Tweet |
Добрыми делами для незнакомых людей. Накопил немного времени - покупай на него ответные услуги. Доходы, расходы, остаток - все, как в привычной сберкассе, меняется лишь капитал. «Татьянин день» оценил, как работает банк, который нельзя ограбить, хотя хранится в нем то, что считается во всем мире одним из главных богатств - время. Оказалось, что, для вступления в него не требуется никаких документов, но для действительно нуждающихся в поддержке это заведение... закрыто.
Принцип участия в уникальной для России программе простой: «Кто-то - мне, я - кому-то». Выражаясь менее категорично, «я что-то делаю для вас, а вы - что-то для меня». Либо, если совсем мягко, здесь опираются на евангельскую истину «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
- Отношения между вкладчиками у нас выстраиваются в сложные цепочки, - уточняет нам координатор проекта Анастасия Володькина. - Например, есть у нас замечательная женщина Елена Голома. Она подтягивает английский инвалиду-колясочнику Ольге Поповой. А когда у нашей преподавательницы потек кран, она обратилась, конечно, не к пенсионерке, с которой сама занималась, а к одному из операторов. И тот подобрал ей нужного специалиста. Ну, а, значит, Ольга выручила кого-то четвертого.
Листаем каталог услуг: нижегородцы готовы оказать друг другу, если денег жалко больше, чем времени, если хочется попробовать быть полезным новым способом, или если вести учет подаренных вещей как-то неловко, а вот часов - пожалуйста. Самые популярные - ремонт и репетиторство. Александр Якунин соберет мебель, Антон Воробьев прибьет полку, заменит карниз и розетку, Юлия Зудилина научит философии, Юрий Дорогов - цифровому фотомонтажу, Евгений Баранов - либо радиотехники, либо терпению, а Александр Махин - и вовсе расскажет о том, как «ребенку стать хорошим человеком».
Всего помогают тем, что умеют, 213 человек. В общей сумме за год они накопили 107 час, а истратили только 27.
- Такая огромная разница оттого, что большинство предпочитает действовать бескорыстно, - поясняет девушка. - В основном, это школьники и студенты, от 14 до 25 лет. У них на неделе есть полдня лишнего выходного, они с удовольствием посидят с ребенком или наберут текст на компьютере, а обратно им ничего не требуется. Ни стрижки, ни консультирования по гражданскому праву. А деньгами мы не компенсируем.
- А как же вышло, что на две сотни человек приходится сто часов? Каждому из них зачли по тридцать минут?
- Ну что вы. Мы засчитываем практически все. Одинаково идут и массаж тела, и пошив одеяла. Но активных товарищей у нас сто пятьдесят. Из-за того, что нелегко найти заказчиков на разрисовку подъездов, докладов о трезвости, укладку голландских печей. Иногда и такое предлагают. А порой от нас хотят чего-то большего. Пять минут назад звонил парень, просил прислать ему девушку для мытья полов в квартире. Но непременно высокую, блондинку, красивую. А мы не служба знакомств.
Специально-то нет, но через месяц - иной кто-то находит через банк себе приятелей. Приехала однажды одна женщина к другой - дачу хохломой расписывать. Теперь - лучшие подруги, огород вместе копают.
А вот Зое Львовне - одинокой бабушке с парализованной правой рукой - знаменитый банк ни новыми встречами, да и ничем подсобить не может. Поскольку не сотрудничает с теми, кому в силу любых обстоятельств, чаще здоровья, нечем отблагодарить добровольцев. И кто-то, оставленный семьей, кто-то, тяжело болеющий, кто-то, вынужденный проводить целые сутки в заботе об одном себе, да потому что о нем никто более не заботится, кто-то, таким образом, выброшенный из популярного нынче мира тусовок, премьер, отдыха в Турции с Египтом, остается за дверьми этого, на самом-то деле, благообразного здания.
- Да, к сожалению, мы не благотворительный фонд, а коммерческая организация. Но мы не прямо бросаем недееспособных, а сообщаем о них в специальные органы, что и должны разруливать данные случаи, вроде социальной защиты населения. С пожилыми и без того сложно, - вздыхает Анастасия. - Часто из-за преклонного возраста им не доверяют и отказываются и от их лоскутного шитья, и от их бухучета.
Значит, даже те старички, кто сохранил зрение и память, не просто лишаются возможности поупражняться в любимом хобби, но и права получить что-нибудь взамен.
Отдельно следует помянуть проект «Старший брат - старшая сестра». По нему подростки занимаются с детьми из неполных и проблемных семей, что для малышей безвозмездно.
Но, в целом, сосредоточены жители адмцентра на мелких проблемах. Самим надо договариваться о том, кто оплачивает транспорт и материалы, округлять ли часы до целых или, наоборот, штрафовать тимуровцев за болтовню и нерасторопность. И проявлять настойчивость в поисках исполнителя, а то весна наступит, когда тебе елку наконец вынесут. Знать, что курсовую за студента сочинять нельзя - противозаконно. Защищаться от махинаций. Вдруг два соседа, играя друг другу на гитаре, приумножат кучу часов, а серьезную подмогу, допустим, поклеить обои, требовать с прочих клиентов станут?
Зато стимулов к взаимному обмену помощью директор Елена Жаркова придумала немало: для постоянных членов - халявные посиделки в ресторанах, за 50 часов - раз в месяц бесплатное посещение оперы или балета, за 100 - абонемент в стоматологию или фитнес-клуб.
Хотя желающих отнять у вас эти приятные бонусы, сократив ваш счет из часов, чтобы увеличить свой собственный, - с каждым днем все больше: одних предложений побегать с вами трусцой или посидеть в позе лотоса в базе данных - две дюжины.
Из истории вопроса Идея современного банка времени пришла в голову американскому преподавателю права Эдгару С. Канну, когда в 1980 году после инфаркта он находился в больнице между жизнью и смертью. В те тяжелые для него дни Эдгар задумал создать своего рода большую семью, в которой, благодаря обмену услугами, смогут выжить даже неимущие, где социальная экономика будет цениться больше, чем финансовая. Чтобы войти в такую общину, достаточно сделать что-либо для других, это признается ценностью и подлежит ответному воздаянию. Таким образом родилось учреждение Time Dollar Institute, президентом которого профессор Канн и является. Но еще в 1977 году похожий банк времени был организован советским ученым В. М. Лившицем в эстонском городе Кохтла-Ярве, на местном хлебокомбинате. Перевыполненный рабочими план засчитывался за часы, из которых 15 % отдавали начальнику. Потом заработанное время шло на разные поощрения или лечение. Его разрешали брать и в кредит. Сегодня банки времени действуют более чем 36 странах, от Канады до Северной Кореи. Больше всего их в Японии - около 800. У нас он есть пока лишь в Нижнем Новгороде. Два года назад на два месяца в Воронеже работал Городской банк времени добрых дел. В честь 420-летнего юбилея города воронежцы безвозмездно благоустраивали улицы и дворы, а обо всех своих добрых поступках сообщали диспетчеру. За это им начисляли все те же часы. |
Статистика
По данным опроса в США, у 47 % клиентов банков времени улучшилось здоровье, 25 % похудели, по 20 % теперь меньше пьют и курят, 15 % больше не едят шоколада, а у 8 % даже наладилась половая жизнь.
Еще работы!
Одна из интересных инициатив от Time Dollar Institute - суд несовершеннолетних над ровесниками. Подростки, ранее сами часто обвиняемые в правонарушениях, налагают наказания над провинившимися сверстниками. Например, одного юношу приговорили к 25 часам работ на кухне, к участии в 8 судебных заседаниях уже в качестве судьи и к прохождению 8 образовательных программ. Бывший хулиган теперь при деле.
Комментарий специалиста Борис Новодержкин, психотерапевт, телеведущий: - Я воспринимаю нижегородский банк времени как игру. Игру для инфантильных взрослых. Как некое моделирование для людей, не умеющих грамотно оценивать свой труд. Как сравнить работу медсестры и копателя траншеи? «Ой, ну давай по времени». Эдакая уравниловка, только во всем мире эту функцию берут на себя деньги, а здесь время, вроде натурального обмена, от которого в цивилизованных странах давно отказались. Но это хорошо для многих граждан. Для молодых людей, не определившихся с профессией, это возможность попробовать себя, допустим, в пении. Судить-то тебя будут чужие люди. Приемлемо и для халтурщиков и халявщиков, что не в состоянии выполнять работу качественно. Ведь, получая деньги, ты несешь ответственность за сделанное. А тут: «Друг, я час тебе вазу клеил, а не лопнет ли она после меня, уже в мое время не входит». Еще и иллюзия создается, что твой труд востребован. Для пенсионеров же и безработных эта идея - отличная! Им - утешение, да и задания могут быть самыми простыми. Но вот их не берут в эту игру. Ну что ж поделаешь. Им можно помогать и минуя банк, бескорыстно. Сам бы я в такую структуру не вступил, так как, обмениваясь с кем-то часами, не прокормлю семью. Хочешь получить услугу - так заработай на нее денег в реальном, а не надуманном мире. Свой час на меня может потратить как повар-неумеха, так и раскрученный шеф-повар из модного ресторана. Разное время стоит разных денег. А здесь, я вижу, никакой классификации нет. Количество участников говорит о нежизнеспособности сего банка. Час должно направлять не на час, а на результат. |
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
Проблема №1- одинокая старость. Многие пенсионеры, обладая солидным опытом и знаниями, оказываются не у дел. И не многие могут позволить себе регулярно оплачивать труд наёмных рабочих.
Проблема №2 – незанятость молодёжи. Не я первый замечу, что если молодёжь ни чем не занята, она сама найдёт себе занятие по душе, и не всегда это будет благопристойное занятие. Банк времени решает обе проблемы путём взаимного исключения – молодые помогают пожилым, те же, взамен, предлагают собственный, порой уникальный опыт. Это модель развития общества, проверенная веками.
Борис Анатольевич называет проект неким развлечением для отставших в развитии граждан, не будучи знакомым ни с идеологией банка, ни с послужным списком. Должен заметить, большинство клиентов (без учёта учащихся) – состоявшиеся и успешные люди, способные оценить свой труд. И ценят они его куда выше, чем те граждане, не ставящие перед собой иных задач, кроме заработка. Как показывает практика, люди, низко оценивающие собственный труд, как раз и относятся к самой идее обмена услугами с недоверием, и это не сложно понять – обычной уборщице трудно поверить, что квалифицированный преподаватель станет бесплатно готовить её внука к экзаменам. Для этого ей нужно воспринимать мытьё полов на одном уровне с репетиторством.
Для халявщиков и халтурщиков это, безусловно, приемлемо, но опять же, сложно представить себе человека с подобным характером среди активных клиентов. Первые уходят сами, вторые отстраняются от участия системой контроля качества услуг.
Утверждение об иллюзии востребованности труда считаю бессмысленным. Спрос либо есть, либо его нет. Ведь не размером комиссионных определяется потребность профессии! Если к человеку обращаются регулярно, то какие тут могут быть иллюзии?
Безработным и пенсионерам в банк дорога открыта всегда. Предположу, что Борис Анатольевич, говоря «безработный» имел в виду «гражанин без профессии». Но даже среди совсем безнадёжных трудно найти человека, совершенно не способного к труду. В банке таким людям помогают избавиться от заблуждения, что они «ничего не умеют».
Ещё одним заблуждением является мнение, что обмениваясь часами невозможно прокормить семью. Не берусь судить, как проводит свободное время автор «комментария специалиста» к данной статье, но про подавляющее большинство менее компетентных в выборе досуга граждан скажу: отказаться от двух-трёх часов в неделю в пользу взаимопомощи сможет каждый. Многие куда больше времени тратят на диван и телевизор. Давайте рассматривать участие в проекте не как ущерб собственному заработку, а как проявление деловой активности.
Сравнивать работу медсестры и копателя траншеи вполне уместно, главное, чтобы каждый занимался своим делом, и вовремя. Если человек попадёт в беду, а рядом окажется лишь один-единственный землекоп, то все его профессиональные навыки обратятся в ничто, по сравнению с умением накладывать повязки.
P.S.
За неполных четыре месяца, с момента публикации статьи, количество участников проекта увеличилось втрое, и не лопнула ни одна склеенная ваза.