rss
    Версия для печати

    Католическое Рождество в Москве: спасти овечку из вертепа

    О том, как празднуют Рождество московские католики, мы расспросили журналиста и телеведущую Ольгу Бакушинскую.

    Меня немножко смущает, когда говорят «католическое Рождество», - мы его не приватизировали! 25 декабря празднуют Рождество не только католики, но и протестанты и многие Православные Церкви.

    Ольга Бакушинская

    У католиков есть Адвент, период подготовки к Рождеству. «Адвент» восходит к латинскому «adventus»- «пришествие», «прибытие», «приближение». Адвент длится четыре воскресенья до Рождества, это не пост, как у православных, но тоже - подготовка к Празднику. Каждое воскресенье Адвента посвящено какому-то особому случаю. Каждое воскресенье зажигаются свечи, с каждым воскресеньем одна свеча прибавляется. На эту тему существует много музыкальных материалов, есть специальные песни, которые этому посвящены. На Адвент католикам положено давать какие-то обещания. Это в идеальном варианте. Обещания небольшие, но выполнимые, реальные, нечто, что будет способствовать твоему исправлению. Отказаться от сквернословия, например, или как-то усиленно заниматься благотворительностью или помощью бедным. Кстати о посте. Если с мясом у тебя все в порядке, ты ешь его умеренно, но сильно увлекаешься шоколадом, то на Адвент можно отказаться от шоколада.

    Есть традиция исповеди накануне Рождества. Это не суровое правило, но обычно все это делают. У католиков есть обязательство исповедоваться раз в год перед Пасхой. Все остальное - на твое усмотрение. Но перед  Рождеством все всё-таки стараются это сделать. В сочельник в принципе - пост, то есть не принято есть мясо. Хотя у нас нет строгих постов, и, во всяком случае, нет постов, когда надо отказываться от молочного или рыбного, только если ты в индивидуальном порядке берешь на себя такое обязательство. Постятся люди здоровые от 18 до 60 лет и те, кто не будет «человеков есть», если не ест мяса. У нас пост - мероприятие, скорее, духовное.

    Поместные рождественские традиции у католиков очень разные, в России сильны традиции польские. В сочельник 24 декабря люди собираются за праздничным столом. На столе, в основном, рыбные блюда, по традиции блюд за столом в сочельник должно быть 12. Начинают трапезу с преломления рождественского хлеба. Рождественский хлеб, как облатка, пресный, квадратный и большой, часто на нем выдавлены изображения святых. Этот хлеб заранее освящают в храме. В сочельник преломляют хлеб друг с другом и говорят добрые пожелания. После чего все закусывают, без спиртного, и в конце трапезы дарят рождественские подарки. А потом… идут в храм!

    Теоретически рождественская служба должна быть ночью. Но практически это не очень возможно. Потому что много служб, общин много, и они все говорят на разных языках. У кого-то служба - в семь, у кого-то - в восемь, в зависимости от языка. В кафедральном соборе будет две службы на русском в 19 и в 23 часа. В храме Святого Людовика служба на русском будет в 21 час. Потом в кафедральном соборе обычно до 5 утра - молитвенное бдение. Хотя, конечно, до утра мало кто остается. Навечерие - это самая торжественная и красивая месса, многие детей приводят на нее. А на следующий день - обычная служба, может быть, чуть более торжественная, чем всегда. Будут петь Рождественские гимны. «Adeste Fideles» обязательно поют, «Тихую ночь» иногда поют.

    В Москве на Рождество в католические храмы приходит очень много зрителей, которые хотят посмотреть, как у нас тут все устроено. Зрители есть всегда, но на Рождество их особенно много. На Пасху меньше, как ни странно. И когда все идут к Причастию, то зрители действуют по принципу «все побежали, и я побежал». Священники много раз объявляют, что к Причастию подходят католики, которые исповедовались и не имеют тяжких грехов, но в очереди всегда вылавливают зевак, которые идут «за всеми».

    Хотя зрители в католическом храме - это нормально. Я даже сама на Рождество всегда беру с собой зрителей. Приходить в католический храм «посмотреть» - можно. Только во время мессы надо стараться не слишком ходить по храму, не стоит подходить к алтарю  или разглядывать священника в бинокль. А так, приходите, пожалуйста, в любой момент. Можно сесть в уголок и смотреть тихонько, а вот  вставать с места и преклонять колени вместе со всеми вам не обязательно. Вообще в католических храмах к посетителям нормально относятся, даже могут все «рассказать и показать», если видят интерес. Если ты не мешаешь другим, в принципе, делай, что хочешь.

    Есть такая экскурсия, которая называется «Москва религиозная» - там водят людей в храм к православным, к католикам, в мечеть и в синагогу. Правда, экскурсоводы там такое говорят, если вслушаться… И вот как-то мы, несколько прихожан, стояли в приделе, туда вошли девушки, отставшие от группы, и говорят: «А можно зайти?». Мы им: «Давайте, заходите, конечно! Хотите, и мы вместе с вами зайдем, о храме расскажем». И тут эти девушки почему-то испугались и, пятясь задом, вышли из храма.

    Приходские дети обязательно ставят рождественский спектакль про библейские события, касающиеся Рождества, и показывают его в храме. И, конечно, в храме наряжают елки и не одну. Храм украшают к празднику. А еще во дворе кафедрального собора на Рождество всегда делают вертеп. Большой, освещенный, с музыкой. И во двор все заходят на него смотреть, и все окрестные дети там во дворе всегда гуляют - в центре-то гулять особенно негде. И, как правило, настоятель отец Иосиф выставляет в этот вертеп кого-то из своей живности - гусей, например, или кроликов. Обычно свою живность отец Иосиф держит в сарайчиках в дальнем углу двора, а летом по двору храма гуляют гуси. И вот пару лет назад выставил отец Иосиф на Рождество в вертепе овечек. Настоящих! И все на них ходили смотреть. Но потом возник ропот. Холодно же, замерзнут овечки. И я помню, как партия зеленых ходила, защищала овечек, которые вполне нормально себя чувствовали.

    В Москве всего три католических храма, поэтому на Рождество у нас всегда аншлаги. Создают их, кроме постоянных прихожан, во-первых, зрители, а, во-вторых, католики, которые в обычное время не ходят даже на воскресную мессу, но в Рождество и в Пасху вспоминают, что они католики. В кафедральный собор все как-то умещаются, а вот в других храмах людям иногда даже в открытых дверях приходится стоять, потому что внутрь войти они не могут. Иногда бывает, что люди даже на колени опуститься не могут, потому что нет места. Получается, как будто шел  на день рожденья в семейном кругу, а попал в метро в час пик. Но все равно - атмосфера непередаваемая, рождественская. И в храме чувствуешь - вот оно, Рождество.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru