крепко стой на ногах, зеленое мое древо, изобранное, возлюбленное!.. Открою я тебе, отец, великое Божие дело, утешу, ублажу, в сердце благодать вложу! Сокровенную тайну открою и чисту овечку, тебя, в седьмом небе устрою... Дам тебе ризу светлу, серафимские крылья, семигранный венец, и тут еще милости моей не конец. Я, Бог, никогда тебя не оставлю, сотню ангелов к тебе приставлю. Со страхом и с верой, с надеждой и с любовью слушай, непорочная дева, мое пречистое слово живое: в тайну проникай, знамя Божье поднимай, душу духу отдавай! Хоть головушку ты сложишь, зато верно мне послужишь, всем праведным угодишь, свою душу украсишь, будешь духом обладать, хвалы Богу воссылать, будешь в трубушку трубить, в живогласну возносить. Оставайся, Бог с тобой, покров Божий над тобой!   И трижды по трижды махнула на нее покровцем.   Все были вконец изумлены. Редко ходящие в слове обращаются к неприведенным в корабль, не давшим страшных клятв сохранять сокровенную тайну. Вдруг такие обетования Дуне!   - Преславное видим, пречудное слышим здесь, братцы и сестрицы любезные! - возгласил Николай Александрыч.- Видим духа пришествие, слышим обетования. Да исполнятся наши надежды скорым исполненьем пророчества! Да сбудется славное, великое проречение!   Как мертвец бледная, в оцепенении стояла Дуня. Вне себя была она, дрожала всем телом и плакала. Бережно довела ее Марья Ивановна до ближайшего диванчика и уложила. Варенька села возле Дуни, махая над ней пальмовой веткой. Очнулся блаженный, тоже на диванчик сел, зевнул раза четыре и, посидев маленько, платком замахал.   - На Софронушку накатило! На блаженного накатило!..- заговорили люди Божьи.   Вышел блаженный на середину сионской горницы и во все стороны стал платком махать. Потом, ломаясь и кривляясь, с хохотом и визгом понес бессмысленную чепуху.

    - Приидите друг ко другу, люди Божии, - церковным напевом запел Николай Александрыч. - Воздадим целование ангельское, лобызание херувимское. Тако дух снятый повеле.   И все стали целоваться, говоря "Христос воокресе!" Только к Дуне да к Лукерьюшке с Василисой никто не подходил - они не были еще "приведены".   Все вышли в коридор. Марья Ивановна осталась с Дуней в сионской горнице. Осталась там и Луша с Василисой.   - Ну что? - спросила Марья Ивановна у Дуни.   - Я как во сне, - ответила Дуня. - Все так странно, так диковинно. А сердце так и горит, так и замирает.   - Пресвятый голубь пречистым крылом коснулся сердца твоего, Дунюшка, - сказала Марья Ивановна. Верь и молись, больше углубляйся в себя, а будучи на молитве, старайся задерживать в себе и тогда скоро придет на тебя благодать. На сколько сил твоих станет, не вдыхай и себя воздуха, ведь он осквернен врагом, день и ночь летающим в нем... Бывали такие праведники, что, задерживая дыханье, достигали высочайшего блага освоБождения святой, чистой, Богом созданной души из грязного, грешного тела, из этой тюрьмы, построенной ей на погибель лукавым врагом. Воротились люди Божии. Они были уже в обычной одежде. Затушив свечи, все вышли. Николай Александрыч запер сионскую горницу и положил ключ в карман. Глядь, уж утро, летнее солнце поднялось высоко... Пахнуло свежестью в растворенные окна большой комнаты, где был накрыт стол. На нем были расставлены разные яства: уха, ботвинье с осетриной, караси из барских прудов, сотовый мед, варенье, конфеты, свежие плоды и ягоды. Кипел самовар.   И сидели Божьи люди за трапезой чинно и спокойно. Проводили они время в благочестных разговорах. Послышался благовест к обедне, и тогда разошлись они по своим местам и улеглись, утомленные, на постелях.

    Иллюстрация к аннотации: http://crazy.werd.ru

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru